25.07.2014
Жак Польж несколько десятков лет создает для Chanel ароматы, которые, несмотря на многолетний «стаж», не теряют ни актуальности, ни популярности. Woman.ru расспросил мэтра о том, как рождаются шедевры и чего нам ждать от парфюмерии будущего. В итоге мы узнали гораздо больше — и про мужчин, которые пользуются Chanel №5, и про псевдоаллергены в парфюмах, и про хороший вкус, про который, оказывается, можно забыть, создавая женские ароматы.
  • Парфюмер Chanel Жак Польж

    Парфюмер Chanel Жак Польж

Оптимистичный и кокетливый Chance, свежайший, как океанский бриз, Allure Homme Sport, пряно-восточный Coco Noir, нежнейший №5 Eau Premiere, терпкий Sycomore, коварно-обольстительный Egoiste… У этих запахов Chanel самые разные характеры и поклонники, а создатель один — Жак Польж, выдающийся парфюмер, с 1978 года пополняющий портфолио французской марки композициями, с одной стороны, коммерчески успешными, с другой — по-настоящему «артовыми».

Пройдите тест и откройте свою неповторимую формулу женственности! Узнайте, какие ароматы Chanel подходят именно вам.

Говорить, что он знает об ароматах все и даже больше, даже не стоит. Конечно, знает. Более того, мсье Польж всегда точно предугадывает, чего всем нам захочется через год или два, — чтобы тут же предложить очередной эликсир, от которого потеряет голову полмира. Как ему это удается? Польж серьезно утверждает, что здесь не обходится без магии. Woman.ru попытался узнать, как колдует парфюмерный кутюрье, а заодно выяснить, что же на самом деле нужно, чтобы создавать ароматы, привораживающие раз и навсегда.

Woman.ru: Так какую же магию вы имеете в виду, говоря, что без нее невозможно создать выдающийся аромат?

Жак Польж: Когда заканчивается работа над ароматом, а это многолетний процесс, я всегда задаю себе один и тот же вопрос: «Достаточно ли в аромате загадочности?». Хороший запах без капли чего-то эдакого так и останется хорошим — не больше. В нем что-то должно цеплять — только так он станет жизнеспособным.

«Когда я работал над Coco Mademoiselle, этой самой каплей загадки стала нота пачулей. В Chance это был уже типично мужской ингредиент ветивер, о котором изначально разрабатывая формулу, я даже не думал, но как он преобразил композицию!».

Эталон по-настоящему загадочного, я бы даже сказал, мистического аромата — Chanel №5. Вот уж загадка, которую уже почти сто лет разгадывает мир! Не самый понятный запах, уж точно не самый легкий в использовании — и в то же время бестселлер.

Woman.ru: В чем на ваш взгляд особенность Chanel №5?

Ж. П.: Он до сих пор современный! Достаточно взглянуть на форму флакона, чтобы понять, что львиная доля ароматов, появившихся много позже, разлита в похожие. Да и цифры вдруг стали активно фигурировать в названиях парфюмов… За успех №5 играет очень много факторов, и все-таки ключевой — его откровенная непохожесть на все остальные запахи. Он вне моды и над тенденциями. В топе могут быть ориентальные, гурманские, свежие — какие угодно ароматы, но №5 всегда будет другим. Он не вписывается ни в один тренд, чем и прекрасен.

В этом запахе очень много цветов, но звучат они совсем не так, как в природе. Все дело в альдегидах, которые в чистом виде не каждый в силах выдержать — настолько они специфически резкие. Альдегиды преломляют благоухание жасмина и розы, заставляя цветы искриться, даря им сверхъестественное звучание, сбивающее с толку и берущее за душу.

«№5 — алфавит Chanel. В этом запахе зашифрованы все ценности Дома — простота, современность, соблазн».

Каждая женщина может сделать Chanel №5 своим, и неважно, что на ней надето — джинсы или вечернее платье. Для этого запаха нет униформы. Главное не снаружи, а внутри. Такой запах может позволить себе только личность. Она будет разгадывать его загадку, находить грани, созвучные именно ей.

«Что там женщины — я знаю немало мужчин, которые пользуются Chanel №5. Правда, они предпочитают не духи, а туалетную воду, в которой превышена доля сандала, за счет чего запах звучит чуть более брутально».

Woman.ru: Chanel №5 действительно живее всех живых, но то же самое можно сказать и про остальные ароматы марки, большую часть которых создали вы. Как получается делать запахи вне времени?

Ж. П.: Каждый раз, когда мы приступаем к очередному проекту, на повестке стоит идея его долгой жизни. Мы не делаем однодневок. Бывает, что мы вроде бы готовы выпустить аромат, но он не кажется нам особенным. В результате мы предпочитаем просто забывать о нем, нежели давать ему шанс без особых надежд на долгий успех.

Еще один немаловажный момент — использование только лучших натуральных ингредиентов и самых современных молекул, которые помогают цветам, специям, древесным нотам звучать еще интереснее. Ну и инстинкты никто не отменял. Я уже говорил, что готов колдовать над уже, казалось бы, готовой версией сколь угодно долго, чтобы приправить ее чем-то особенным.

«Заметьте, я не люблю использовать словосочетание «хороший вкус». Его никто не отменял, но в аромате для женщин важнее женственность, соблазн».

Woman.ru: Вы упомянули молекулы. Как относитесь к молекулярному тренду в современной парфюмерии?

Ж. П.: Химики проводят сутки и годы, анализируя натуральные ингредиенты. Часто они делают удивительные открытия, которые помогают нам расширить палитру или облегчить работу.

«Например, до войны было всего 6 синтетических компонентов, с помощью которых можно было имитировать аромат жасмина. Сегодня их более двухсот!»

Или вот еще пример: работая над Chanel №5 Eau Premiere, я использовал ингредиент, которого не было в распоряжении Эрнеста Бо, создателя оригинальной версии №5, но мне кажется, если бы этот компонент у него был, Бо наверняка бы его использовал.

Некоторые молекулы стоят баснословно дорого и божественно пахнут. Важно не то, какие парфюмер использует компоненты — синтетические или натуральные, а насколько он свободен в своем творчестве. Когда молекулы вступают в связь с самыми лучшими натуральными ингредиентами, начинается настоящее волшебство.

Woman.ru: Как вы работаете с натуральными ингредиентами?

Ж. П.: Одна из важных частей моей деятельности — контролировать качество сырья, с которым мы работаем, поддерживать небольшие семейные фермы, которые поставляют продукцию только нам.

Расскажу историю. Когда я начинал постигать парфюмерное мастерство в специальной школе в Грассе, я и мои сокурсники набирались опыта, имитируя популярные запахи вроде №5 или L’Air du Temps, Nina Ricci. И, знаете, у меня ничего не получалось. Много лет спустя я понял почему. Даже если кто-то получит формулу Chanel №5, у него вряд ли получится воспроизвести аромат. Ингредиенты для него изготавливаются нашими эксклюзивными поставщиками, а с другим сырьем запах получится совсем не таким, можете мне поверить.

«Одно дело — различать дамасскую розу от сентифолии, другое дело — понимать, где она росла, как о ней заботились».

Woman.ru: Кстати, чем восточная роза отличается от сентифолии?

Ж. П.: Мне нравятся оба цветка — в том числе и тем, что они абсолютно разные. Сентифолия, которую используют для Chanel №5, — более объемная, чувственная, у нее нежнейший медовый привкус. Дамасская роза как основа, своего рода скелет, на который можно нанизывать самые разные ноты, в результате чего они начинают звучать еще богаче.

Woman.ru: Вы создали такое количество настоящих шедевров, ощущаете за это гордость?

Ж. П.: В любой работе, когда считаешь, что всего достиг и все знаешь, ты в тот же миг умираешь как профессионал, а мне бы этого не хотелось. Талант не имеет ценности, если постоянно не используется на практике, если у его обладателя нет желания учиться дальше, открывать что-то новое, преодолевать трудности.

Woman.ru: Говорят, немало трудностей парфюмерам обеспечила организация IFRA (Международная парфюмерная ассоциация — прим. Woman.ru), определяющая потенциальные аллергены в составе ароматов и требующая их изъятия даже из давно существующих композиций…

Ж. П.: Да, IFRA борется с потенциально опасными веществами, какие могут вызывать обострения у аллергиков. Нам постоянно выдаются рекомендации, и мы обязаны не просто прислушиваться, а беспрекословно их выполнять. Советы эти, что уж там, могут быть абсолютно бредовыми.

«Например, есть аллерген под названием лимонен — если вы почистите цедру апельсина, его доза будет гораздо выше, чем в аромате с этим компонентом. Вы можете пользоваться им каждый день и всю свою жизнь, но IFRA на страже вашего здоровья и требует, чтобы мы исключили его из формулы. И мы обязаны подчиниться».

В нашей компании есть отдел, который рассматривает жалобы покупателей на аллергические реакции, вызванные ароматами Chanel. За все время существования отдела жалоб было около пяти.

Вся индустрия пытается сплотиться и дать отпор. Такое ощущение, что ароматы в какой-то момент стали мировым злом. Как будто дышать выхлопными газами безопаснее, чем пользоваться любимой туалетной водой.

Woman.ru: Каким вы видите будущее парфюмерии?

Ж. П.: Скажу честно, мне оно представляется отнюдь не в розовом свете. Мы живем в эпоху банализации парфюмов, вызванной тем, что их производство поставлено на поток. А это недопустимо. Многие производители не думают о судьбе своих детищ, им важнее получить результат здесь и сейчас, а достойные ароматы не терпят суеты.