02.02.2015
Российский кризис печалит не только западных бизнесменов, но и дизайнеров. Отечественные it-girls больше не слетаются яркими стайками на показы Недели Высокой моды и не скупают целые чемоданы кутюрных нарядов. Woman.ru попытался разобраться, что в России станет не только с люксом, но и с fashion-индустрией в целом и кто придет на смену нашему модному десанту. Если придет, конечно...
  • Полина Киценко, Елена Перминова, Наталья Водянова, Мирослава Дума, Ульяна Сергеенко, Вика Газинкая

    Времена, когда «русская fashion-мафия» вызывала фурор на Неделях моды, возможно, скоро канут в лету

Всего три года назад весь мир с восторгом наблюдал за появлением новых икон стиля: на Неделе Высокой моды в Париже «русский модный десант» вызывал, наверное, больше интереса, чем показы. Мирослава Дума, Наталья Гольденберг, Вика Газинская, Полина Киценко, Анна Зюрова и, конечно же, Ульяна Сергеенко, переодеваясь между шоу едва ли не чаще, чем Анна Делло Руссо, с радостью позировали вместе и сидели в первых рядах на всех дефиле.


Кажется, железный занавес, отделявший Россию от мировой моды, рухнул именно тогда. Отечественные миллионеры, оправившись от кризиса 2008 года, принялись тратить деньги с удвоенным рвением.

В 2012 году Карл Лагерфельд не без восторга рассказывал о неких русских клиентках, способных купить 35 (!) кутюрных платьев за раз.


Ведущие зарубежные глянцевые журналы чествовали новых it-girls и посвящали огромные материалы русскому стилю, не менее загадочному и удивительному, чем душа. «Русские идут!» — восторгались критики и редакторы в то время, как дизайнеры отчаянно старались угодить новым клиенткам, а показы Ульяны Сергеенко вызывали не меньший ажиотаж, чем шоу Dior.


Однако в этом сезоне модные профессионалы с удивлением обнаружили, что практически все российские байеры проигнорировали Неделю Высокой моды. Первые ряды на престижных показах теперь заняты китайскими поп-звездами, а не русскими «царицами», да и по 35 платьев больше никто не покупает. Новая кутюрная коллекция Valentino, пропитанная славянскими мотивами, является скорее прощальным реверансом в сторону российских клиенток, финальным аккордом умирающего тренда. Но вряд ли дизайнеры будут долго горевать: модницы из Поднебесной и арабские fashioniostas не испытывают никаких проблем с платежеспособностью.

Конечно, все дело в курсе рубля. Из-за резко обвалившейся национальной валюты и без того дорогие люксовые вещи стали еще дороже.


Даже Ульяна Сергеенко — самый известный на Западе русский дизайнер — в этом году решила отказаться от показа в пользу камерной презентации в пятизвездочном отеле. По словам представителей бренда, это больше соответствует духу марки, чем грандиозные шоу, но нельзя не заметить, что момент для смены концепции выбран подходящий.


Американское издание The New York Times посвятило целую статью новым модным реалиям. Немногие русские, сумевшие все же приехать на Неделю моды (а в Париж, кроме Ульяны Сергеенко и Фрола Буримского, добрались только Елена Перминова, Ксения Собчак, Яна Рудковская и Ольга Новожилова), поведали о том, какие настали сложные времена:

«Покупать что-то новое — очень дорого, — рассказала Перминова. — Когда я что-то покупаю, я думаю. А другие богатые люди? Они тоже думают».


Свои слова модель и молодая мама подтвердила делом. На показ Giambattista Valli она пришла в платье Emilio Pucci, однако сверху была накинута вполне бюджетная шуба Asos. Неожиданный микс — с одной стороны, дерзкий, с другой — в духе актуальных экономических трендов, предписывающих нам быть скромнее.


Еще одна отечественная «золотая девушка», умница и красотка Надежда Оболенцева, чью роскошную свадьбу на берегу озера Комо мы еще долго не забудем, после кутюрного показа Dolce&Gabbana в Милане отправляется теперь не в ателье к дизайнерам, а прямиком в магазин Zara, что, учитывая курс евро, уже можно назвать люксовым шопингом. Тем временем в Москве обеспеченные родители, вспоминая юность, стоят в многочасовых очередях в дорогой детской галерее «Якиманка». Можно и потерпеть, если обещаны скидки до 90%.

«Должно пройти время, чтобы потребитель привык к новому весу рубля. Весна обещает быть скучной: рекордов продаж никто не поставит», — прогнозирует Александр Шумский, исполнительный президент Российской палаты моды.


Шумский уверен: скоро скидок вне периодов распродаж не будет вообще. В этом есть свой плюс, ведь никто не будет закладывать дисконт в изначальную стоимость. Ну а мы надеемся, что нынешняя ситуация сыграет на руку отечественным модельерам и производителям. В конце концов, за последние 20 лет Россия переживает уже третий кризис. И обязательно переживет — куда мы денемся.