22.05.2008

Как отличить оригинал от подделки? Занятие довольно не простое, потому что за подделку берутся опытные профессионалы. Автор книг «Face Control» и «Русский жиголо», бизнесмен и светский персонаж Владимир Спектр специально для нас описал свой богатый опыт столкновения с фейком.

Свои первые деньги я заработал в далеком 1991 году. Мне как раз исполнился двадцать один год, и я чувствовал себя молодым если не Богом то как минимум Дональдом Трампом. Мне тогда казалось, что я поднялся на новую ступеньку, хотелось этот свой новый статус закрепить и, мало того, продемонстрировать всем окружающим. Ну и, конечно, первым делом я купил себе часы, сами понимаете — Rolex. Модель Oyster Perpetual Datejust из стали с черным циферблатом. Это сейчас подобная классика кажется банальной, а в те ветхозаветные времена одна только мысль об обладании такими часами могла любого привести в трепет. Еще бы, ведь это был Rolex — воплощенная американская мечта, перенесенная в московскую реальность.

Модный аксессуар - символ богатства

Парня, который продал мне этот статусный аксессуар — символ моего нового богатства и могущества, — сейчас уже нет в живых, но тогда, в те далекие и, в общем-то, дикие времена, он был невыразимо крут в настоящих джинсах Levi’s, на своем праворульном серебристом Nissan Bluebird. Я, конечно, опасался, что мне впарят подделку, но у этого обладателя американских джинсов и чуда японского автопрома были прекрасные рекомендации — сам авторитет Гера Зима за него поручился, а Гера фуфловый базар не держал.

Джорджио Армани, несколько лет назад в Китае на открытии своего магазина, был изрядно удивлен, когда ему в Гонконге предложили купить часы марки Emporio Armani всего за 18 евро и не в его магазине, а на улице. "Это была точная, идентичная копия, - говорит дизайнер. - Я также видел там магазины, носящие имя Giorgio Armani и Emporio Armani, но не имеющие никакого отношения к моему бизнесу"

То, что Гера меня все-таки надул, я понял не сразу, а примерно месяца через три после покупки. В один прекрасный (а точнее - ужасный) день часы стали и больше уже никогда не ходили. Я обошел все приличные мастерские города и везде слышал одно и то же: «Странно, что эти часы вообще когда-то работали». В бессильной ярости, осознав, что меня кинули, развели, как лоха, я поехал в Дом туриста, где Гера Зима с ребятами частенько играл на бильярде и пил виски, закусывая солеными огурчиками. «Ну и кинули, — философски согласился Гера, выслушав мою пламенную негодующую речь. — Ну и развели. А ты думал, что за полштуки тебе настоящий «ролекс» подгонят? Ну ты даешь! Зато, прикинь, три месяца ты банковал, чувствовал себя королем. Вот и расслабься».

Гера, возможно, сам того не понимая, точно сформулировал причину повсеместного распространения фуфла в нашей стране, начавшегося еще на заре перестройки. Фейк просочился в нашу жизнь сначала через киоски с аудио- и видеопродукцией, потом захватив лотки с бельем и бижутерией, вещевые рынки, прилавки с электроникой. Причина, вероятно, в американском культе успеха, вывернутом наизнанку. Идея успеха поменяла причинно-следственную полярность: не "ношу Gucci, потому что успешен", а "надену что-нибудь с надписью Gucci - тогда успех должен прийти ко мне". В этом есть отголоски магического сознания и "культа Даров небесных" или карго-культа, с которым только самый ленивый интернет-интеллектуал не сравнивал современное общество потребления. Как и жители тихоокеанских островов, городившие аэропорты из бамбука и соломы в надежде привлечь несущих сокровища железных птиц, девушка с огромными блестящими буквами D&G на ягодицах не просто наивная дура - она исполняет ритуал симпатической магии, поклоняется культу фейка. Заветные литеры LV для нее - это волшебные руны, которые должны помочь перенестись в прекрасный мир богатства и процветания из своей съемной однушки в Бирюлеве или общаги заборостроительного института. Впрочем, эта ситуация повсеместна. Люди всего мира - и в США, и в Италии, и во Франции - призывают манну небесную при помощи легкого ритуального мошенничества с фальшивкой.

Фейк - это модно!

Как Кальвин и Мартин Лютер в свое время критиковали слишком пышную, избыточную эстетику католичества, отвлекающую, по их мнению, паству от истинного величия Божьего, так и на рубеже уже наших веков прогрессивные мыслители из стран «золотого миллиарда» доросли до активного отрицания всеобщего помешательства на брендах. У адептов антикорпоративизма есть и своя Библия — книга «No Logo» канадской журналистки Наоми Кляйн, весьма убедительно разоблачающая поклонение брендам и мрачную реальность угнетения и низкооплачиваемого труда азиатских подростков. Правда, 500-страничный труд по доходчивости никак не сравнится с ярким, броским логотипом на рекламной полосе, поэтому антикорпоративисты так и не продвинулись дальше журнальных статей и университетских лекций. Зато на обслуживание карго-культов тратятся чудовищные ресурсы: по данным швейцарской таможенной службы за 2005 год, ежегодно на рынок выбрасывается от 30 до 40 млн поддельных часов самых известных марок, и эта цифра постоянно растет. Как оказалось, многие уважаемые бренды не сильно озабочены наличием большого количества подделок. К примеру, швейцарские часовщики — такие как Ulysse Nardin, Audemars Piguet или Jaeger-Le Coultre — полагают, что фейк указывает на престиж и популярность их марки, к тому же потенциальный покупатель швейцарских часов никогда не прельстится недорогой имитацией.

На званном вечере Виктория Бекхэм, бывшая солистка Spice Girls, появилась с поддельной сумкой Louis Vuitton. Креативный директор бренда Марк Джейкобс, заметив фейк в руках звезды, отправил ей настоящую модель сумки LV с запиской: "Дорогая, держите марку!" Виктория сразу поспешила оправдаться за такой промах - сумку ей подарили поклонники

Сегодня фейк — такой же неотъемлемый элемент нашей жизни, как мобильная связь, интернет и шоу «Дом-2». Рынок подделок чутко реагирует на состояние общества, и если в постперестроечные годы мы имели дело с клонированием таких востребованных коллегами вышеупомянутого Геры Зимы брендов, как Nike, Adidas и Versace, то сегодня фейк мимикрировал в сферы высокой моды, элитных мобильных телефонов и программного обеспечения. Показательно обилие в Москве подделок сумки Birkin от Hermes, а про пресловутые Louis Vuitton, Gucci и Prada можно и вовсе не упоминать. При этом сегодня прослеживается новая тенденция, когда подделка оказывается даже лучше оригинала. В частности, это касается китайских копий телефонов Vertu, которые превосходят настоящие по своим техническим параметрам — например, объему оперативной памяти.

Подделки давно уже выросли из коротеньких штанишек мелких мастерских в Юго-Восточной Азии. Не секрет, что целый бизнес многих крупных международных корпораций построен на копировании и давно стал концепцией. Выдающийся пример такого рационального подхода к размещению инвестиций — испанская Zara, славная молниеносным клонированием самых успешных моделей высоких домов моды. На ее полках «похожие» вещи появляются уже через две-три недели после очередной Недели моды. В итоге — капитализация и уровень прибыли Zara выше, чем у этих самых домов.

Вообще по тому, что подделывают, по уровню и стоимости фейка можно сложить абсолютно верную картину благосостояния наших горожан. Я был просто шокирован, когда, стоя в глухой пробке на Смоленке, среди розничных торговцев, предлагавших порнографию, вялые цветочки, базы данных ГУВД и какие-то нелепые шутовские головные уборы, отследил красочного персонажа, продававшего iPhone!

Китайский рынок подделок
Мы узнали, как работает необъятный китайский рынок подделок и составили памятку, как распознать настоящий Louis Vuitton... читать далее

А в том далеком девяносто первом году я все-таки послушал совета Геры. Именно тогда я понял простую вещь — подделка, фейк, фальшивка существуют не только для того, чтобы тебя поимели. Фейк дарит тебе мечту, позволяет, пусть и на короткий срок, уверовать в свои силы, ощутить себя одним из высшей касты, прислониться, пусть и не надолго, к миру богатых и знаменитых.

Интернету нельзя доверять


Желание сэкономить может нанести урон кошельку и имиджу клиента. Ради низкой цены за «настоящий», как пишут, товар люди идут в интернет, а это — просто кладезь подделок. Несколько лет назад ювелирная компания Tiffany & Co. предъявила иск ведущему on-line-аукциону eBay: ее расследование показало, что 73% украшений, выставленных на сайте под маркой Tiffany, поддельные. Федеральный суд Нью-Йорка присудил компании солидную компенсацию.

Интернет-аукцион уже оказывался перед такой проблемой ранее: тогда иск ему предъявила компания Rolex. Сначала решение было принято в пользу eBay, но Rolex обратился в Верховный суд и выиграл дело.

Три года назад адвокаты французского Дома моды Hermes проверяли магазины и прочесывали Сеть в поисках подделок модели популярной сумки Birkin. Среди пытавшихся нажиться на знаменитом бренде оказался известный американский магазин Lord & Taylor, где не могли не знать, что 98 долл. — не цена оригинала.