Как делать детей

Думаю, что моя история похожа на истории тысяч других женщин, задумавшихся о материнстве… В свои 30 я была гораздо здоровее, чем в свои же 18, потому что неплохо зарабатывала и, соответственно, имела доступ к хорошим врачам. Многие хронические болезни, висевшие на мне с детства, куда-то испарились — то ли не выдержали моего ритма жизни, то ли их все-таки хорошо лечили. Два высших образования и приличный стаж работы кое-как гарантировали, что, родив, я не пойду занимать очередь на бирже труда. Зарплата позволяла отправить бабушку на пенсию без ущерба для бюджета — и таким образом решить вопрос с няней. Ну и, наконец, я встретила мужчину, которого не страшно было бы сделать отцом своих детей.

В Медицинском женском центре я наблюдалась уже 3 года, врача посещала регулярно — она знала мои внутренности наизусть, что значительно сократило период мытарств. То есть мне не пришлось пробовать, разочаровываться, проходить дополнительные обследования.

Я просто пришла к гинекологу и сказала: — Мы хотим сделать ребенка. — Наконец-то! — обрадовалась она. — Только, знаешь что… У тебя не вызревает яйцеклетка. Поэтому оплодотворение сейчас невозможно.

Шок — таковая была моя первая реакция. А потом мы стали разбираться…

Как делать детей, если у тебя поликистоз

Проблемы появились давно. Точнее сказать — они были всегда. С 13 лет, как только начались менструации.

Цикл у меня никогда не был регулярным. Я ходила к доктору в женской консультации, а она говорила: «Ничего, в твоем возрасте это бывает, со временем устаканится».

К 18 годам начались боли в правом боку, гинеколог отправила меня вырезать аппендицит, хирурги в больнице (слава богу!) зря резать не стали, отпустили домой…

Боль то появлялась, то проходила, с годами я к ней привыкла. К 27 я нашла хорошую работу и, соответственно, возможность отказаться от бесплатных медицинских услуг. В Медицинском женском центре, куда я попала почти 15 лет спустя, после начала всех жалоб, мне поставили диагноз «поликистоз». Я сдала кучу анализов на гормоны! Даже не представляла, что в человеке может быть столько всякого намешано! Чтобы знать, чем лечить, врачи должны выявить, на каком именно уровне происходит сбой, какая из желез внутренней секреции «халтурит» и недодает гормонов.

«Как сделать детей» — это второй вопрос. А первый и самый главный — насколько я для этого здорова?

При необходимости для уточнения диагноза можно даже сделать энцефалограмму (обследование мозга) — и в течение двух месяцев становится ясно, какие гормоны вводить извне, чтобы система заработала. Теоретически, все это можно было сделать и в районной женской консультации (кровь на анализ везде берут!), но мои районные врачи, кажется, знали только 2 вида анализов: «на ВИЧ» и «на сифилис».

Как сделать детей

После обследования в Медицинском женском центре мне назначили специальные препараты — и впервые за всю жизнь мой менструальный цикл стал регулярным. Те, у кого всегда все было в порядке, меня не поймут. Но девушки, вынужденные постоянно носить в кармане прокладку (потому что неизвестно, когда «критические дни» решат начаться), оценят, какое это счастье — знать свой цикл. К тому же регулярная работа организма создает ощущение собственной полноценности. Женщина — странное существо: она может даже не помышлять, как делать детей и панически бояться беременности, принимать противозачаточные и «зачехлять» партнера в три презерватива… Но ей непременно нужно знать, что она в принципе может родить. Вот в этом благостном заблуждении я и прожила очень длительное время.

Пора к врачу? Давно пора!

В Европе гормонотерапию начинают хоть в 13 лет — если в течение года менструальный цикл не стал регулярным или если до 15 лет менструации вообще не начинались. Потому что, чем больше времени упущено, тем сложнее избавиться от поликистоза. А недозрелые яйцеклетки, скопившись в критическую массу, могут сами по себе провоцировать нарушения обмена веществ. У женщин с запущенным поликистозом почти всегда наблюдается гиперандрогения (усики, волосатые ноги, угреватая кожа), в большинстве случаев они страдают ожирением, абсолютно всегда — нарушением менструального цикла и бесплодием.

А на более поздних стадиях появляются маточные кровотечения, миома матки, диабет…

В раннем возрасте с отсутствием овуляции можно бороться при помощи… гормональных контрацептивов. В течение 2-3 месяцев под действием противозачаточных таблеток созревание яйцеклеток прекращается вообще. А потом, после отмены контрацептива, «отдохнувший» яичник начинает работать в полную силу — яйцеклетка вызревает, и беременность становится возможной.

Увы, доктора советской закалки, к которым я ходила в ранней юности, слова «гормоны» боялись панически. Если бы меня начали лечить хотя бы в 17-18 лет, все обошлось бы таблетками… Но случай оказался уж очень запущенным. Врач сказала: — Если хочешь беременеть, нам пора поговорить об операции… При правильном подходе причину бесплодия можно установить за 2 — 3 месяца. На лечение дается полгода.

Если диагноз поставлен правильно и лечение ведется грамотными специалистами, женщина должна забеременеть в течение года от момента обращения к врачу. При сочетании женского и мужского бесплодия еще 4-5 месяцев может уйти на лечение мужчины. По истечении этих сроков врач либо признает бесплодие неизлечимым, либо рекомендует «оплодотворение в пробирке», либо… Продолжает «обследовать» и «лечить», годами вытягивая из пациента деньги. Поэтому, если в течение года вы не достигли желаемого результата — меняйте врача!

Как делать детей вопреки диагнозу «бесплодие»

Что происходит внутри меня?

Запас яйцеклеток на всю жизнь заложен у женщины в яичниках. Незрелые яйцеклетки — маленькие-маленькие, поэтому складируются без проблем. С наступлением полового созревания гормоны (вырабатываемые в железах внутренней секреции — гипофизе, гипоталамусе, надпочечниках) дают «команду» на созревание одной яйцеклетки.

В среднем на 13-15-й день от начала цикла окончательно созревшая и готовая к оплодотворению клетка выходит из яичника и по маточной трубе продвигается в матку. Если она по пути встретилась со сперматозоидом, наступает беременность, если не встретилась — менструация. Но возможен и третий вариант: яйцеклетка не дозрела. То есть она выросла, разбухла, явно выделилась из основного резерва… Но до «взрослого» состояния не дошла и яичник не покинула. Это могло произойти из-за нарушений на разных уровнях: в гипофизе, гипоталамусе, надпочечниках…

Организм, не получивший зрелой яйцеклетки, некоторое время пребывает «в раздумье»: давать команду к началу менструации или подождать. В результате происходит задержка, а то и полная отмена менструаций. Недозрелые яйцеклетки остаются в яичнике и закрепляются на его стенках, образуя кисты. Со временем капсула яичника уплотняется (надо же удерживать такую массу!) — и впоследствии, даже если при помощи гормональных препаратов удастся довести яйцеклетку до состояния «полной готовности», она не сможет покинуть яичник. Тогда приходится решать проблему оперативным путем, делая на капсуле насечки или даже вырезая кусочек яичника. 

В России бесплодие встречается у 17-20% пар детородного возраста. 49% случаев обусловлены нарушением репродуктивной функции обоих супругов. В 40% случаев «виноваты» только женщины, в 8% — только мужчины. Около 3% случаев бесплодия не имеют точного объяснения.

Как делать детей вопреки диагнозу «бесплодие»

Факторы риска развития бесплодия:

  • нарушение менструального цикла;

  • заболевания, передающиеся половым путем;

  • работа на вредных производствах;

  • искусственные аборты;

  • внематочная беременность;

  • осложнения после оперативных вмешательств.

Фото: Getty Images