Главной задачей в начальной и средней школах в рамках классического британского образования испокон веков значится становление личности ребенка, развитие его творческих способностей, а также - активное приобщение к культуре и искусству. И поэтому разнообразные творческие проекты - типичный пример самостоятельной домашней работы. 

  • Пример творческого подхода к домашним заданиям, который прививают детям в британских школах

Пример реального домашнего задания в одной из британских средних школ:

...Школьники изучают пьесу Шекспира «Венецианский Купец». Вы наверняка знаете пьесу по выражению «фунт плоти». На всякий случай напоминаем: еврей-ростовщик Шейлок (персонаж неприятный, злой и жадный) ссужает купцу Антонию деньги под залог. Антоний взял деньги, чтобы помочь другу, что показывает его с положительной стороны. Его отрицательная сторона – антисемитизм, он всегда относился к Шейлоку пренебрежительно и унижал его. Шейлок ненавидит Антония и вместо процентов просит в залог фунт его плоти.

Школьники дошли до кульминационной сцены во дворце Дожа – Антоний не вернул деньги вовремя, и Шейлок, долго ждавший возможности отомстить Антонию за пережитые унижения, хочет воспользоваться своим правом вырезать фунт его плоти.

Дож не хочет смерти Антония и предлагает Шейлоку вернуть деньги в троекратном размере. Шейлок борется между жадностью и местью и выбирает месть. Плоть Антония - ни больше ни меньше. Тут в действие вмешиваются внешние силы, Шейлок унижен, Антоний отомщен.

В домашнем задании школьники должны внимательно изучить сцену и, представив себя журналистом шекспировских времен, написать шекспировским языком репортаж о сцене во дворце Дожа в две газеты – христианскую и в еврейскую.

Чему учит детей такое домашнее задание? «Лицемерию» сказал мне один русский родитель. Я понимаю: в культуре где возможно только одно правильное мнение, трудно принять плюрализм. Но на самом деле такое домашнее задание учит человека понимать противоречия человеческого характера (Антоний хороший друг, но антесимит; Шейлок жадный и недобрый, но тоже человек, со своими чувствами). Оно также учит признавать многообразие точек зрения по одному и тому же вопросу.

Один школьник назвал христианскую газету «Венецианский Иисус» и статью в ней - «Триумф купца Антония» А еврейскую газету «Звезда Давида» и статью «Еврей унижен и растоптан христианским лобби». И еще ученик сжег спичкой углы статьи и обработал бумагу спитым чаем, чтобы сделать газету похожей на документ Шекспировского времени. Замечательный пример сочетания свободного мышления и художественной изобретательности!

Ирина Шумович

Директор School Placement Service