Интересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статьяИнтересная статья

Как правильно поощрять ребенка?

Похвала – это своего рода искусство воспитания. Она может быть как «полезной», так и «вредной». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру.
Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска. Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.



1

А как же сделать похвалу искренней, уместной, правильно понятой? Первое золотое правило – похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность! Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу – ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения. Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением. Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» – малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное. А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» – ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое – сколько яблок на нем!» Тем самым вы проявите живой интерес к творчеству малыша, но избежите «вредоносной» оценки личности ребенка.

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!» Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.
2

Второе золотое правило – не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное. Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением. Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» – подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

3

И наконец, третье золотое правило – не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами. Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам. Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения – из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

Овладев искусством похвалы, не забывайте о том, что для ребенка также важны и добрый взгляд, нежное прикосновение, объятия, игры, общение – словом, все то, на чем основан язык любви и доверия.

Текст: Ирина Беломаз
Текст приведен с сокращениями

По материалам сайта «Школа жизни»

Перейти к обсуждению 14

Реклама

14 комментариев Добавить комментарий
  • статья просто супер, действительно, иногда замечаю за собой и своми детками, что похвала не сработала, а если и сработала, то не совсем как ожидалось. полностью согласно с тем, что когда хвалим личность идет совершенно другой процесс в душе ребенка. поощрение поступка - как призыв сконцентрирваться на самом себе, и не всегда на результате или работе над ошибками.

  • Когда я была маленькая, родители давали мне и сестре копеечки за помытую посуду, за неделю без четверок. Мне очень нравилось, очень подстегивало, потому что до жути хотелось иметь хоть сколько-нибудь карманных денег.
    Так что про финансовое поощрение я не согласна.

  • мне давали деньги но меня это не стимулировало, потому что всё что мне было надо мне и так покупали... гораздо больше меня радовала перспектива отмазаться от дела, которое мне неохота делать. :)

  • Я считаю нельзя ограничивать ребёнка определенной ролью в хозяйстве. Тогда и повода вознаграждать его не будет. Если у ребёнка есть определённая работа,обязанность он логично отвергает это поскольку ещё ребёнок или ожидает оплаты. Моя мать подвела меня к умывальнику в 6 лет и сказала: "пора тебе иметь обязанности, с этого дня моешь посуду" Вначале миссия заинтересовала, потом наскучила и опретивела. Лучше просто раз в день пригласить ребёнка оказать вам какую-либо помощь, разнообразную. А не вменять ему что-либо в будничную обязанность.

  • А меня мама всегда хвалила, помногу и без повода, и хуже от этого не стало. Напротив, мне было важно помногу раз слышать, что меня любят, что я - самая лучшая, что другие девочки маме не понравятся больше и прочее. Это же РЕБЕНОК, ему нужна ласка! Как работника поощряете, честно слово.

  • А можно ли поощрять ребёнка деньгами за хорошие оценки? Некоторые ,с кем я встречалась, говорили, что нельзя! А я считаю, что это совершенно не навредит ни учёбе, ни ребёнку!

  • очень мудро подмечено, спасибо за статью, анализировала, да что там говорить, вот я вроде не ребенок уже а то же замечаю на себе справедливость этих слов, сейчас после 30 лет стала понимать от куда иной раз такое поведение берется, разбираешься в себе своих поступках, жаль что я в 20 лет я ничего не смыслила, и родив после 30, надеюсь научилась лучше понимать то, что порой неправильное поведение взрослых может привести к проблемам в характере их детей, как ему стать другом

    А как говорится посеешь характер -пожнешь судьбу

  • К каждому ребенку свой подход. Мне было бы не приятно если вместо того что бы похвалить меня за убранную комнату, просто сказали какая она чистая...Кого то можно и захвалить , а кого то нет. Я своих хвалю постоянно. они у меня самые лучшие.

  • спасибо!!!!

  • Меня никогда не хвалили родители, я чувствовала себя всегда строго оцениваемой, мне казалось, что меня не за что любить, теплого родственного чувства ко мне не было, не смотря на то, что родители были прекрасные, всеми уважаемые люди, очень хорошо обо мне заботились, но хвалить было не по "макаренковски". Я хорошо училась, была вполне хорошая девочка, лет с 10-ти чувствовала себя очень одиноко. Недостаток похвалы, как и недостаток любви наносят травму ребенку, надо любить и хвалить, пусть даже иногда излишне, но внимательно наблюдать ребенка очень важно, думать, делать выводы, работать не только над ним, но и над собой. Всю жизнь.

Жалоба

Модератор, обращаю ваше внимание, что текст содержит:

Заполните поле

Жалоба отправлена модератору

Страница закроется автоматически
через 5 секунд

Закрыть
Оставить комментарий

Самое комментируемое

Самое популярное

Гость 2019-04-12 16:09:00
154
Опять постановочные обработанные фото. Ну какие папарацци ! Это Буля папараццам машет, Лопырь натужно улыбается, затем Буля показательно держит Викусю за по_пу в нужном ракурсе, а папараци буквально влезли на лежак под тент.
В Сети появились новые фото Виктории Лопыревой и Игоря Булатова на пляже
177 Комментариев





© 2005-2019 WOMAN.RU
Все материалы сайта Woman.ru, независимо от формы и даты размещения на сайте, могут быть использованы только с согласия владельцев сайта. Перепечатка материалов с сайта Woman.ru невозможна без письменного разрешения редакции.