Текст: Ирина Сергеева
Фото: TS/Fotobank.ru
Детский стресс — интересно, сколько процентов взрослых сейчас недоумевающе пожмут плечами и скажут, что, мол, у кого-кого, а у детей стрессов не бывает. С чего? Им же так легко живется! Тем не менее, любой грамотный психолог вам подтвердит: детский стресс — явление крайне частое. И чтобы он проходил бесследно, требуется помощь не только специалиста, но и родителей.
  • Детский стресс.
    Специалисты утверждают, что в наше время детский стресс — явление столь же распространенное, как и психологические срывы у взрослых. Но вот распознать детский стресс со стороны гораздо труднее — дети прекрасно маскируются и держат переживания в себе...

Детский стресс— причины и симптомы

Почему может возникать детский стресс? Это особого рода реакция ребенка на столкновение с чем-то новым, с чем он еще не умеет бороться, не умеет противостоять этому. Это могут быть нелады в семье (ребенок остро чувствует напряженность между родителями и другими членами семьи), развод родителей, катастрофы, травмы, насилие, появление нового ребёнка в семье, переезд, чрезмерные нагрузки в садике или в школе, расставание, даже недолгое, с родителями, смерть домашнего животного. Без помощи родителей, а зачастую и профессионального психолога ребёнку не справиться со стрессом.

Стресс проявляются по-разному в каждом возрасте, по каким же признакам можно определить, что наша кроха находится в стрессовой ситуации?

Симптомы детского стресса у грудных детей и малышей до 2-х лет:

  • чрезмерная раздражительность;

  • демонстративный отказ от кормления или потеря аппетита;

  • ухудшение сна.

Симптомы детского стресса у малышей дошкольного возраста:

  • возросшая требовательность и частое проявление негодования;

  • «возвращение в детство» (ребёнок 3 – 5 лет снова берёт в рот пустышку, мочится в штаны и т.д.);

  • чрезмерно усиленные детские страхи – не может уснуть из-за боязни темноты, смерти и т.п.;

  • частые вспышки агрессии, постоянная нервозность или понижение настроения без видимой на то причины;

  • появление дефектов речи;

  • гиперактивность или, наоборот, снижение активности;

  • слёзная реакция на новых людей или новые обстоятельства.

Симптомы детского стресса у школьников младших классов:

  • частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту;

  • ночные кошмары;

  • быстрая утомляемость;

  • постоянное стремление попасть в какую-нибудь переделку, причинить себе вред;

  • постоянные капризы и вызывающее поведение в течение целой недели и дольше;

  • ложь;

  • возвращение на предыдущую возрастную ступень: довольно взрослый ребёнок начинает вести себя как маленький («впадает в детство»);

  • расстройства без видимой на то причины;

  • озабоченность сверх меры своим здоровьем;

  • нежелание посещать школу и гулять с друзьями – замкнутость, отрешённость от мира;

  • агрессивное отношение к окружающим;

  • педантизм и максимализм в работе по дому и в учёбе: ребёнок слишком старается, чтобы его постоянно хвалили;

  • заниженная самооценка;

  • беспричинные тревоги, волнения и страхи;

  • падение успеваемости вследствие ухудшения памяти и внимания;

  • дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, наматывание локонов на пальцы и т.д.;

  • ухудшение сна и аппетита или, наоборот, постоянная сонливость и повышенный аппетит.

Детский стресс — помогаем преодолеть

Ребенку еще трудно выразить свои чувства и переживания словами, поэтому родителям, чтобы выяснить причину происходящего, важно прислушаться к разговорам, которые ребенок ведет со своими игрушками. В игре ребенок проигрывает важную для себя ситуацию, а в разговорах с игрушками он более откровенен, чем с родителями.

Основная трудность состоит в том, что, коли уж даже мы, взрослые люди, порой не можем справиться со стрессом, нашему малышу преодолеть эту душевную напряженность еще сложнее, так как он впервые столкнулся с этим, у него нет представлений о путях выхода из стрессового состояния, он беспомощен перед стрессом. Чтобы помочь ему справиться, мы должны вспомнить свои детские переживания и поделиться с ним личными способами и мерами борьбы со стрессом. Если даже наш опыт окажется непригодным в его ситуации, всё равно ребёнок немного успокоится, узнав, что не только у него бывают проблемы.

Также стоит обратить внимание на то, что, как и у нас, у детей психологическое состояние тесно связано с физическим, а потому, методы борьбы с детским стрессом должны включать не только игры, но и:

  • обязательные ежедневные прогулки;

  • хорошее питание;

  • соблюдение режима дня;

  • общение с родственниками и друзьями;

  • физические нагрузки;

  • обращение к психологу;

  • расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т.д.

Игры особенно могут помочь ребенку справиться со стрессовой ситуацией. Например, прятки учат ребенка верить в то, что, несмотря на временное отсутствие, мама или папа всегда возвращаются. В игре можно проиграть тяжело перенесенную малышом ситуацию, породившую стресс, но так, чтобы конец у этой ситуации был оптимистическим. Хорошо помогает снять стресс быстрое, механическое рисование яркими красками, возможность вдоволь покричать. Не следует говорить ребенку в период стресса о его несостоятельности. Фразы, вроде «встряхнись, возьми себя в руки, ты обязан быть сильным» заставляют ребенка чувствовать себя виноватым. Помощь лучше предлагать ненавязчиво, подчеркивая, что при необходимости родители всегда рядом, но они оставляют ребенку право решать самому.