Отдать ребенка в секцию — это одно, а помочь достигнуть успеха — совсем другое. В отличие от обычного спортсмена будущий чемпион уверен в себе, нацелен на высокий результат и готов прорываться к победе через боль поражений. С помощью семейного психолога Светланы Бояриновой, телевизионного эксперта, автора статей и книги «Пункт назначения — любовь», разбираемся, как правильно развивать будущую звезду спорта, чтобы не сойти с пути еще на старте.
  • Кадр из фильма «Эдди «Орел»

Прислушайтесь к желаниям ребенка


Перед тем как отдать ребенка в спортивную секцию, важно прислушаться к его желаниям и попробовать походить на разные тренировки, ведь добиться настоящего успеха можно только в том деле, к которому лежит душа. Легендарный спортсмен Эдди «Орел» Эдвардс, вдохновляющую историю которого воплотил на экране режиссер Декстер Флетчер, с детства пробовал свои силы в различных видах спорта и дисциплинах и в итоге остановился на скоростном спуске на лыжах. Правда, из-за того, что ему чуть-чуть не хватило, чтобы попасть в сборную Великобритании на зимнюю Олимпиаду в 1984 году, Эдди решил переключиться на прыжки на лыжах с трамплина. Важно: в раннем возрасте не рекомендуется отдавать ребенка на серьезные соревнования — на этом этапе важно сформировать в нем чувство удовольствия, когда он выходит на старт. Таким образом, игровые соревнования должны поддерживать любовь к спорту и развивать в будущем чемпионе здоровый азарт.


«Прислушиваться к желаниям ребенка очень важно, это правда, — говорит Светлана Бояринова. — Только в той области, которая его зажигает и вдохновляет, он сможет терпеть трудности, выдерживать дисциплину, чем-то жертвовать и в итоге стать чемпионом. Но, чтобы в осознанном возрасте у ребенка были желания, чтобы он мог понимать, что ему интересно, а что нет, с раннего детства в нем нужно развивать это качество, позволяя изучать окружающий мир, не ограничивая его и позволяя выбирать. В дошкольном и школьном возрасте не заставлять что-то делать, а заинтересовывать, учить ответственности, объяснять его возможные выгоды от того, что он что-то сделает или что-то не сделает».

Поддерживайте дисциплину


Чтобы добиться высоких результатов, важно заниматься спортом регулярно. Поддерживание режима дня и тренировок — одна из главных задач для родителей юного спортсмена. Особенно если ребенок занят в опасных дисциплинах, как, например, прыжки на лыжах с трамплина, где требуется полная сосредоточенность и мастерство человеческого тела, чтобы оторваться от трамплина, не говоря уже о безопасном приземлении. «Когда думаешь о том, что Эдди делал это на Олимпийских играх, практически не имея опыта прыжков, понимаешь, что он очень смелый человек», — говорит Хью Джекман, сыгравший роль тренера в фильме «Эдди «Орел».


«Прививать спортивную дисциплину ребенку нужно еще на этапе «проб», — замечает психолог. — После того как ребенок выбрал вид спорта, в котором он хочет себя попробовать, с ним обязательно нужно обсудить условия реализации этого выбора. Нужно договориться еще на берегу о том, что он хотя бы три месяца, а лучше полгода будет посещать тренировки, чтобы вникнуть в процесс, ощутить свои силы и возможности, понять, насколько данный вид спорта ему интересен и созвучен с внутренним состоянием. Все это важно и нужно для того, чтобы в результате ребенок с помощью родителей мог принять действительно осознанное решение».

Развивайте самооценку ребенка


Адекватная самооценка — важное качество, которое помогает сформировать чувство уверенности в себе. Если у ребенка она занижена, то и уровень его уверенности в собственных силах будет снижен. А без этого крайне сложно довести до конца волевое действие, связанное с преодолением трудностей. В этом заключается один из секретов успеха знаменитого Эдди «Орла», которого характеризуют как очень разумного, приятного и приветливого человека, полного оптимизма и целеустремленности. Чаще хвалите и подбадривайте ребенка, не позволяйте другим критиковать его как личность. Помогите выбрать несколько больших целей, на пути к достижению которых нужно будет преодолеть несколько более мелких, и обращайте внимание на каждый успешный шаг.


«Одна из самых важных потребностей ребенка в детстве — это постоянство объекта, безусловная и постоянная любовь родителей. Ребенок должен знать, что, что бы он ни сделал, ни сказал, родители всегда будут любить и принимать его, всегда будут рядом. Чтобы удовлетворить эту потребность, важно демонстрировать это ребенку; ругая, наказывая его за что-то, подчеркивать, что вы недовольны именно его поступком, словами, а сам по себе он остается для вас самым любимым и важным. Ни в коем случае не отстраняться от него и не игнорировать его в качестве наказания, не позволять другим обижать его. Даже если ребенок не прав, нахулиганил, вы должны защитить его перед окружающим миром, а уже дома обсудить его поведение и объяснить, как можно, а как нельзя», — добавляет психолог.

Не вмешивайтесь в тренировки


Доверьтесь профессионализму тренера и не вмешивайтесь в процесс тренировок. Эдди «Орел» действовал в одиночку: он тренировался сам или находил разных тренеров на непродолжительное время. Но в фильме о спортсмене режиссер и продюсер решили создать персонажа, способного пройти весь путь вместе с Эдди. Так появился Бронсон Пири, бывший американский прыгун на лыжах, который берет Эдди под свое крыло. Задача же родителей — поддерживать интерес ребенка к спорту. В первую очередь, разговаривать с будущим чемпионом о его достижениях, помогать справляться с неудачами, разделять радость победы, всячески подбадривать на пути к цели. Во-вторых, придерживаться рекомендаций тренера и врачей. К слову, юному спортсмену необходимо дважды в год проходить полный медосмотр.


«Да, действительно, на тренировке тренер — самый важный для ребенка человек, — подчеркивает Светлана Бояринова, — и родителям было бы неправильно вмешиваться. Однако это не мешает присутствовать на тренировках, особенно в первое время, наблюдать за тем, как тренер взаимодействует с ребенком, как поддерживает и мотивирует его, понимает ли характер ребенка. Одним детям (да и всем людям) в качестве мотивации подходит критика, напор, давление, демонстрация успехов других, а другим — похвала, поддержка, слова о том, что ошибки — это наши учителя, что все в итоге получится. Поэтому очень важно, чтобы тренер был на одной волне с ребенком и не сломал его. Иначе это приведет к психологическим травмам и отобьет у ребенка желание хоть чем-нибудь заниматься».


Составьте план


Вместе с тренером составьте индивидуальный план для вашего ребенка на ближайшие несколько лет — в каких соревнованиях хотите участвовать, когда и какие медали получить. Перед будущим чемпионом должны стоять конкретные цели. И это еще одна причина, почему история Эдди «Орла» стала такой вдохновляющей. Хотя он никогда не отличался хорошими спортивными данными, с раннего возраста мальчик стремился к воплощению одной мечты: попасть на Олимпийские игры.

«Именно то, что Эдди сам мечтал попасть на Олимпийские игры, что это вдохновляло его и помогало двигаться вперед несмотря ни на что, сделало возможным достижение этой цели, — говорит Светлана. — Поэтому, если вы желаете своему ребенку достичь таких же высот, при составлении плана вместе с тренером должны учитываться мечты, желания ребенка. Иначе может случиться так, что вы на ребенка «повесите» свои нереализованные мечты и ожидания, и ему придется проживать не свою, а вашу жизнь. А такие истории никогда не заканчиваются позитивно».

Будьте готовы к поражениям


Большого успеха невозможно достигнуть без неудач. Объясните ребенку, что за спиной каждого серьезного спортсмена имеется опыт поражений. Если вынести из неудачи урок (что пошло не так и можно ли избежать повторения в будущем), она станет лишь ступенькой на пути к победе. Как в свое время для Эдди «Орла» Эдвардса — британского трамплиниста, который на всех соревнованиях занимал только последние места, но тем не менее удостоился чести быть первым представителем Великобритании на зимних Олимпийских играх в Калгари в прыжках с трамплина. Психологи считают, что потерпевшему неудачу спортсмену требуется от двух часов до двух суток на самостоятельное переживание случившегося. В это время ему необходимо прожить ситуацию снова, прочувствовать боль неудачи, а затем сознательно проработать ситуацию: определить, что было сделано хорошо, несмотря на отрицательный итог, найти 1–2 конкретные причины, которые мешают выступать лучше, и в дальнейшем их проработать.


«Если родители с самого раннего детства готовили ребенка, учили справляться с фрустрацией, объясняли, что неудача — это просто этап, что это не делает ребенка неудачником, то проблем с тем, чтобы справиться с неудачей, у ребенка не будет. И действительно, за 2 часа — 2 суток он сможет справиться. Если же такой подготовки не было, родители должны быть готовы оказывать всестороннюю поддержку ребенку поначалу, быть в контакте с ним, обсуждать его чувства, объяснять ситуацию, дарить любовь, чтобы ребенок учился справляться с неудачами без эмоционального отката, без снижения самооценки и мотивации», — подчеркивает психолог.