Большинству детей для того, чтобы что-то выполнить, необходима мотивация со стороны старших родственников. Однако далеко не все родители, бабушки и дедушки знают, как правильно и эффективно стимулировать ребенка. Чтобы разобраться с этим вопросом, мы обратились к детскому и семейному психологу Сабине Агаруновой. Эксперт поделилась с нами правилами успешной мотивации самых маленьких.

  • Психолог предлагает поощрять детей мотивационный значками

1. Мотивируя ребенка, нужно вводить игровой или фантазийный элемент. Именно в игре дети непроизвольно запоминают и усваивают много нового и полезного.

Сабина Агарунова
Сабина Агарунова

2. Ребенка увлекает соревновательный момент. Но важно, чтобы соревновался он не с другими детьми — часто это плохо сказывается на самооценке, — а с самим собой. Хорошо работает вручение самодельных звездочек, которыми поощряли успехи малышей еще в СССР. А сейчас и вовсе в книжных и детских магазинах можно найти специальные мотивационные значки «ДостигайКа». На каждом нарисован красивый рисунок с милым животным. Мама и папа могут рассмотреть значок вместе с ребенком, а затем придумать сказку про животное, у которого что-то не получалось, но после упорных стараний все же вышло. Например, можно рассказать, как герой не умел завязывать шнурки, затем долго тренировался и стал мастером своего дела. Малыш будет невольно сравнивать себя с этим персонажем, что поможет ему в освоении навыка. Получив один значок, ребенок непременно захочет заработать второй, а потом — третий. Собрав коллекцию, он всегда будет иметь перед глазами символ своих достижений. А это хорошо скажется на его самооценке. Так и появляется соревновательный момент.

3. Выполнив задание и научившись чему-то новому, ребенок всегда ждет награды. Положительные эмоции от поощрения только закрепляют нужный результат. Хорошо, когда награду можно подержать в руках — она должна быть небольшой, но очень приятной малышу для того, чтобы появилось желание возвращаться к ней вновь и вновь.

4. Мотивация должна быть безопасной. Вариант стимулирования детей сладким не подходит: из-за этого у них могут сформироваться неправильные пищевые привычки.

Использование игр на планшете в качестве поощрения часто вызывает зависимость и повышенную возбудимость.

5. Детская мотивация предполагает поэтапный путь. Детям сложно ставить долгосрочные цели. Их положительные действия нужно постоянно «подкреплять». Например, малышу нужно освоить три навыка за 2 недели. За каждый он получит по значку. А за три значка ему положен подарок-впечатление — например, поход в зоопарк.

6. Успешная мотивация обязательно включает в себя поддержку со стороны взрослого и его личный пример. Например, мама и папа могут вместе с ребенком попытаться заработать значок. Отметку «Я могу занять себя без планшета» сегодня почетно получить даже взрослому.

7. Мотивация должна происходить без давления. Дети, как пружинки: чем больше «нажимаешь», тем сильнее будет обратная реакция.

8. Бывают два вида мотивации: отрицательная и положительная. Нужно стараться использовать только вторую. Даже если кажется, что метод «кнута» дает быстрый результат (например, если крикнуть на ребенка, то он сразу послушается), помните: это может нанести психологическую травму.

Чем чаще вы используете метод «кнутп», тем хуже будут ваши отношения с ребенком в будущем.

9. Если же вы все-таки решили прибегнуть к отрицательной мотивации, то это должно быть только ограничение, а не крик. Что же значит ограничение в таком случае? Например, вы договорились, что малыш получит значок «Я ем овощи», после того, как попробует 3 новых для него овоща в течение 5 дней. Если уговор не соблюден, то присуждение значка откладывается.

10. Помните, что процесс мотивации ребенка должен быть позитивным и доставлять только приятные эмоции!