После девятого класса родители и подростки оказываются перед серьезным выбором — продолжать ли дальнейшую учебу в средней школе, а если продолжать, то где именно. А школы, как и ученики, бывают разные. Всех выпускников девятых классов, нацеленных на десятый, можно условно разделить на три группы: подросток одаренный, с хорошими отметками в аттестате; подросток, звезд с неба не хватающий, с оценками средними и даже ниже, а также подросток, чьи родители, чаще папа, нацелены «на образование», а сам он буквально «в гробу видел это учение». Школы тоже распределяются на три основные категории. И начнем обсуждение с элитарных гимназий с разными уклонами.

Питомник для одаренных

Независимо от направления — физическое, математическое, гуманитарное или смешанное — элитарные школы построены по принципу «У нас все должно быть самым лучшим». Ученики именно этих школ занимают большую часть первых мест на республиканских и районных олимпиадах, а родители подписывают бумаги о том, что согласны с учебной перегрузкой детей.

Эти школы стремятся иметь лучших преподавателей и сильных учеников. Они могут позволить себе отбирать, устраивать вступительные экзамены в десятый класс, придирчиво рассматривать аттестат, проводить собеседование. Родители втайне мечтают, чтобы их ребенок блестяще закончил именно такое заведение. Вот тут и собирают амбициозных, умных детей еще более амбициозных родителей. В результате среди учеников царит жесткая конкуренция. Представьте себе: если в обычном классе один силен в математике, двое — в литературе, есть еще пара разгильдяев и компания ленивых добряков, то здесь все двадцать — физики или математики. Сборище самых умных весьма отличается от жизни, где приходится иметь дело с людьми разными, причем вовсе не обязательно «глупый и бестолковый» означает «плохой и вредный».

Поэтому специализированная, даже самая продвинутая школа создает у ребенка несколько превратное мнение о реальном мире и реальных ценностях, где доброта и снисходительность, умение общаться являются не меньшим достоинством, чем отличная отметка.

Некоторые родители, чьи дети учатся в подобных школах, жалуются на «поборы» и настоятельные просьбы администрации «помочь чем можно». Но даже если учитывать все затраты «на помощь», обучение все равно обойдется вам гораздо дешевле, чем в частной школе. Дополнительные средства идут в основном на оборудование кабинетов и доплаты учителям — ведь мизерные зарплаты наших педагогов ни для кого не секрет, а привлекать толковых профессионалов надо.

Иногда родитель пытается возместить щедрыми материальными пожертвованиями отсутствие способностей и прилежания у собственного ребенка, тогда пусть его жалобы останутся на его же совести.

Нужно ли вам это?

Дочь моей знакомой успешно выдержала экзамен и целый год проучилась в классе, где собрали яркие индивидуальности, после чего сбежала в свою старую и действительно добрую, хоть и слабую школу. А вот сын еще одной знакомой вполне доволен. Он не отличается особой эмоциональностью и чувствительностью, спокойно дружит с ребятами из старой школы, а хорошие знания получает в специализированной гимназии.

Престижная школа подходит способным, честолюбивым детям с устойчивой психикой. Нередко одаренный ребенок отличается весьма сложным и язвительным характером, а учитель не в состоянии вытерпеть того, что кто-то может быть умнее, чем он сам. Начинаются бесконечные конфликты, и в этих случаях лучше перевести подростка в сильную школу, к знающим и незакомплексованным педагогам.

Если ребенок хрупкий, ранимый, очень чувствительный, пусть и самый что ни на есть отличник, десять раз подумайте, кому нужна престижная школа — ему или вашей родительской гордости. Бывает, что подросток, желая угодить родителям, соглашается на переход, а потом молча страдает. Не пропустите этот момент. Переведите его или в старую, или в другую, не столь требовательную школу, и пусть он сохранит свое здоровье. В конце концов, всегда можно найти возможность для дополнительного изучения иностранных языков или математики.

Среднее положение

В сложную ситуацию попадают дети со средней успеваемостью, если в школе устроен жесткий отбор в десятые классы — руководство имеет такое право. Разумеется, если человек годами упорно учился и добился успехов, он достоин большего, чем тот, кто трудился спустя рукава. И так будет всю дальнейшую жизнь. К этой мысли надо привыкать с детства.

Лучше всего, если мама или папа еще в начале года обсудят вопрос о дальнейшей учебе с классным руководителем и собственным ребенком. Есть дети, которые просто не вкладывают душу в учебу, им неинтересно и утомительно. Пусть такой ребенок годик напряженно поработает, посмотрит, понравится ли ему это, и сдает экзамен на право учиться в сильном десятом классе. Долг родителей — предоставить ему эту возможность, включая и репетиторов.

Ничуть не меньше встречается детей, очень старательных и славных, для которых средняя оценка — это лучшее, на что они способны. Наверное, не следует особо заталкивать такого подростка в класс, где он заведомо будет успевать хуже других, даже если он учился в этой школе с первого класса. Девочка, которой не давалась математика, с трудом пробившись в математический класс, чувствует себя глубоко несчастной, хоть и не рассталась с подругами, так как любит не голову над формулами ломать, а играть в школьном театре и вдобавок прекрасно поет.

А если подросток счастлив, что сохранил в десятом классе прежних друзей, притом еле успевает за остальными, но не очень-то страдает, нечего его зря пилить и сравнивать с другими. У каждого свои ценности и достоинства.

Школа как школа

Больше всего у нас просто школ, где одному предмету учат хорошо — учитель такой попался, другому и третьему — из рук вон плохо. В одном классе сидят победитель республиканской олимпиады по химии и обкурившийся уже с утра, причем даже и не никотином, завсегдатай дискотек. Есть среди «демократического большинства» и достаточно сильные школы, и те, что похожи на болото, откуда надо побыстрее уводить свое дитя — покуда не засосало.

Почувствовать разницу несложно — достаточно регулярно заглядывать в школу. Если в вестибюле вас встречает гигантский плакат: «Ты можешь жить без наркотиков!», а из туалетов вырываются клубы сигаретного дыма, это как-то сразу настораживает. Нельзя учиться в классе, где плохо относятся к хорошим ученикам и тем, кто выделяется в лучшую сторону. Даже если такая школа берет в десятый класс всех без экзамена и с любым аттестатом, все равно забирайте из этой, ищите другую.

Если же в десятом классе обычной школы хороший математик, сильный литератор и скверная «англичанка», дружный и пестрый коллектив ребят — может быть, это как раз то, что подойдет любому ребенку — и талантливому, чтобы не рос однобоким, и среднему, чтобы не чувствовал себя хуже других и было за кем тянуться.

Частное дело

Мы не говорили о последней категории учеников — о тех, кто не желает учиться ни за что. Порой возникает впечатление, что именно для них созданы наши частные школы и платные классы. В большинстве своем — это учреждения для призрения не желающих учиться или проблемных детей обеспеченных родителей. Один папа весьма удачно выразился: «Мы платим, чтобы сына там держали».

Кошмар для большинства таких школ — угроза забрать дитя вместе с деньгами: руководство пытается привлечь и удержать учеников любой ценой, иногда в ущерб успеваемости и знаниям. В результате по-настоящему сильные учителя не любят работать в таких заведениях, несмотря на относительно высокие зарплаты. Слишком скованны они в своей деятельности товарно-денежными отношениями. Нашим частным школам пока далеко до английских, где за плохую учебу и поведение выгоняют всех, сколько бы ни платили родители, а для поддержания репутации определенный процент одаренных детей обучается бесплатно.

В последние годы ситуация начинает изменяться в лучшую сторону. Однако, помышляя о частной школе, вы должны знать, что за свои деньги получите снисходительное и терпеливое отношение к своему ребенку, а знания — лишь во вторую очередь. Впрочем, заведомо хорошее отношение тоже имеет свою ценность...