Мамы и папы закономерно радуются каждому новому успеху своего малыша. Ведь замечать, что кроха растет и становится самостоятельным – огромная радость для нас, родителей. Но особенно в начале жизни маленького человечка ценится его желание научиться, а потом и само умение есть самостоятельно. Пожалуй, это такая же важная победа, как первые уверенные шаги.

Прежде чем ожидать от ребенка самостоятельного приема пищи (к которому можно приучать малыша уже на стадии введение прикорма), вы должны научить его правильно держать ложку.

Для этого необходимо постоянно вкладывать ее в руку малышу во время еды, просто чтобы он привык к ней. Хотя главная задача, конечно, не просто держать ложку, а кушать ей. Дети довольно быстро понимают, что удерживать ложку в руке не составляет особого труда, а вот набрать в нее еду да еще и донести до рта – это задача уже посложнее. Тут на помощь должны прийти родители. Возможно, на первых порах во время еды кроха лишь пару раз проделывает манипуляции с ложкой, а потом наотрез отказывается есть самостоятельно. В таких ситуациях докармливайте его сами. Это вполне нормально, пока ребенок учится. Но с каждым днем вы должны предоставлять ему больше свободы действия.

Хороший тест на готовность к самостоятельному приему пищи – обед в кругу сверстников малыша. Нередко родители с удивлением выясняют, что их ребенок, находясь с другими детьми, спокойно делает вещи, с которыми дома он будто бы не мог справиться. Например, в детских садах малыши часто проворно одеваются на прогулку без помощи воспитателя, а вот дома натянуть свитер – целая история. То же самое с едой. Попадая за общий стол с ребятами, годовалая кроха и не думает звать на помощь маму, он просто начинает есть со всеми. Так что попробуйте отвести его на какой-нибудь семейный праздник или утренник, чтобы оценить его реальные стремления и навыки.

Многие родители задаются вопросом, стоит ли сажать ребенка за общий стол, в то время, как он еще не совсем самостоятелен во время еды. Строгих правил тут нет, все дети разные. Но как правило, обедая со всей семьей, ребенок действительно берет пример со взрослых и быстрее начинает есть сам. Если вы все-таки решились поэкспериментировать с общей трапезой, помните, что ребенок не должен быть ее центром. Ведите себя за столом как обычно, не стараясь развлекать малыша, чтобы не отбить у него тягу к самостоятельности.

Не менее важным является вопрос – какая посуда нужна ребенку? Конечно, она должна отличаться от взрослой. Дело не только в размере, но и в безопасности – детская посуда должна быть небьющейся и по возможности легкой, особенно столовые приборы, которые необходимо удерживать в руке. При этом современная детская посуда может помочь в науке самостоятельности за столом. Например, если на дне тарелки нарисован интересный малышу персонаж, ребенок обязательно заинтересуется и сосредоточится на своей тарелке. Это на первый взгляд магическое действие объясняет Лейла Намазова-Баранова, д.м.н., профессор, заместитель директора по науке Научного центра здоровья детей РАМН: «Использование изображений сказочных персонажей при оформлении дна тарелки является сюрпризом по окончанию еды, видом похвалы, подкреплением положительного результата, что формирует у ребенка позитивное отношение к процессу принятия пищи и правильные пищевые привычки».

Ребенок может начать есть практически без помощи взрослых уже с года-полутора. Главное – чуткое родительское руководство, которое при этом сочетается со свободой за столом. Малыша нужно направлять, но не нужно излишне опекать, чтобы не затормозить процесс осваивания новых умений.