18.07.2014

Если у вас есть маленький ребенок (и тем более, если он не первенец), то вы уже наверняка — настоящий дока в вопросах развлечения и увеселения младенцев. Но даже в этом случае вам будет полезно познакомиться с книгой Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет». Потому что более полную «энциклопедию» разнообразных способов весело и с пользой провести время с малышом вы вряд ли когда-либо держали в руках...

Некоторые игры, представленные в книге Пенни Уорнер, хорошо вам знакомы. Но есть и такие, которые станут полезным открытием для вас и вашего малыша.
Некоторые игры, представленные в книге Пенни Уорнер, хорошо вам знакомы. Но есть и такие, которые станут полезным открытием для вас и вашего малыша.

Дабы вы адекватно оценили «размах» и пользу этой книги, нет никакого смысла разглагольствовать о ней. Самый прямой и правильный путь познакомить читателя с новым изданием — дать ему самому прочесть несколько страниц... Что мы и делаем. Дорогие родители! Изучайте простые и веселые игры в книге Пенни Уорнер, и получайте удовольствие от общения с вашим карапузом! Заинтересованность вашего малыша и его активность во время игр будут главной и самой честной оценкой этого издания.

Далее — выборочный текст из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Детский мячик

Всем нужны упражнения — даже вашему новорожденному малышу! С помощью детского мячика вы улучшите кровообращение ребенка, тонус мышц и гибкость, а также поможете ему научиться контролировать движения тела.

Что понадобиться:

  • Большой мячик, примерно 60-90 см в диаметре (можно приобрести в магазинах игрушек, спортивных товаров или учебных пособий)
  • Большой участок пола, застеленного ковром

Осваиваемые навыки:

  • Контроль движений и гибкость
  • Положение в пространстве
  • Доверие

Что нужно делать:

  • Разденьте малыша до подгузника, чтобы он не скользил по поверхности мяча.
  • Положите мяч на середину комнаты на ковер.
  • Сядьте на пол лицом к мячу. Ребенка поместите с другой стороны мяча, напротив вас.
  • Перекатите ребенка через мяч, аккуратно держа его, чтобы он не упал.
  • Покатайте ребенка на мяче вперед-назад и влево-вправо.
  • Поэкспериментируйте с мячом, пробуя разные упражнения.

Варианты игры. Слегка сдуйте мяч. Если у вас нет мяча, можете воспользоваться диванной подушкой или валиком.

Безопасность. Обязательно все время крепко держите ребенка, чтобы он не упал и не скатился с мяча. Чтобы ребенок не пугался и доверял вам, движения должны быть медленными.

Веселые пинетки

Ребенок с самого рождения пытается управлять руками и ногами, но вначале ему мешают врожденные рефлексы и недостаточная координация. Игра «Веселые пинетки» поможет ему улучшить этот контроль.

Что понадобиться:

  • Маленькие цветные пинетки
  • Маленькие колокольчики, легкие погремушки или мелкие цветные мягкие игрушки
  • Иголка и нитка
  • Мягкое одеяльце
  • Ножки ребенка

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз/рука
  • Контроль движений
  • решение задач
  • Визуальные наблюдения

Что нужно делать:

  • Купите самые яркие пинетки — всех цветов радуги.
  • Крепко пришейте к верху пинеток маленькие колокольчики, погремушки или мелкие цветные мягкие игрушки.
  • Положите ребенка на спину на одеяльце и наденьте ему пинетки.
  • Понаблюдайте, как ребенок развлекается со своими новыми веселыми пинетками.

Варианты игры. Вместо пинеток игрушки можно пришить к маленьким варежкам и надеть их ребенку на ручки.

Безопасность. Следите за тем, чтобы все предметы были крепко пришиты к пинеткам или варежкам. Не пришивайте предметы с острыми краями, чтобы ребенок не поранился, если потащит их в рот. Не оставляйте ребенка без присмотра.

Лицо с картинками

Зрительные навыки ребенка на удивление хорошо развиты уже с самого рождения. Он умеет устанавливать зрительный контакт, а к трем месяцам начинает предпочитать яркие цвета, контрастные изображения и сюрпризы.

Что понадобится:

  • Ваше лицо
  • Яркие наклейки

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз/рука
  • Фокусирование взгляда
  • Визуальная локализация объектов

Что нужно делать:

  • Сядьте в удобное кресло, так, чтобы ваши колени были приподняты. Ребенка посадите на колени лицом к себе, поддерживая его спину и голову ногами.
  • Дайте ребенку хорошо рассмотреть ваше лицо, разговаривая с ним и строя рожицы.
  • Наклейте куданибудь на лицо яркую наклейку — на щеку, лоб, подбородок или нос и понаблюдайте за реакцией ребенка.
  • Через несколько секунд переместите наклейку в другое место и понаблюдайте, как ребенок обнаружит ее.
  • Забавы ради приклейте что-нибудь на язык, а потом высуньте язык и покажите ребенку наклейку-сюрприз. (Только не проглотите ее случайно!)
  • Наклейте стикеры на веки и закройте глаза, чтобы ребенок их увидел.
  • Наклейте стикеры на обе щеки, прикройте их ладонями, а потом сыграйте в «Ку-ку» и откройте наклейки.

Варианты игры. Наклейте стикеры на обе стороны ладоней малыша и посмотрите за его реакцией.
Понаблюдайте, не будет ли он пытаться обнаруживать наклейки, сравнивая свои руки. Это начало процесса самоосознания.

Безопасность. Следите, чтобы наклейки не попали ребенку в рот и он не проглотил их.

Червячок

Когда ступни ребенка прижаты к какойто твердой поверхности, он вытягивает ножки. Это называется рефлексом автоматической ходьбы. С помощью этого рефлекса можно учить ребенка ползать.

Что понадобится:

  • Мягкая, нескользская поверхность
  • Яркая игрушка

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Контроль движений
  • Подготовка к ползанию

Что нужно делать:

  • Положите ребенка на животик на пол, застеленный чемто мягким.
  • Положите цветную игрушку в нескольких сантиметрах от головы ребенка и привлеките к ней его внимание.
  • Сядьте позади малыша, прижав свои ноги или руки к его ступням. Ребенок будет отталкиваться и продвигаться вперед, к игрушке.
  • Продолжайте перемещать игрушку и поддерживать ступни ребенка, пока он не продвинется на какоето расстояние.

Варианты игры. Можно взять доску или другую твердую поверхность, чтобы ребенок отталкивался от нее.

Безопасность. Будьте осторожны, не двигайте ребенка слишком быстро. Не подпускайте его слишком близко к игрушке, чтобы он не ударился об нее головой.

Лодочка

Это замечательная игра, в которую можно играть с малышом, когда он станет покрепче и захочет больше двигаться. Покатайте его на «лодочке» по дому, чтобы он мог увидеть целый новый мир.

Что понадобится:

  • Два небольших мягких одеяльца или больших полотенца
  • Просторная поверхность пола без препятствий

Осваиваемые навыки:

  • Равновесие
  • Исследование
  • Визуальная стимуляция

Что нужно делать:

  • Расстелите одеяла или полотенца на мягкой поверхности, одно на другое, чтобы ребенку было помягче.
  • Положите ребенка на спинку на одеяла.
  • Возьмите одеяла за один конец и медленно тащите малыша по комнате.
  • Рассказывайте ему о вещах, которые он видит по пути.

Варианты игры. Можно положить ребенка на животик, чтобы он видел все в другом ракурсе. Под грудь ему можно подложить маленькую подушечку или мягкую игрушку, чтобы ему было на что опираться и удобнее лежать.

Безопасность. Если ребенок лежит на спине, дополнительно подложите ему под голову чтонибудь мягкое. Тащите одеяла очень медленно и следите, чтобы не было помех и угроз.

Рыбалка

Дети всех возрастов любят «ловить рыбку», так что начинать можно уже сейчас. Ребенку понравится элемент неожиданности, и он будет использовать свое умение решать задачи, чтобы получить то, что хочет.

Что понадобится:

  • Яркая игрушка
  • Веревка длиной 1 м
  • Изоляционная лента
  • Стол

Осваиваемые навыки:

  • Предвосхищение событий
  • Причина и следствие
  • Постоянство объектов
  • Решение задач

Что нужно делать:

  • Привяжите веревку к игрушке.
  • Веревку поместите на столе так, чтобы игрушка висела за столешницей, вне поля зрения.
  • Прикрепите другой конец веревки к столу кусочком липкой ленты.
  • Посадите ребенка к себе на колени лицом к столу.
  • Отклейте ленту и дайте конец веревки ребенку в руки.
  • Дайте ему время поэкспериментировать с веревкой.
  • Предложите малышу потянуть за веревку, сказав, например: «Что это там такое?» или «Где игрушка?» Когда ребенок потянет за веревку, игрушка, к его восторгу, покажется с другой стороны стола.
  • Понаблюдайте, сможет ли малыш сообразить, как дотянуться рукой до игрушки.

Варианты игры. Не прячьте игрушку, а положите ее в пределах видимости, чтобы ребенок сообразил, как дотянуться до игрушки с помощью веревки.

Безопасность. Постоянно следите за ребенком, чтобы он не запутался в веревке.

Шляпы долой

Ваш малыш учится узнавать лица, и теперь вы можете сыграть с ним в «Шляпы долой!». Вам не удастся надолго ввести его в заблуждение, но ему понравится снимать и вновь надевать шляпу.

Что понадобится:

  • Разные шляпы
  • Детское креслице
  • Ваше лицо и голова

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Преодоление страха перед незнакомцами
  • Постоянство объектов (объект остается одним и тем же, даже если в нем произошли изменения)
  • Социальное взаимодействие

Что нужно делать:

  • Найдите дома побольше разных головных уборов или купите какие-нибудь дешевые шляпы в секонд-хенде или магазине карнавальных костюмов. Постарайтесь найти бейсболку, вязаную шапочку, смешную большую шляпу, каску пожарного, клоунский колпак, котелок, берет, купальную шапочку, шляпу с перьями. (Не используйте в игре маски. Они обычно пугают маленьких детей.)
  • Посадите малыша в детское сиденье на полу и сядьте лицом к нему.
  • Наденьте на голову шляпу и состройте смешную рожицу, сказав чтонибудь, чтобы заинтересовать ребенка: «Посмотрика на меня!» или «Я — пожарник!»
  • Наклонитесь к ребенку, чтобы он мог схватить шляпу и сорвать ее с вашей головы, или сами снимите ее.
  • Повторите несколько раз с одной шляпой, а потом можете надеть другую.

Варианты игры. Надевайте шляпы не только на себя, но и на ребенка и рассматривайте себя вместе с малышом в зеркало.

Безопасность. Некоторые дети пугаются, когда люди внезапно меняются. Если ребенок недоволен, надевайте шляпу на голову на очень короткое время, а потом тут же снимите ее, чтобы показать малышу, что перед ним — мама или папа. Если он не успокаи­вается, пока отложите эту игру.

Блуждающий огонек

Чтобы способствовать развитию визуальных навыков ребенка, поиграйте с ним в «Блуждающий огонек». Это спокойная игра, в которую можно играть вечером, прямо перед сном, или в любое другое время, чтобы успокоить малыша.

Что понадобится:

  • Темная комната
  • Фонарик

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Пространственное зрение
  • Познание окружающего мира
  • Визуальное наблюдение

Что нужно делать:

  • Найдите в доме полностью темное помещение.
  • Сядьте на стул или на пол, держа ребенка на руках.
  • Выключив свет, зажгите фонарик и посветите на стену, привлекая внимание ребенка.
  • Скажите чтонибудь о луче света, например: «Видишь свет?»
  • Медленно перемещайте луч, останавливая его на интересных объектах.
  • Говорите о том, что вы освещаете, например: «Смотри, вот твой мишка!»
  • Продолжайте перемещать луч, пока малышу не надоест игра.

Варианты игры. Дайте ребенку подержать фонарик с вашей помощью и посмотрите, поймет ли он, как управлять лучом. Можете дать ему маленький фонарик.

Безопасность. Не светите ребенку в глаза. Если ребенок испугается темноты, включите ночник, который не будет значительно уменьшать силу света фонарика.