Первые полгода пролетели мгновенно – и вот уже ваша кроха заметно подросла. Теперь малышу нужны новые игры, которые помогли бы ему развить свой интеллект и эмоции. Предлагаем вам взять на вооружение несколько полезных игровых сценариев из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», которые идеально подойдут для развлечения (и обучения!) младенца в течение второго полугода его жизни.

  • Развивающие игры для детей до года

    Во втором полугодии жизни малыша арсенал познавательных игр - удваивается!

Бестселлер Пенни Уорнер
Бестселлер Пенни Уорнер

Многие родители утверждают, что второе полугодие в жизни ребенка – время гораздо более интересное, насыщенное и познавательное. Ведь круг его возможностей заметно расширяется к этому времени – он уже может переворачиваться, садиться, ползать, вот-вот встанет на ножки и сделает свои первые шажки… Малыш активно познает мир, искренне радуется всему новому, пытается общаться и взаимодействовать с окружающими. Грех не воспользоваться всеми этими навыками, чтобы не развить в малыше новые способности! И нет для этого способа лучше и увлекательнее – чем игра…

Далее – отрывки из книги Пенни Уорнер «160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Барабанщик

Даже у маленького ребенка есть чувство ритма! Ему нравится стучать и производить шум, и эти навыки можно использовать для того, чтобы сделать из него ударника-любителя. Вот несколько способов развлечься с импровизированными барабанами.

Что понадобится:

  • Высокий стульчик со столиком
  • Деревянная ложка, кисточка для бритья и любые другие «барабанные палочки»
  • Фольга, металлическая кастрюля, пластиковая миска, форма для выпечки, газета и прочие предметы, по которым можно стучать.

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Слуховые навыки
  • Ритм и координация движений

Что нужно делать:

  • Посадите ребенка в высокий стульчик со столиком.
  • Предложите ему деревянную ложку и покажите, как стучать ею по столику.
  • Затем предлагайте ему то кисточку, то еще какие нибудь «палочки» по очереди.
  • После этого давайте ему другие предметы, по которым можно стучать: лист фольги, кастрюлю, пластиковую миску, форму для выпечки, газету и т. д.
  • Вставьте себе в уши беруши, чтобы у вас не разболелась голова (шучу!).

Варианты игры. Усадите ребенка на пол, выложите перед ним все «инструменты» разом и дайте ему возможность самостоятельно их исследовать. Сделайте ему бубен, затянув круглую коробку пергаментной бумагой, и научите стучать по нему маленькой деревянной ложечкой.

Безопасность. Следите, чтобы ребенок не ударил себя или других своими барабанными палочками.

Возьми горошину

Разве не удивительно смотреть, как эти маленькие пальчики подбирают с ковра какие то мельчайшие частицы, хотя совсем недавно они были практически ни на что не способными придатками?! Дайте же этим неутомимым пальчикам возможность поработать, предложив поиграть в горошинки.

Что понадобится:

  • Высокий стульчик со столиком
  • Полстакана замороженного гороха.

Осваиваемые навыки:

  • Координация глаз / рука
  • Мелкая моторика
  • Знакомство с новыми вкусами
  • Самостоятельное питание

Что нужно делать:

  • Посадите ребенка в стульчик с присоединенным столиком.
  • Высыпьте на столик полстакана мороженого гороха.
  • Пусть малыш развлекается с горошинами, подбирая их и кладя в рот.
  • Если он сам не знает, с чего начать, несколько раз продемонстрируйте ему, что делать.

Варианты игры. Можете заменить горох замороженными кусочками фруктов, но следите за тем, чтобы они не были достаточно маленькими и ребенок не мог ими подавиться.

Безопасность. Следите за малышом во время игры. Он может подавиться, если засунет в рот сразу слишком много горошин.

Туннель

Когда малыш начнет перемещаться по комнате, можно сделать его путешествие более интересным, построив «туннель». Он откроет для себя новый способ передвижения, а в конце «туннеля» его ждет сюрприз! Все, что вам потребуется, — это большая коробка.

Что понадобится:

  • Картонная коробка размером чуть больше ребенка
  • Небольшое детское одеяльце

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивные / мыслительные навыки
  • Пространственное ориентирование
  • Постоянство объектов
  • Решение задач

Что нужно делать:

  • Найдите коробку размером чуть больше, чем сам ребенок, чтобы он легко мог проползти в нее.
  • Обрежьте ее с двух сторон, чтобы сделать туннель.
  • Поместите малыша на пол у одного конца туннеля.
  • Сами расположитесь на другом конце и позовите ребенка.
  • Постарайтесь убедить его забраться в коробку.
  • Если ему будет нужна помощь, протяните ему руку и подтащите к себе.
  • Повторите несколько раз.
  • Завесьте ваш конец туннеля одеялом так, чтобы ребенок не видел вас, потом протяните к ребенку руку и потяните малыша к себе, чтобы он пролез на вашу сторону.

Варианты игры. Усадите ребенка на пол и накройте его коробкой. Загляните туда сверху, затем уберите коробку и скажите: «Ку-ку!»

Безопасность. Коробка должна быть достаточно большой. Не оставляйте ребенка одного в коробке, чтобы он не испугался.

Птичка

Ваш малыш становится Супермалышом, взлетая в воздух с помощью самых сильных в мире коленей — ваших. Всем детям нравится летать, как птицы!

Что понадобится:

  • Ваши чистые ноги
  • Носки

Осваиваемые навыки:

  • Равновесие
  • Ориентация в пространстве
  • Крупная моторика
  • Социальное взаимодействие и доверие

Что нужно делать:

  • Наденьте на ноги мягкие носки, чтобы малышу было удобно и приятно.
  • Лягте на спину рядом с ребенком.
  • Поднимите ребенка и положите себе на ступни так, чтобы его голова была обращена к вам, а ножки были вытянуты, при этом держите его за ручки.
  • Расположив ребенка удобно и надежно, начните двигать ногами взад и вперед, катая малыша по воздуху.
  • Включите воображение, чтобы малыш испытал разные варианты «полета».

Варианты игры. Можно класть ребенка на голени, а не на ступни. Можно повернуть его головой в другую сторону для изменения обзора.

Безопасность. Крепко держите малыша и убедитесь, что он находится в равновесии. Двигайтесь медленно, без рывков, чтобы он чувствовал себя в безопасности во время «полета».

Миска в миске

На этом этапе ребенок пытается понять, как устроен мир. «Миска в миске» — это игра, в которую вы можете играть вдвоем на кухне. Пока вы готовите малышу покушать, он может совершенствовать свои новые умения!

Что понадобится:

  • Три или больше пластмассовых мисок разного размера, вкладывающихся одна в другую
  • Один квадратный или прямоугольный пластмассовый лоток

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Когнитивное развитие
  • Общая и мелкая моторика
  • Упорядочение предметов

Что нужно делать:

  • Поставьте несколько пластмассовых мисок, вложенных одна в другую, на пол в кухне.
  • Прямоугольный лоток отложите в сторону, чтобы ребенок пока его не видел.
  • Посадите ребенка на пол рядом с мисками.
  • Покажите ребенку, как вынимать миски одну из другой и складывать обратно по размеру.
  • Дайте ребенку время исследовать миски, понять, как они складываются, и насладиться игрой.
  • Когда малыш разберется, как складываются миски, разберите их по одной и добавьте к набору прямоугольный лоток.
  • Посмотрите, что будет делать ребенок с неподходящим предметом.

Варианты игры. Можно приобрести в магазине игрушек набор вкладывающихся друг в друга кубиков или мисочек. Чтобы было еще интереснее, предложите ребенку набор матрешек, чтобы, раскрывая одну матрешку, он находил в ней другую. Подобный набор предметов можно сделать и самим, подобрав подходящие коробочки разного размера.

Безопасность. Обязательно используйте для этой игры пластмассовые, а не стеклянные или металлические предметы, чтобы ребенок не поранился. Если это будут деревянные матрешки, следите за тем, чтобы малыш не сломал их, не занозился и не тащил их в рот.

Дуй, ветерок!

Пора готовиться к первому дню рождения! Игра «Дуй, ветерок» научит малыша полезному навыку, необходимому, чтобы задуть его первую именинную свечку.

Что понадобится:

  • Мелкие предметы, которые легко сдуть: например, комок ваты, перо, лоскуток ткани, кукурузные хлопья, воздушные конфеты, перышки, пушинки и т. д.
  • Пластмассовая соломинка
  • Высокий стульчик со столиком

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Исследование веса и свойств предметов
  • Контроль рта и дыхания

Что нужно делать:

  • Усадите ребенка в стульчик с прикрепленным столиком.
  • Положите перед ним на столик один легко сдуваемый предмет.
  • Подуйте на предмет, чтобы показать ребенку, как он может двигаться.
  • Предложите ребенку повторить то же действие.
  • Когда у ребенка получится сдуть первый предмет, замените его новым и попробуйте еще раз.
  • Когда ребенок начнет успешно сдувать предмет, дайте ему соломинку, покажите, как ей пользоваться, и пусть он попробует сдуть предмет через соломинку.

Варианты игры. Поставьте соломинку в чашку с молоком и покажите малышу, как делать пузыри. Или устройте состязание по сдуванию: сядьте напротив ребенка и дуйте на предмет, двигая его к нему. Когда ребенок сдует предмет обратно в вашу сторону, опять подуйте на него. Повторяйте, пока предмет не слетит со стола.

Безопасность. Следите, чтобы ребенок не проглотил мелкие предметы.

Страна ощущений

Возьмите малыша в путешествие в Страну ощущений, дав ему исследовать чудеса материального мира. Ползая по этой новой территории, он расширят свои горизонты и стимулирует чувства.

Что понадобится:

  • Различные материалы, например, тканевое полотенце, лист пластика, кусок искусственного меха, шерстяное пальто, шелковая ночная рубашка, фольга, лист пергамента, коробка от яиц, большой бумажный пакет, гофрированный картон и т. д.
  • Просторная поверхность пола

Осваиваемые навыки:

  • Когнитивные и классификационные навыки
  • Исследование тактильных ощущений от прикасания, текстуры, температуры
  • Крупная моторика

Что нужно делать:

  • Освободите просторный участок пола и разложите материалы, по возможности полностью закрыв ими пол.
  • Для большего интереса кладите разные на ощупь материалы рядом друг с другом.
  • Посадите ребенка на край покрытой материалами поверхности, а сами останьтесь с противоположной стороны.
  • Позовите малыша к себе.
  • Наблюдайте за его эмоциями по пути.

Варианты игры. Вместо того чтобы пустить ребенка ползать по разным материалам, заворачивайте его в них. Дайте ему время почувствовать на себе каждый материал, прежде чем снять и заменить новым. Во время игры рассказывайте ребенку об этих материалах.

Безопасность. Не оставляйте малыша без присмотра. Он может попытаться засунуть что нибудь в рот и подавиться.

Строим и ломаем

Когда малыш научится строить башни, он с удовольствием будет их ломать! Повеселитесь вместе, воздвигая здания, подлежащие сносу!

Что понадобится:

  • Большие кубики, купленные в магазине или сделанные из прямоугольных коробок от молока
  • Цветная клейкая бумага (по желанию)
  • Большая плоская поверхность

Осваиваемые навыки:

  • Причина и следствие
  • Когнитивные навыки
  • Развитие тонкой моторики
  • Решение задач

Что нужно делать:

  • Купите несколько больших кубиков или сделайте сами: соберите большие картонные коробки от молока, хорошенько вымойте и высушите их, затем отрежьте концы.
  • Стороны заверните внутрь, чтобы сделать квадраты, и прямоугольники и заклейте их.
  • Если хотите, покройте стороны кубиков клеящейся цветной бумагой.
  • Посадите ребенка на пол и разложите кубики вокруг.
  • Покажите ему, как построить башню, ставя кубики один на другой.
  • Предложите ему сделать то же самое самостоятельно.
  • Когда башня будет достаточно высокой, дайте ребенку сломать ее.
  • Стройте снова и снова, пока малышу не надоест.

Варианты игры. Вместо кубиков можно использовать предметы домашнего обихода. Можете строить башни из игрушек, книг, коробок, крекеров — любых предметов, которые можно поставить один на другой.

Безопасность. Если вы берете вместо кубиков что нибудь другое, следите за тем, чтобы эти предметы не были слишком тяжелыми и не могли нанести ребенку травму во время разрушения башни.