Однажды известный японский бизнесмен Масару Ибука «увлекся» детской психологией и написал потрясающую книгу-руководство по воспитанию маленьких детей - «После трех уже поздно». В наши дни только ленивый родитель не знает о нашумевшей методике Ибука. Марина Мелия — тоже успешный бизнесмен, и тоже психолог - «задала планку» еще выше: опираясь на современные исследования, доказывающие, что основное формирование личности ребенка происходит именно в первый год его жизни, она написала свое руководство для ответственных родителей — книгу «Главный секрет первого года жизни».

  • Книга Марины Мелия "Главный секрет первого года жизни"

    Секрет не в том, что основные черты характера закладываются в раннем дестве - об этом много и давно говорят. Однако, насколько раннем — для многих теперь окажется открытием. Как доказывает серьезная работа Марины Мелия — особенно важным является именно первый год жизни ребенка!

Характер — это наше все

«Характер — это судьба» - так нередко говорят мудрые люди, философы, а также... опытные коучи. И справедливо! От характера человека действительно многое зависит — по сути все наши достижения, удачи и победы, ровно как и все наши провалы (как личностные, так и профессиональные и общественные) на 90 % обусловленны именно тем, каков наш характер, как мы контактируем с другими людьми, как мы выражаем свои чувства, насколько открыты мы по отношению к окружающему миру. В XXI веке это знают все, и никто уже не станет оспаривать.

Очевидно, что базовые черты характера закладываются еще в раннем детстве и напрямую зависят от воспитания и окружения малыша в этот период. Но, возможно, существует какой-то особенно важные этап, когда влияние на формирование личности ребенка может быть максимальным? Конечно, существует! Как доказывает серьезная работа Марины Мелия — особенно важным является первый год жизни ребенка!

Первый год — самое время для закладки фундамента

Итак, известный опытный психолог-коуч Марина Мелия, опираясь на самые современные научные исследования, доказывающие, что все основные черты личности закладываются в каждом человеке еще на старте - в первый год его жизни, написала для неравнодушных родителей интересную книгу - подробное руководство о том, как общаться с малышом в первый год его жизни. Но не просто общаться - удовольствия ради, а осознанно помогая ребенку выработать в своем характере самые «выгодные» качества. 

Далее — отрывки из книги Марины Мелия «Главный секрет первого года жизни», вышедшей в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Неужели мама так незаменима?

Надо ли маме в первый год жизни малыша самой сидеть с ним или можно доверить это «специально обученным людям»? На этот вопрос есть два прямо противоположных ответа, две точки зрения. Традиционная: да, о ребенке с рождения должна заботиться именно мать. И любые ее замены, будь то няня, бабушка, ясли или, не дай Бог, детский дом, — это замены вынужденные, оправданные только тогда, когда на то есть очень серьезные причины.

Но с каждым годом набирает популярность и противоположная точка зрения: не так уж
важно, кто будет ухаживать за новорожденным, — покормить, покачать да песенку спеть
может и няня. А если у нее к тому же специальное медицинское образование, то она обеспечит малышу гораздо лучший уход, заодно избавив маму от хлопот и бессонных ночей. И многие женщины уже через несколько месяцев после родов возвращаются к работе или светской жизни, оставляя ребенка на весь день с няней.

Обе точки зрения, безусловно, имеют право на существование. При этом они формулируют вопрос одинаково: «Надо ли маме сидеть с ребенком?», делая главным действующим лицом маму. А мы попробуем рассмотреть эту проблему с позиции малыша и попытаемся понять, в чем действительно нуждается новорожденный, чего он «ждет» от родителей.

Запрограммированная беспомощность. По мнению известного биолога Адольфа Портмана, для того, чтобы новорожденный малыш взрослел так же быстро, как представители других видов, человеческая беременность должна длиться не девять месяцев, а 21. За это время «подготовительный период» младенчества подходит к концу, и малыш выходит на тот уровень развития, которого другие животные достигают еще в утробе матери. Иначе говоря, в биологическом смысле младенец — существо недоношенное, незрелое.

Портман считает, что младенец еще целый год после рождения пребывает в своего рода «социальной матке» и добирает все недостающее, буквально «дозревает». Поэтому он нуждается в том, чтобы рядом с ним находился взрослый, который готов преданно о нем заботиться и защищать. Эта важнейшая роль отведена маме: с появлением малыша на свет миссия мамы не заканчивается, ее единство с малышом не прерывается. Ребенок «дозревает» на руках у матери, она его донашивает, он полностью от нее зависим. Поэтому материнская забота и преданность — это биологически заданная необходимость.

На одной волне. За девять месяцев беременности у мамы и младенца формируются определенные биологические настройки, которые сохраняются и после появления малыша на свет. Мать и ребенок продолжают жить в одном биологическом ритме, синхронно, «на одной волне» — они настроены друг на друга, как приемник и передатчик.

Ученые наблюдали новорожденных в грудничковых отделениях яслей, детских и родильных домов. Младенцам проигрывали записанное на магнитофонную пленку биение человеческого сердца. И выяснилось, что дети развивались лучше, если слышали биение сердца своей матери. Они больше ели, лучше спали, спокойнее дышали, меньше кричали и реже болели.

Безусловная любовь. Ребенок не просто биологический организм, который нуждается в тепле, уходе и питании. С момента своего появления на свет он встроен в мир человеческих отношений, у него есть определенные психологические запросы, при удовлетворении которых он развивается как человек — существо разумное, духовное, наделенное сознанием и речью. Какие-то из этих запросов — в безопасности, познании, движении и т.д. — может реализовать и няня. Но есть потребности, удовлетворить которые способна только мама, и главная из них — быть желанным, любимым. Всем нам — и взрослым, и детям — необходимо «принадлежать» кому-то или чему-то более значимому, чем мы сами. Любовь и чувство принадлежности — основа нашего бытия. Безусловная любовь матери необходима ребенку как воздух.

Первый год: один на двоих. В первый год мать и дитя — как сообщающиеся сосуды. Такая тонкая, удивительная связь невозможна между чужими людьми. Заменить маму на 100% не сможет никто — как невозможна стопроцентная замена материнского молока. Но если уж мы решились доверить ребенка няне, мы должны понимать, что новорожденный, оставленный матерью, в психологическом смысле является сиротой, даже если его мама жива-здорова и время от времени его навещает. И человеку, замещающему мать, потребуется гораздо больше душевных сил, чем самой маме, чтобы восполнить эту потерю.

То, что маме подарено самой природой, — способность кормить, ухаживать, чувствовать, заботиться, восторгаться, для няни — огромный труд. Найти человека, готового с материнской самоотверженностью отдавать себя чужому ребенку, очень сложно — на этот счет не должно быть никаких иллюзий.

Интеллектуальное развитие: почему нельзя «бежать впереди паровоза»?

«Маленьких гениев», которые к школе уже «ничего не хотят», с каждым годом становится все больше. Но почему? И что на самом деле стоит за идеей раннего развития?

Всему свое время. Часто приходится видеть, как маленькие интеллектуалы, демонстрирующие блестящие способности к литературе или математике, оказываются совершенно беспомощными, когда надо выполнить простейшие «бытовые» действия. Например, ребенок в четыре года уже читает книжки, решает примеры и «гуляет» по Интернету, но при этом не может сам ни пуговицы застегнуть, ни шнурки завязать, ни руки помыть так, чтобы не расплескать воду по всей ванной комнате…

Почему это происходит? Нейропсихологи дают исчерпывающий ответ на этот вопрос. Мозг — это не просто однородная масса нейронов, а сложная система, состоящая из множества подструктур, отвечающих за разные процессы. Эти структуры созревают не одновременно, а в определенной последовательности.

Если задача, которую мы предлагаем ребенку, входит в противоречие с актуальным процессом созревания мозга или опережает его, происходит своего рода «энергетическое обкрадывание»: мы как бы отводим энергию в другое русло, и эти незапланированные энергетические потери тормозят те мозговые процессы, которым в этот момент природой предписано активно развиваться. Когда мы пытаемся научить малыша двух-трех лет читать, писать и считать, кора головного мозга перегружается, и эта несвоевременная нагрузка «истощает» подкорковые образования, которые в это время как раз находятся в активном периоде развития. Выходит, что мы, не позаботившись о развитии корневой системы, пытаемся на неокрепших стебельках вырастить чудоплоды, накачивая их всевозможными искусственными добавками. Но недаром говорят: «Каждому овощу — свое время».

Что делать маме? Сейчас так много дается советов и рекомендаций по раннему развитию ребенка, написано столько книг на эту тему, что голова идет кругом. Проанализировав несметное количество литературы и посмотрев, что делается на практике, я сделала такой парадоксальный вывод: если мама и правда хочет способствовать интеллектуальному развитию своего ребенка, «с дальним прицелом», ей нужно сосредоточиться на трех «ударных направлениях». Назову их условно: тепло, пространство и границы.

  • Тепло. Для того чтобы чему-то научиться — ходить, залезать, собирать пирамидку, ставить кубик на кубик, малышу приходится сотни раз это пробовать, сотни раз переживать неудачи. Откуда у него такая способность справляться и не отчаиваться? От взрослого, который рядом и с которым у него есть глубокая эмоциональная связь, которому он доверяет.

  • Пространство. Мы часто забываем о том, насколько нов и непонятен для малыша окружающий мир, игнорируем первые попытки его познания. А между тем именно взрослый для ребенка — важнейший источник информации. Любопытству и познавательной активности невозможно научить, но им важно не препятствовать. Именно мы должны организовать и постепенно расширять то пространство, в котором младенец, доверяя своему окружению, может проявлять себя свободно и использовать свои возможности.

  • Границы. Смелость, активность, любопытство надо поощрять, но только если мы точно знаем, что ребенок в безопасности, а он уверен, что старшие его оберегают. Младенец еще не знает, что можно, а чего нельзя, и в своем стремлении активно познавать мир может упасть, пораниться, испугаться, что-нибудь испачкать, разбить или сломать. Заботясь о безопасности ребенка и сохранности своих вещей, мы, естественно, пытаемся как-то сдерживать его активность — устанавливаем правила и обозначаем границы.

Каждый малыш — неповторимая индивидуальность, мы, родители, тоже разные, и ситуация у каждого своя. Поэтому не может быть единого универсального рецепта воспитания, не существует «самой правильной» методики, которая хороша всегда и везде.

Эта книга — лишь призыв к размышлению, карта, на которой каждый из нас может проложить свой маршрут. Будем доверять своей интуиции и помнить, что, пока ребенок маленький, требуются терпение, самоотдача и, безусловно, любовь. И тогда каждый откроет свой самый «главный секрет первого года».