Основная задача кандидата – «продать» себя потенциальному работодателю. Задача менеджера по кадрам – «купить» подходящий для фирмы товар. Woman.ru выяснил, что и как оценивают менеджеры по персоналу прежде, чем принять окончательное решение.

собеседование
HR-менеджеры на собеседовании пристально рассматривают каждого кандидата

Итак, пойдем «по порядку», перечисляя основные пункты, по которым вас будут оценивать:

1

Пунктуальность

Пунктуальность в данном случае равна мотивации – не опаздывайте!
Кандидат, которому нужна работа, не позволит себе прийти не вовремя. Изучите заранее маршрут, учтите возможные риски, например, пробки. Если вы чувствуете, что все же не успеваете к назначенному времени, обязательно позвоните и предупредите сотрудника компании, который назначил встречу.

2

Внешний вид

Основное требование отнюдь не ново – это опрятность во всем. Оптимально подойдет лаконичный деловой стиль. Если вы претендуете на творческую должность, стиль одежды может быть более свободным. Постарайтесь узнать заранее, как принято одеваться в компании, куда вас пригласили на встречу. Если это затруднительно, вот несколько полезных советов:

Цвета должны быть неагрессивными – ярко-красный костюм может вызвать недоумение. Аксессуары - соответствовать костюму и формату встречи. Пляжная сумка, тяжеловесные блестящие украшения, полиэтиленовый мешок со стершимся рисунком, не говоря уже о пакетике с рекламой конкурентов, могут существенно «снизить» впечатление. Обувь – чистой. Особенно осенью будет нелишним взять с собой щетку и привести в порядок туфли или сапоги до того, как перешагнете порог кабинета. Руки – ухоженными, с нейтральным маникюром. Прическа, цвет волос, макияж не должны вызывать раздражения или излишне привлекать к себе внимание.

Запах! Плохой запах изо рта, от одежды или лично от вас может сделать общение с вами невыносимым, а значит, от вас просто постараются поскорее избавиться. Слишком сильный аромат духов также может сослужить плохую службу – для деловой встречи лучше подойдут спокойные ненавязчивые ароматы.

3

Общение

Работодатель может использовать технику «стрессовое интервью». Главное - постарайтесь воспринять предложенную ситуацию как игру, не поддавайтесь на провокации и не теряйте самообладания. В любом случае, вы делаете свой выбор и можете принять решение не связывать свою карьеру с компанией, в которой практикуются такие методы

Монотонные, высокомерные, мрачные или агрессивные интонации – это враги при установлении контактов. Убедитесь, что при разговоре с людьми Вы достаточно часто смотрите им в глаза, а не переводите взгляд в сторону. Скучающий или заспанный вид, подавленные зевки, почесывание, пережевывание жвачки, нервная дрожь или постукивание ногами или руками, развязность – всего этого нужно избегать, если вы хотите произвести хорошее впечатление. И не забудьте выключить мобильный телефон!

Избегайте «слов-паразитов» - «это самое», «там вот», «как бы». Некоторые при волнении начинают тараторить, другие – излишне растягивать слова. Если с волнением не справиться – выпейте успокаивающее средство перед встречей. Лучше, если это будут таблетки, а не спиртовые растворы, запах которых «выдаст» вас с головой. Никакого алкоголя! Не перебивайте собеседника – это и невежливо и может сбить с толку как вас, так и вашего интервьюера.

4

Ваш профессиональный опыт, знания и их соответствие предлагаемой должности

Работодатель может спросить о ваших достижениях, трудностях, которые вы преодолели, и даже о неудачах. Неудачи - это стимул добиться большего: подумайте, как выгодней представить ваши успехи и промахи (если потребуется). Делайте акцент на главном, и не отвлекайтесь на экскурсы из вашей личной жизни.

«Продаются», прежде всего, опыт и практические знания и навыки, а не дипломы и сертификаты. Но даже, если окажется, что вы чего-то не умеете, ваше главное оружие – мотивация. Докажите, что работа именно в этой компании на предложенной позиции это то, к чему вы стремились и вы с ней справитесь, приведите веские обоснования. Обязательно изучите информацию о компании с помощью как открытых источников (статьи, сайт), так и форумов и блоггов. Без такого пакета знаний даже не стоит отправляться на интервью. Работодатель должен поверить, что благодаря своим не только профессиональным, но и личностным качествам вы справитесь с поставленными задачами.

5

Ваши личностные качества

Иногда собеседование продолжается после того, как оно официально закончилось. Например, если вы, не найдя выход из здания, вернетесь к менеджеру, проводившему интервью, с просьбой помочь его отыскать, не удивляйтесь отказу. Работодатель может решить, что такие «беспомощные» сотрудники ему не нужны

У менеджеров по персоналу есть свои способы для оценки личностных качеств. Например, составляется список качеств, которые необходимы сотруднику на данной позиции, и затем путем различных вопросов, как правило, об опыте работы, Вашем поведении в различных ситуациях HR- менеджер пытается составить ваш личностный портрет. Насколько вы готовы брать на себя ответственность, как ведете себя в ситуации стресса, умеете ли находить нестандартные ходы, самостоятельны ли вы или предпочитаете быть исполнителем – все это будет оцениваться.

Процесс интервью достаточно субъективный. И, конечно, нравиться всем вы не можете и не должны. У каждой компании своя корпоративная культура, своя «команда», в которую придется вписаться. Вы должны будете найти общий язык с непосредственным руководителем. Все эти моменты рекрутер пытается учесть во время собеседования. Иногда, в своих записях эйчары делают пометки «не наш типаж» или «замечательный кандидат».
Нередко «подходящие» личностные качества могут компенсировать недостаток каких-то неключевых знаний и опыта. Помните, что если ваш типаж не подошел в одном месте, есть другие компании и предложения.

Текст: Татьяна Шмидт
Фото: Fotobank.ru