Нам так важно соответствовать стандартам красоты и нормам успешности, что мы сгораем со стыда за самих себя: не слишком совершенных и недостаточно умных. Но кому выгоден этот стыд?
  • По некоторым данным, до 80% женщин переоценивают свои пропорции. Все больше женщин, имеющих нормальный вес или страдающих клиническими психологическими расстройствами, смотрят на себя в зеркало и видят лишь уродство и жир

Новая книга Брене Браун
Новая книга Брене Браун

Американский психолог Брене Браун, автор мирового бестселлера «Великие дерзания», посвятила этому вопросу свою следующую книгу «Все из-за меня (но это не так)», рассказывающую всю правду о перфекционизме, несовершенстве и силе уязвимости. Профессор Браун разработала ряд стратегий, которые помогают нам распознать источники нашей неуверенности и освоить приемы психологической самозащиты. Особое внимание нашей редакции привлекла глава, посвященная критической точке зрения.

Концепцию «критической осознанности» иногда еще называют критической сознательностью или критической точкой зрения. Это понимание того, что мы можем усилить нашу личностную силу, если поймем, как наш личный опыт связан с общественными системами. Посмотрите на области стыда: внешность и образ тела, материнство, семья, воспитание детей, деньги и работа, психическое и физическое здоровье, секс, старение, религия, ярлыки и стереотипы, высказывание мнений и переживание травмы. Как правило, мы не научены видеть связь между нашей частной жизнью и социальными, политическими, экономическими воздействиями.

Стыд работает как лупа, как зум в фотоаппарате. Когда мы стыдимся, камера наезжает предельно близко, и все, что мы видим, — нашу постыдную сущность, одинокую и страдающую. Мы думаем: «Я такая одна. Со мной что-то не так. Я одинока». Когда мы меняем масштаб изображения, перед нами открывается совершенно другая картина. Мы видим, что так же страдают многие другие люди. И вместо «Я такая одна» появляется иная мысль: «Надо же! И ты тоже? Значит, это обычное дело? А я думала, что это только со мной!» И как только мы начинаем видеть картину в целом, у нас лучше получается сверять с реальностью факторы «кнопки» — нашего стыда и те общественные ожидания, которые подпитывают стыд.


Лучший способ научиться критическому осознаванию — применить его к реальной проблеме. Начнем с проблемы внешности и образа тела. Я люблю использовать ее как пример, потому что она вызывает стыд практически у всех. Чтобы начать видеть целостную картину, мы должны задать следующие «широкомасштабные» вопросы о внешности.

  • Каковы общественные ожидания по поводу внешности?
  • Почему они существуют?
  • Как они работают?
  • Как они влияют на наше общество?
  • Кто выигрывает от этих ожиданий?

Каждый из нас, наверное, даст свои ответы на эти вопросы; они будут зависеть от возраста, цвета кожи, национальности и т. п., но в нашем случае я бы хотела дать обобщенные ответы.

Каковы общественные ожидания по поводу внешности? Общественное мнение рассматривает внешность как совокупность множества элементов: волос, кожи, макияжа, веса, одежды, обуви, ногтей и даже осанки, повадок, возраста и состоятельности. Если рассматривать ожидания конкретных общественных групп, нужно добавить еще такие вещи, как фактура волос, их длина, цвет кожи, наличие волос на лице и теле, зубы, одежду и аксессуары.


Почему эти ожидания существуют? Мой ответ: чтобы мы продолжали тратить наши ценные ресурсы — деньги, время и энергию — на попытки достичь некоего недостижимого идеала. Подумать только: американцы тратят каждый год на красоту больше, чем на образование!


Как они работают? Ожидания одновременно очевидны и незаметны: они присутствуют во всем, что мы видим, и во всем, чего мы не видим. Почитайте модные журналы, посмотрите телевизор, и вы узнаете, как вы «должны» выглядеть и как вам «следует» одеваться и вести себя. Если вглядеться тщательнее, можно заметить и то, чего нет: образов обычных людей. Теперь совместите то, что есть, и то, чего не хватает, — и вы быстро поймете, что, если вы не выглядите определенным образом, вы становитесь невидимкой, вы не имеете значения для общества.


Каково влияние этих ожиданий? Давайте посмотрим.

  • Примерно 80 млн американцев страдают ожирением.
  • Примерно 7 млн девочек и женщин страдают от пищевого расстройства.
  • 19% женщин студенческого возраста страдают булимией.
  • Пищевые расстройства — третья по распространенности хроническая болезнь среди женщин.
  • Недавние исследования показали, что совсем юные девочки садятся на диеты, потому что думают, что они толстые и непривлекательные. По данным одного из исследований, 81% десятилетних девочек в Америке уже хоть раз сидели на диете.
  • Исследование выявило, что самая большая группа старшеклассниц, обдумывающих или уже предпринимающих попытки суицида, — это девочки, которые считают, что они слишком много весят.
  • 25 лет назад топ-модели и королевы красоты весили лишь на 8% меньше, чем среднестатистическая женщина; сейчас они весят на 23% меньше. Современный медиа-идеал для женщин достижим лишь для менее чем 5% женской популяции — и это если принимать в расчет только вес и формы!
  • Среди женщин старше восемнадцати не менее 80% не удовлетворены своим отражением в зеркале. Многие вообще не способны объективно оценить свой вес. Известный факт — больные анорексией представляют себя толще, чем они есть на самом деле; но недавнее исследование показало, что подобные искаженные представления о своем теле свойственны отнюдь не только тем, кто страдает пищевым расстройством. По некоторым данным, до 80% женщин переоценивают свои пропорции. Все больше женщин, имеющих нормальный вес или страдающих клиническими психологическими расстройствами, смотрят на себя в зеркало и видят лишь уродство и жир.
  • По данным Американского общества эстетической пластической хирургии, с 1997 года произошел 465%-ный подъем общего количества косметических процедур.
  • И 90% этого количества — около 10,7 млн операций — сделали себе женщины. С 2003 года количество косметических операций, сделанных женщинам, выросло на 49%.
  • Самые распространенные виды косметических операций — липосакция, увеличение груди, пластика век, уменьшение живота и подтяжка лица.
  • В 2004 году американцы потратили на пластическую хирургию почти 12,5 млн долларов.

Кому выгодны ожидания общества по поводу внешности?

• 38 млн долларов получает индустрия по уходу за волосами.

• 33 млн долларов получает индустрия диет.

• 24 млн долларов — индустрия по уходу за кожей.

• 18 млн долларов — индустрия грима и макияжа.

• 15 млн долларов — парфюмеры.

• 13 млн долларов — косметические хирурги.


Вот полный перечень профессий, которые кормятся на нашей вере в общественные ожидания по поводу внешности. Если мы не поверим, что мы слишком толстые, некрасивые и старые, они не продадут нам свою продукцию. Если они не продадут нам свою продукцию — то не смогут выплатить кредит за дом. Поднажмем! Задавая себе правильные вопросы, мы начинаем развивать в себе критическую осознанность. Следующий шаг — научиться использовать эту информацию, чтобы сверять с реальностью наши факторы стыда. Мы сделаем этот шаг: посмотрим на «кнопки» нашего стыда и ответим на следующие шесть вопросов.

• Насколько реалистичны мои ожидания?

• Они случаются одновременно?

• Не противоречат ли ожидания друг другу?

• Я могу описать, кем я хочу быть или кем меня хотят видеть другие?

• Что произойдет, если кто-то будет считать, что во мне присутствуют эти нежелательные образы?

• Могу ли я контролировать то, как воспринимают меня другие? Как я пытаюсь это делать?