Фотографы Дима Радюков и Дарья Савтаза первыми в Москве организовали аренду фотобудок, а чуть позже сделали фотобудку в ретро-автобусе, который сегодня украшает модные столичные фестивали. Ребята рассказали о своем бизнесе в новом проекте «Мой успех. Моя Toyota» о молодых и успешных.
  • Когда мы купили первый принтер и машину, у нас осталось 10 тысяч рублей, но потом начали появляться заказы, и бизнес стал расти

Дима и Даша, расскажите, как все начиналось?

Дима: Мы работали фотографами, и у нас скапливалось все больше цифровых фотографий. В какой-то момент мы поняли, что они у нас в компьютерах и телефонах, а в напечатанном виде нет. Вот у вас много напечатанных фотографий? Думаю, нет. На мой взгляд, это проблема. И мы начали приезжать на мероприятия, фотографировать и сразу печатать фото на принтере.

Даша: Тогда это было новой фишкой на мероприятиях, мало кто печатал фотографии с брендингом.

Дима: Это актуально и на свадьбах, и на корпоративах — везде. Заказов было все больше, и мы поняли, что просто не успеваем. Тогда мы подумали, что неплохо бы сделать автомат, который будет снимать и печатать за нас. Еще были подсказки со стороны клиентов, которые звонили и спрашивали, есть ли у нас фотобудка. Мы поняли, что такой запрос есть. И сделали фотобудку.

У вас были конкуренты?

Дима: Когда мы начинали, нашими конкурентами были только будки «фото на документы» в метро.

Даша: Когда мы сделали первую будку, поначалу ее никто не заказывал, потому что люди не понимали, что это.

Дима: Она месяца три-четыре стояла у меня дома на 14 этаже — там, где я ее и сделал. А сейчас фотобудок стало много. И к этому я отношусь позитивно, потому что конкуренция растет, и сидеть на месте невозможно. Иначе я сделал бы одну будку и успокоился. Сейчас, когда к нам обращается клиент, а у нас заказов под завязку, мы рекомендуем своих конкурентов. Мы стараемся налаживать партнерские отношения со всеми «фотобудочниками». Если сразу отказать клиенту, он сам найдет другую компанию в интернете и, если они ему понравятся, в следующий раз пойдет к ним. А когда ты говоришь: «У меня есть партнеры, позвоните им», скорее всего, потом люди еще раз позвонят тебе.

Как Вы собирали фотобудку, на что ориентировались? Смотрели какие-то инструкции в интернете?

Дима: Во-первых, когда мы куда-то ездили, мы всегда фотографировались в фотобудках. Плюс у нас был большой опыт работы в event-индустрии, и мы примерно понимали, каким должно быть это устройство: разборным, при этом красивым и с возможностью адаптации под каждого заказчика. И в интернете я смотрел, какими бывают будки. Сначала мы сделали макет, потом реализовали проект в металле.

Даша: Прообразом стали немецкие фотобудки, которые на каждом шагу стоят в Берлине, Мюнхене…

Какие были ваши главные страхи? Они вообще были?

Дима: В момент запуска проекта страхов не было, потому что я был уверен: это крутая тема, и такого ни у кого нет. Я знал, что как минимум фотобудка себя окупит. Однако в процессе реализации проекта мы поняли, что фотобудка – устройство сложное и иногда дает сбои.

Какой бюджет вы изначально вкладывали?

Даша: На первую будку у нас ушло около 200 000 тысяч рублей.

Дима: Да, плюс надо было написать компьютерную программу, вложить в будку «мозги».

То есть не было большого бюджета, вы не привлекали инвесторов?

Даша: Нет. Хотя наши расходы увеличивались вместе с ростом бизнеса.

Дима: Долгое время все деньги вкладывались только в дело, например, в автомобиль, потому что нам он необходим – причем вместительный.

Вы все делаете вдвоем или есть кто-то еще?

Даша: Вначале мы все делали вдвоем, но потом начали привлекать сотрудников. Сейчас у нас есть небольшая команда, 6 человек. Плюс есть те, кого мы привлекаем под конкретные проекты.

Как у вас делятся обязанности?

Дима: Все мы — грузчики-экспедиторы. Оказалось, что фотобудка сложна тем, что ее нужно привезти (на автобусе), разгрузить…

Даша: Основная проблема — это логистика, нужно построить весь процесс, приготовить брендирование для будки, составить договоры, сделать оформление.

То есть дизайнеры тоже вы?

Даша: Что-то простое мы делаем сами. Например, для свадеб мы просим прислать приглашение и оформляем будку в стиле приглашения. А если нужно сделать макет, привлекаем дизайнеров, которые работают по брендбуку клиента.

Дима: С персоналом большая проблема. Дело в том, что в основном мы работаем с корпоративными клиентами: поставить фотобудку на вечеринку стоит 40 000 рублей, для частных клиентов это довольно дорого. Если в сентябре в разгар деловой активности у нас проекты почти каждый день, то, например, в январе эта история проседает. Из-за сезонности бизнеса нанимать постоянный штат сложно. Сегодня ты готов платить людям, а через 3 месяца их что, увольнять? А фрилансер — это ненадежный человек, он на своей волне, его толком не научишь. Нам необходимо, чтобы человек был физически вынослив, умел водить машину, разбирался в фотографии. Мы много внимания уделяем качеству, нам важно, чтобы фотографии получались хорошие, просто поставить универсальные настройки нельзя.

Даша: Для работы с персоналом нам не хватает опыта в сфере HR, я сейчас книги на эту тему читаю, пытаюсь понять, как все устроено.

Как это происходит: вы приезжаете на мероприятие, привозите будку и контролируете процесс?

Даша: Да, все время работы фотобудки на мероприятии там присутствует наш техник.

Дима: Многие компании просто привозят и ставят будку. Если что-то сломалось, им нужно звонить, ждать, пока кто-то приедет. Когда мероприятие длится 6 часов, то даже 20 минут неработоспособности фотобудки — уже расстройство для гостей.

Сколько всего у вас фотобудок?

Дима: У нас есть классические фотобудки, с инновационным дизайном, для вечеринок. Всего их сейчас шесть.

Как возникла идея фотобудки-автобуса?

Дима: Я купил новый автобус, чтобы возить классические фотобудки. На нем я заехал на сервисную станцию, чтобы поставить круиз-контроль, там увидел старый ретро-автобус и загорелся идеей приобрести такой.

А в легковую машину можно поместить фотобудку? Вот, например, что можно сделать в Toyota RAV4?

Дима: Для Toyota RAV4 есть два варианта: либо ты сидишь в салоне, и тебя фотографируют на каком-то фоне, либо ты за рулем автомобиля. В этом случае камеру нужно выставлять за лобовое стекло. Автомобиль должен привлекать внимание, люди должны хотеть в нем сфотографироваться. После тест-драйва я могу с уверенностью сказать, что это относится и к Toyota RAV4.

Какие у вас планы на будущее?

Дима: Мы продолжаем украшать наши будки, постоянно придумываем новые фишки, новые услуги, активно следим за трендами на этом рынке. Например, на Московском международном автосалоне в этом году работали 10 фотобудок разных компаний и, за счет разнообразных форм и концепций, все они пользовались успехом у гостей выставки.

Между собой у вас бывают противоречия по поводу бизнеса?

Дима: Постоянно спорим, мы оба достаточно строптивые.

Даша: Да, мелкие противоречия случаются, но в то же время, это объединяет, я знаю много удачных историй семейного бизнеса.

Что бы вы посоветовали начинающим стартаперам, которые хотят открыть свой бизнес, но не решаются?

Даша: Нужно рисковать, посвящать этому много времени. Многие мои знакомые уходят с работы, чтобы начать свое дело, рискуют, вкладывают последние деньги. Когда мы купили первый принтер и машину, у нас осталось 10 тысяч рублей, но потом начали появляться заказы, и бизнес стал расти.

Дима: Нужно быть терпеливым и настойчивым. Главное — не сдаваться и не ждать быстрых денег. Это всегда работает, как снежный ком. Сначала маленький, потом больше и больше, а в конце он уже может тебя раздавить. Любая идея, если ты ее полюбишь, будет работать. Несмотря на неопределенность и новизну каждого дня, если ты запускаешь стартап, нужно получать удовольствие самому и делать так, чтобы клиенты тоже были довольны.

На правах рекламы.