На пятом канале в передаче "Открытая студия" сейчас была такая тема. Ведущие уже не раз поднимают эту проблему - где должны находится иконы и другая церковная утварь. Причем оба ведущие ведут передачу однобоко, им кажется, что всё должно быть в музеях. Почему в музеях? Я, думаю, что все это должно быть в церкви, ведь всё это когда-то принадлежало церкви! В музеях всё оказалось после того, как разрушили и ограбили церкви. Если, человек далек от церкви, то и в музее он не будет смотреть на иконы, ему это не интересно. А вот в церкви икона приобретает совсем другой смысл - ЭТО ЛИК СВЯТОГО, люди приходят приложиться и помолиться Святому. А как считаете вы?
(только, пожалуйста, давайте здесь не будем обсуждать богатых батюшек).
В ЦЕРКВИ КОНЕЧНО. НЕ МЕСТО ИКОНАМ НА ПЫЛЬНЫХ ПОЛКАХ В МУЗЕЯХ(
А церкви эти народ обирали, так что в итоге все равно они принадлежат народу и должны быть в государственных музеях :)
в музеях
неверующие или верующие других конфессий имеют право ознакомиться с историческими ценностями
ну а если это Андрей Рублев к примеру - как думаете, долго эта икона провисит в церкви?
И вообще религия - опиум для народа :)
Вот когда стану диктатором - запрещу религии к едрене фене :)
А мне кажется, нужно искать какие-то формы сотрудничества между церковью и музеем. Если отдать культурные ценности только церкви, возникнут проблемы, о которых Грин написал. Очень многие люди ведь воспринимают те же иконы не как предметы культа, а как предметы искусства. Они могут быть атеистами - так что же, им доступ закрыт? Современная церковь вообще - закрытая формация. Служители церкви слишком строги даже к тем, кто хотел бы приобщиться к религии, но в этом деле новичок(придешь в брюках в монастырь - кричат на тебя, а ведь не все знают, в чем нужно). А что уж говорить о неверующих. Опять же, музей обеспечивает условия хранения. Но нужно, чтобы для верующих тоже были свой часы для молитв и обрядов, тогда все довольны будут. Третьяковка, кажется, уже практикует такое сочетание.
в музеях
неверующие или верующие других конфессий имеют право ознакомиться с историческими ценностями
+100. Согласна.
Очень многие люди ведь воспринимают те же иконы не как предметы культа, а как предметы искусства.
абсолютно верно. Я именно так и воспринимаю иконы, предметы церковной утвари, да и церкви мне интересны только как памятники архитектуры, творения талантливых зодчих.
А вот заходить в церкви мне не нравится. И именно по тем причинам, о которых вы написали выше - эти шипящие служащие, мол де нельзя женщине в брюках сюда входить, нельзя без головного убора и проч. всяких нельзя - типа не по канону себя ведёшь.
Я же просто захожу осмотреться, мне просто интересно: ни к кому не относясь неуважительно, вежливо тихо прошла, посмотрела, ушла. Но так нет ведь - куча препонов. Это напрягает и не вызывает желания заходить в церкви вообще.
в музеях
неверующие или верующие других конфессий имеют право ознакомиться с историческими ценностями
ОНИ ТОЖЕ В ЦЕРКОВЬ ХОДЯТ! ЩАС ТУДА ВСЕ ХОДЯТ. КОГДА ПРИСПИЧИТ...
В музее вы можете детально рассмотреть икону, познакомиться с особенностями писания ликов в разных областях России в разное время. Иконопись изучают, пишут научные труды, которые дают нам представление о том, как люди верили и молились до нас.
Вы приходите в церковь, икон там - тьма! На основную часть вы даже не обращаете внимание. Т.е. вот вы только что прошли мимо иконы Николая Святителя и даже не заметили, в головном уборе он там был или без оного.
Что вам даст наличие исторически ценных икон в церквях? Ничего. Только возможность придти и помолиться.
Думаю, что нужно сейчас оставить то, что есть: те иконы, которые находятся в музеях, оставить все-таки для музея.
А для церкви можно и другие иконы написать. Правда намаливать их нужно будет долго, но что уж тут поделаешь.
Не нужно забывать, что церковь преследует свои интересы.
в церкви
У музея в отношении иконы две функции ≈ сохранность и доступность. А в храме икона ≈ предмет культа, то есть инструмент. Она работает, а когда инструмент работает ≈ он портится. Средний срок жизни иконы в церкви ≈ 100-150 лет, дальше она темнеет, и ее или записывают, или сжигают. Есть даже специальный чин мирроварения, при котором печь топят досками старых икон ≈ их собирают по церквям и специально для этого привозят. В абсолютном большинстве случаев в храмах XIX века иконы были вовсе не древние, а новые: если позволяли средства, иконы постоянно обновляли. Те древние памятники, которые сохранились в музеях, в значительной части происходят вообще не из храмов, а из частных собраний, которые коллекционеры XIX века составляли, покупая вещи из ╚рухлядехранилищ╩ при храмах. Церкви отдают то, что реквизировано у частных лиц.