«Дома поговорим»: Кончаловский рассказал о реакции людей на его спектакль о браке

Основной темой интервью стал новый фильм «Грех», который был показан на XIV Римском кинофестивале и с 14 ноября стартовал в российском прокате. Картина рассказывает об испытаниях на творческом пути гениального художника и скульптора Микеланджело Буонарроти.

«Это фильм о человеке, который жил в определенную эпоху, очень интересную, жестокую и прекрасную, — рассказывает режиссер. — Итальянцы, особенно флорентийцы, любят говорить: «Семьдесят процентов европейского искусства родилось в Италии. Семьдесят процентов итальянского искусства родилось во Флоренции». Они очень этим гордятся, ведь это правда, мимо Флоренции никто из больших художников не проходил, хотя потом они оседали кто-то в Венеции, кто-то в Риме, кто-то в Неаполе. Леонардо Да Винчи доживал свой век вообще при французском королевском дворе. В этом смысле Флоренция — конечно уникальное место».

Во время работы над фильмом Кончаловский менял его название несколько раз. «Я сначала думал назвать фильм «Грех», потом «Сны мрамора». По мере написания сценария, когда появился образ этого огромного куска мрамора, который нужно было спускать по огромной отвесной скале, я назвал фильм «Монстр». В итоге я вернулся к «Греху», и не жалею, потому что это название — имеет много смыслов. У каждого из вас, наверняка, свое представление есть о грехе», — поделился режиссер.

«Дома поговорим»: Кончаловский рассказал о реакции людей на его спектакль о браке

Еще одна тема, которую Кончаловский затронул в «ОК на связи», была работа с непрофессиональными артистами — совершенно обычными людьми, снимать которых он начал еще пятьдесят лет назад.

«Абсолютно любой человек может играть. С кем-то надо работать больше, с кем-то меньше. В этом фильме нельзя было снимать просто каких-то людей из массовки. В Карраре, где добывают мрамор, огромные пропасти — я снимал каррарцев, потому что они не боятся высоты. Они и сейчас работают с мрамором и легко ходят по горам. В картине три героя — кусок мрамора, этот монстр, Микеланджело и каррарские каменотесы, их собирательный образ. Когда я беру не профессиональных артистов, я думаю о характере, который мне хотелось бы получить, и смотрю, кто под него подходит», — поделился Кончаловский.

В планах у режиссера новый фильм о забастовке в Новочеркасске, которая произошла в 1962 году из-за повышения цен на молочные продукты. Кончаловский рассказывает, что он это картину мог бы снять и пятьдесят лет назад, но помешала цензура. В новой картине главную роль партийного работника сыграет актриса Юлия Высоцкая.

«Это был невероятный скандал, потому что в Советском Союзе не могло быть забастовок. Надо было изолировать это все, начали стрелять, убили двадцать восемь человек. Об этих событиях молчали до 1990-го, брали подписку, что, если будет нарушена государственная тайна, грозит наказание вплоть до высшей меры, люди были насмерть перепуганы. Это кино о людях, о честном чистом человеке, фронтовике, партийном работнике. О том, что с ним происходит, когда случается такая немыслимая в его представлении вещь как забастовка, а потом расстрел людей. Интересная будет работа, но жесткая».

Андрей Кончаловский рассказал зрителям «ОК на связи» и про свой спектакль по Бергману «Сцены из супружеской жизни», который сначала был поставлен в Италии, а потом в России.

«Такого ажиотажа я никогда не видел. Не знал, что билеты на мои спектакли могут спрашивать на улице. Российская версия от итальянской не отличается главным — гением Бергмана. Он написал о том, что происходит с каждой супружеской парой. Это универсальная вещь — мужчина и женщина, живущие вместе какое-то время. Разница только в том, что в Италии происходит дело в Италии, а на сцене МХАТа — в России. Для каждой супружеской пары это узнаваемые ситуации, однажды сидя в зале, я даже услышал, как сзади начали тихонько переговариваться, а потом кто-кто сказал: «Дома поговорим!». Поэтому вам будет интересно посмотреть, кто женат — особенно.»