Кто одел Пеппи из «Артиста»?

Текст: Марни Хэнел

В гостях у журнала Vanity Fair побывали Лоренс Беннетт и Марк Бриджес, художник-постановщик и художник по костюмам черно-белого шедевра. Они рассказали, как рождались наряды героев и декорации.

...
Эскизы костюмов к фильму «Артист»
1 из 4

Фильм Мишеля Хазанавичюса рассказывает о звезде немого кино Джордже Валентайне (Жан Дюжарден), который на премьере собственного фильма знакомится с никому не известной танцовщицей Пеппи Миллер (Беренис Бежо). Он стоит перед восторженной публикой, она теснится в толпе поклонников. Неожиданно она роняет свой альбом для автографов и, чтобы поднять его, ныряет под бархатную ленточку... одним этим движением пересекая границу между безвестностью и славой: на следующий день на обложке Variety появляется ее фотография с подписью: «Кто эта девушка?».

Дело в шляпе!

При первом же взгляде на Пеппи зритель понимает, что ей уготовано стать звездой – от нее просто не оторвать глаз. Может, дело в овале лица, как у Клодетт Колбер? Или в кудряшках a la Мэри Пикфорд? Ничуть. Секрет в ее черно-белой шляпе.

«Тайна моего замысла раскрыта! - признается автор костюмов Марк Бриджес («Нефть», «Магнолия», «Ночи в стиле буги»). – Это все довольно тонкие вещи. Зритель замечает Пеппи лишь за мгновение до того, как она сталкивается с Джорджем». В любом другом фильме, столь заметный аксессуар обязательно был бы какого-нибудь яркого цвета (вспомните красный на Фриде Пинто в фильме «Ты встретишь таинственного незнакомца»), но в черно-белом кино всем правит контраст. Бриджес использовал ограничения полутоновой пленки, чтобы обогатить картинку: когда герои находятся на пике славы, они всегда одеты очень контрастно.

«Костюм, в котором Пеппи впервые появляется в кадре, на самом деле был кораллового цвета, а на черно-белой пленке он выглядит серым, - объясняет Бриджес. – Джордж одет во фрак, он черно-белый. Так что он контрастирует с фоном, а она как раз малозаметна. Он на вершине своей карьеры, она же в исходной точке. Его ждет падение, ее – взлет. Он постепенно сливается с фоном, она же начинается светиться».

Танцы со смокингом

«Артист» снимался в цвете, а потом был переведен в черно-белый формат, что едва ли можно считать чем-то необычным в эпоху Instagram. Художник-постановщик Лоренс Беннетт («Столкновение», «Три дня на побег») говорит, что такое решение было принято по прагматическим соображениям, но еще и потому, что высокое разрешение и качество картинки лучше передает ту эпоху.

Черно-белая картинка – вещь довольно капризная, и Бриджесу и Беннетту пришлось немало потрудиться вместе, чтобы сделать ее безупречной. «Приходилось все время придумывать, как отделить актера от фона. Каждый раз мы спрашивали себя – какого цвета задник или что за фактура у стен в зале. Если актер одет в коричневое и стены тоже коричневые, на черно-белой картинке получится летающая голова, - вспоминает Беннетт. – Такого нельзя допускать». «Почти все напечатанные задники пришлось забраковать, - добавляет Бриджес. – Они создавали кашу в кадре. Зато очень хорошо заработала фактура. Блестки, парча, ламе оказались идеальным выбором. При правильном освещении они создают объем на экране, кажется, что них можно дотянуться».

Впрочем, иногда двуцветная палитра играла на стороне художников. В одном из самых запоминающихся эпизодов картины (не считая, конечно, мастерской игры терьера Угги) Пеппи обнимает висящий на вешалке смокинг Джорджа и начинает с ним танцевать. Выглядит это настолько убедительно, что спрашиваешь себя, почему бы участницам современных девичников не взять этот номер на вооружение. Бриджес раскрывает, в чем был трюк. «Беренис забрала пиджак к себе домой на все выходные, однако ей никак не удавалось заставить его танцевать по-настоящему. И вот она приходит ко мне в понедельник утром и просит ей помочь. Мы распороли подмышку и сделали там огромную вставку из черной ткани. Теперь, когда она просовывает руку, пиджак как бы сам ложится ей на плечи. В тот момент я уже хорошо представлял, что будет, а что не будет видно зрителю, и понял, что этот маленький обман сойдет нам с рук. В итоге сцена вышла безукоризненно».

Перед Беннеттом стояла непростая задача – создать мир одновременно реалистичный и гиперреалистичный. «Мы показываем одновременно как бы реальный мир и фильм в фильме. Мы решили, что все, что происходит в студии или фильме, будет передаваться контрастной черно-белой картинкой, а реальные сцены будут отличаться более естественными цветами». В качестве примера она приводит первый танец Пеппи и Джорджа в ресторане. «Все декорации были черно-белыми. И текстура дерева, и цвет стен – все это сразу было черно-белым, хотя в жизни так не бывает. Там применялась совершенно особая техника съемки. К тому же, актерам было легче перевоплощаться на фоне таких декораций».