Текст: Кристина Подрезова по материалам книги «100 лет моды», издательство «Аттикус»

Мода ХХ века – это эпоха открытий. В прошлом веке успели всё – отказаться и вновь вернуться к корсетам, одеть женщин в брюки, много раз поменять длину и крой юбок и поставить девушек на шпильки. Писательница Кэлли Блэкмен собрала в одной книге 400 различных фотографий и иллюстраций, которые отражают всю историю моды прошлого столетия.

...
Строгое вечернее платье от Redfern, 1902 год. На обложке дорогого модного журнала Les Modes – мантия для торжественных случаев, «какие носили при английском дворе». Такие платья надевали при дворе на самые официальные вечерние мероприятия
1 из 41

«Мир моды напрямую отражает масштабные изменения, произошедшие в жизни общества в XX веке: крах империй и колониальной власти, революции, подогреваемые разногласиями в политических идеологиях, две мировые войны, экономические и экологические катастрофы, появление цифровых технологий и новых направлений в искусстве и дизайне. Прошлое сильно повлияло на нас и на наши представления о том, как нужно одеваться», – рассказывает Кэлли Блэкмен в своей новой книге.

Гардероб для бизнес-леди

Многие вещи, появившиеся 100 лет назад, присутствуют и в гардеробе современной женщины. Взять, например, «форменный стиль» начала предыдущего столетия.

Из женской энциклопедии 1910 года: «Главные элементы ежедневного костюма деловой женщины – это жакет, юбка, блузка, туфли, перчатки, шляпка и непромокаемое или резиновое пальто и длинное теплое пальто на холодную погоду. Это самые необходимые предметы женского гардероба».

В начале XX века моду задавали парижские дома. Парадные платья чаще пользовались спросом у санкт-петербургских и лондонских портных. Мода была беспощадна, девушкам приходилось менять туалет по несколько раз в день. Утром – конная прогулка, днем – светский прием, вечером – бал, опера или театр, – и дамы не стеснялись заказывать платья у престижных портных в бессчетных количествах.

В первые два десятилетия стали появляться новые течения: фовизм и кубизм в Париже, сецессион в Австрии, экспрессионизм в Германии, футуризм в Италии, конструктивизм в России. Первые кутюрье отражали в своих коллекциях настроение революционной музыки, мягкость и грацию балерин, объединяли моду и искусство. Модельеры искали новую идеологию и хотели изменить подход к одежде.

Во времена Первой мировой войны дизайнеры из Штатов стали громче заявлять о себе – пересекать океан у американцев не было ни желания, ни возможности.

Стиль как отражение эпохи

«В межвоенную эпоху складывается новый образ женщины – амазонка ар-деко или независимая модница феминистка с короткой стрижкой», – рассказывает Блэкмен. Но девушкам такой стиль был не по душе, и в 30-е андрогинность уступает место женскому силуэту, нежному и открытому.

С приходом Второй мировой люди вновь переоделись в униформу. После войны начались перемены, положившие конец главенству высокой моды. Из-за невозможности присутствия на показах в Европе, американцы вновь стали развивать модную индустрию.

Девушка-подросток, которая одевалась так, как требовали нормы ее окружения, а не взрослые, становилась популярнее день ото дня. Теперь на стиль влияли субкультуры, а не европейская высокая мода. Поклонники свинга, модернисты, пижоны и битники – молодежный бунт 60-х постепенно заявлял о себе.

Из книги «Попизм. Уорхоловские 60-е», написанной Энди Уорхолом и Пэтом Хэккетом: «Девушки выглядели замечательно: блестели и сияли в виниле, замше и перьях, в юбках и сапогах, в ярких колготках в сетку и лакированных туфлях, крохотных серебристых и золотистых мини и нарядах от Пако Рабанна с пластиковыми дисками, расклешенных свитерах и «лапше», в коротеньких платьицах, с открытыми плечами и юбкой сильно выше колена».

От британского вторжения до гранжа

В 60-х в Америке началось настоящее «британское вторжение» – благодаря Твигги, The Beatles, Rolling Stones. Многие известные Дома вдохновлялись космическими полетами, шили одежду из синтетических тканей и фольги, обрезали юбки и мыски на туфлях и создавали темные очки. Нью-Йорк постепенно покорял поп-арт.

В 70-х модельеры использовали элементы викторианского стиля и внесли романтизм в одежду 40-х годов. В моду стали входить джинсовые и спортивные вещи. В 80-х на подиумы перенесся стиль улиц, хип-хопа и диско. Вместе с этим зарождались и новые субкультуры – панк, готика, гранж.

Модная экспансия

«В конце 70-х годов Париж, Нью-Йорк и Милан превратились в общепризнанные столицы мировой моды», – вспоминает Блэкмен.

Париж оставался влиятельным благодаря исторически сложившейся инфраструктуре ателье. Нью-йоркские модельеры продолжили традиции американских производителей спортивной одежды, Милан стал центром готовой итальянской одежды класса люкс. Только Лондон снизил активность – британская обрабатывающая промышленность не поддержала модельеров. Мода захватила все страны: от Южной Кореи до Бразилии, от Италии до Японии.

Книга «100 лет моды» – четвертая работа писательницы, имеющей ученые степени в области дизайна моды, истории костюма и истории искусств. Сейчас Блэкмен ведет курс по истории моды в лондонском Центральном колледже искусства и дизайна Святого Мартина (Central Saint Martins College of Art & Design).