Включаю-выключаю! Ученые научились обращаться с «кнопкой голода» в мозгу

Приступы голода — настоящее наказание для тех, кто следит за своим питанием! Сокрушительное желание немедленно сжевать что-то может застать вас врасплох буквально в любое время дня и ночи, и дисциплина тут часто ни при чем, виноваты сложнейшие нейронно-гормональные реакции. Научный прорыв: теперь ученые умеют «включать» чувство насыщения, вовсе не используя пищу.

С биологической точки зрения, голод — продукт эволюции. В мозгу живых существ (исследователи ручаются за млекопитающих) привольно раскинулась сеть нейронов, «спроектированных» специально для того, чтобы ощущать нехватку веществ, необходимых клеткам для выполнения их метаболических, энзимных, мускульных, неврологических и других функций.

Если где-то в организме не хватает «строительных веществ», мозг дает команду: пора поесть!

К сожалению, у человека эта функция мозга слабо дифференцирована и вдобавок подпорчена «городской диетой»: несколько десятков лет назад мы, себе на беду, стали есть слишком много переработанных продуктов, дающих пустые калории и практически стерильных с точки зрения незаменимых питательных веществ. Результат очевиден — эпидемия ожирения захватывает все новые территории, а специалисты защищают диссертации, посвященные причудам пищевых зависимостей.

Вот бы можно было съесть пирожное, на самом деле не отправив ни кусочка в рот! Что ж, теперь это не вздорная фантазия: международная группа биологов опубликовала в авторитетном журнале Nature результаты исследований, продолжавшихся долгих 15 лет. Эти данные захватывают воображение - похоже, наука на верном пути к тому, чтобы научиться управлять чувствами голода и насыщения, воздействуя прямо на мозг.

Видные диетологи в один голос утверждают, что смогут отправиться на заслуженный отдых после того, как будет найдено средство для похудения, регулирующее чувствительность жировых клеток к инсулину, однако в этом направлении до сих пор не было сделано примечательных открытий.

Для того, чтобы любые мысли о еде буквально испарились из головы, нужно нажать на "нейронную кнопку" в гипофизе. На что, чтобы выяснить, как это делается, у биологов ушло почти 15 лет

Но нельзя сказать, что группа биологов, работавшая на базе Медицинского университета Говарда Хьюза (США) подошла к проблеме с принципиально другой стороны: ключевая точка приложения сил для победы над лишним весом по-прежнему относится к эндокринологии. Исследуя реакции мозга, связанные с гастрономическими и сопутствующими ими переживаниями, ученые «нащупали» особые нервные структуры в гипоталамусе, самой древней части лимбической системы. Гипоталамус отвечает за производство важнейших гормонов, и именно в нем расположены AgRP-нейроны.

Эти высокоорганизованные клетки отвечают за все наши ощущения, связанные с пищей. AgRP-нейроны максимально активизируются, когда мы по какой-либо причине теряем вес, и в том случае, если потери составляют 5-10% от исходной массы, начинают работать изо всех сил, буквально сводя всю мыслительную деятельность к мечтам о еде.

Вероятно, в том числе поэтому многие диеты для похудения «проваливаются», едва удается обрадоваться первым результатам.

Кроме того, выяснилось, что мозг людей с избыточной массой тела нередко обладает любопытной особенностью: его «украшают» белковые образования, в которых есть специальные рецепторы MC4R, реагирующие на пептидный гормон, выделяемый AgRP-нейронами. Пока неясно, «вырастают» ли эти образования из-за того, что у человека есть лишний вес, или, наоборот, кило атакуют талию по причине особенностей развития мозга, однако эта своеобразная аномалия дала биологам подсказки. Исследование рецепторов вывело их на след соответствующих MC4R -нейронов, которые скрывались в другой части гипоталамуса. Именно эти нейроны, как оказалось, обладают «правом первого голоса» в решении вопросов аппетита и ощущений голода или сытости.

Максимальная активизация MC4R -нейронов привела к тому же эффекту, что и стимуляция AgRP-нейронов: подопытные мыши принимались есть как сумасшедшие, забыв о том, что вообще можно наесться. Но если AgRP-нейроны подавить не удавалось, то MC4R -нейроны оказались более сговорчивыми — биологам удалось научиться их «выключать»!

Мыши с выключенными MC4R демонстрировали все признаки блаженной сытости даже в том случае, если с момента их последней трапезы прошло 3-4 дня и не пытались раздобыть пищу, пока срок блокировки нейронов не заканчивался.

Исследователи заслуженно гордятся результатом многолетней работы, хотя и осознают, что впереди еще много экспериментов. Руководитель рабочей группы Скотт Стернсон настроен оптимистично: по его мнению, средство для похудения, действие которого основано на «выключении кнопки голода», может открыть новую эру в развитии методик избавления от лишнего веса.

Конечно, все мы рассчитываем что биологи и представители фармакологии отнесутся к замечательному открытию со всей ответственностью — сложно представить, к чему может привести бесконтрольное использование препарата, полностью освобождающего от подчас тягостного, но все-таки необходимого для жизнедеятельности желания есть.