Школьная форма: звездные матери и эксперты высказывают свои за и против

Начало учебного года не за горами. Для многих родителей это время становится очень волнительным, потому что нужно выбрать ранец, канцелярские товары и, конечно же, одежду для школы. В преддверии Дня знаний мы решили узнать у экспертов и звездных мам, как они относятся к школьной форме, как она влияет на психологическое развитие ребенка, а также составили по 4 модных образа для мальчиков и девочек.

...
Юлия Костюшкина, мама школьника Богдана (9 лет)

«Мне кажется, что школьная форма должна быть обязательной. Когда я была ученицей, сначала я носила школьную форму, а потом ее отменили, и все стали ходить, в чем хотели. В старших классах это привело меня к конфликтам с мамой, потому что она настаивала на деловом стиле, а я хотела носить обычную одежду. Также среди девочек возникала зависть, потому что одноклассницы из более обеспеченных семей ходили в модной и дорогой одежде. Сейчас, когда мой сын ходит в школу, я голосую за удобные практичные вещи. Также, считаю, что школьная форма должна быть в двух экземплярах — легкая на осень и весну и теплая на зиму. Что касается моего Богдана, он носит школьную форму: есть парадный вариант с белой рубашкой и галстуком и комплект на каждый день с темно-синими брюками, голубой рубашкой и жилетом»

Фото: Елена Уразаева


1 из 22

Комментарий дает психотерапевт сервиса DocDoc.ru Евгения Кольцова

Евгения Кольцова

Евгения Кольцова

Положительные аспекты

1. Ношение формы дисциплинирует. У школьника формируется более серьезное представление о школе, о понятии норм поведения в учебном учреждении. Раньше часто можно было видеть чрезмерно накрашенных старшеклассниц в коротких юбках и с голыми животами. Такой внешний вид мог мешать учебной деятельности и не помогал ученикам сформировать представление о границах: где и как можно себя вести, какую одежду правильно носить на прогулку, в школу, на дискотеку. Школьная форма — это внешний ограничитель, который помогает принять социальные нормы ребенку.

2. При помощи внешнего вида школьники, как правило, подростки стремятся подчеркнуть индивидуальность. Это происходит за счет особенного стиля и поведения. Школьная форма не предусматривает возможности кардинально изменить свой внешний вид, выделиться за счет одежды. Это дает возможность ребенку формировать свою индивидуальность за счет других вещей: например, хороших знаний в области математики, химии, демонстрации своих душевных качеств и многого другого.

Негативные аспекты

1. Попадая в школу, ребенок сталкивается с чрезмерным давлением. Часто программы обучения уже в начальной школе очень интенсивные. Дети испытывают психологические трудности из-за нового статуса, требований. Неудобная форма добавляет и физического дискомфорта. Особенно в начальной школе дети много двигаются, бегают на переменах, а школьная форма сковывает их и тем самым препятствует эмоциональной разгрузке.

2. Невозможность проявить свою индивидуальность в одежде подталкивает учеников, особенно подростков, искать другие способы проявления себя. Чтобы продемонстрировать свою жизнь, ученики начинают приносить различные гаджеты (планшеты, айфоны) в школу, это препятствует полноценному общению между одноклассниками. Часто можно увидеть на переменах группу детей, которые играют в игры на планшетах, телефонах. Такой пассивный отдых на перемене не дает возможности организму восстановиться. От этого повышается утомляемость и снижается концентрация внимания.

Комментарий дает директор частной начальной школы Prima Schola Анна Чепик

Анна Чепик

Анна Чепик

В последние несколько лет произошел возврат к школьной форме. На самом деле ничего ужасного в этом нет. Все хорошие западные образовательные учреждения обязывают своих учеников ходить в школьной форме. Единообразная одежда не только позволяет избежать ненужной модной конкуренции, дисциплинирует, организует, но и может стать символом принадлежности к определенному кругу, сообществу единомышленников. Поэтому ученики многих образовательных учреждений с гордостью носят школьную форму, подчеркивающую их особый статус.

Конечно, в большинстве российских школ нет возможности снабжать своих учеников эксклюзивной школьной формой. Чаще всего сегодня образовательные учреждения стараются давать родителям рекомендации по школьной форме, в рамках которых те могут подбирать гардероб для детей. По своему опыту могу сказать, что это очень хороший компромиссный вариант. С одной стороны, у родителей не болит голова касательно выбора одежды, есть возможность сэкономить на гардеробе для ребенка. С другой стороны  отсутствие жестких правил и большой выбор школьной формы позволяет сохранить индивидуальность, одеться по своему вкусу. В то же время наличие дресс-кода помогает сохранить равенство между детьми, что невероятно важно для поддержания дружелюбной и психологически комфортной атмосферы.

Опрос

А как вы относитесь к школьной форме?

  • Я против школьной формы
    %
  • Считаю, что школьная форма должна быть обязательной
    %
  • Мне не нравится одинаковая школьная форма, но дети, на мой взгляд, должны ходить в деловом стиле
    %

Комментарии

24
под именем
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • У нас в школе нет единой формы, просто деловой стиль.Для меня как для мамы это очень удодбно. Тем более выбор есть и по фасонам, и по качеству, и по ценам.
  • Перевела дочку-подростка в новую школу, пришли на медосмотр. Ребенок сутки потом переваривал, кто в чем. Пытался составить психологический портрет одноклассников по одежде. К счастью, 1 сентября все пришли в форме, и наконец-то в голове освободилось место для учебы. На самом деле сейчас форма очень условная, регламентируется только цвет, также повсеместно существует запрет на джинсу. Поэтому чтобы не было скучно закупается одежда разного фасона в заданной тональности. И дочке есть где развернуться, и у меня голова вообще не болит. По-моему, очень удобно. Даже не представляю, как этот вариант может кого-то не устраивать. Вот коричневое советское платье, действительно было тюремной робой.
  • Спорный вопрос. Я по большей части за, но с другой стороны зачем она нужна? Чтобы снять с родителей проблему каждое утро думать во что одеть ребёнка?
  • "+1000000000000000000000000" !!!!!! За! Учителей в форму! Мне нравится.
  • "Школьная форма дисциплинирует" - я ходила в школу до 7 класса в форме, после без формы. И поверьте, к дисциплине это не имело никакого отношения. "Проблема утром одеть ребёнка, если нет формы" - заблуждение. Проблема, когда ты не успела форму ребенка постирать накануне, и приходится отпускать в грязной. "Форма уравнивает финансовое положение" - нет. У богатых деток 3-4 комплекта форм с дорогой обувью и аксессуарами, у бедных протертые локти и колени и "запашок", т.к. стирают только в выходные. "Форма компенсирует увлечение гаджетами". Смена понятий. Запрет на использование гаджетов в школьное время решает все проблемы. Отсутствие формы не отменяет дресс-кода. Понятие "офисной" одежды никто не отменял, если вы хотите в школе иметь картинку приличного вида. "Школа - место для получения знаний". Не считаю так. Школа - это значительная часть жизни и самореализации человека. Ну а дальше вопрос: индивидуальность или уравниловка? Поиск своего решения или движемся по шаблону? Формальный подход в школу за оценками и прилежным поведением или получение знаний, преодоление препятствий, проигрывание социальных отношений под присмотром профессионалов (учителя, психологи, родители)? Это уже основа школы. И конечно какой вы выбираете фундамент школьной жизни, такой и ответ на необходимость формы.
  • Как же надоело! Школьная форма- это кормушка для производителей некачественной одежды, которую без обязаловки не купил бы ни один родитель! Это дорогущая некрасивая непрактичная одежда. К тому же иметь 1-2 комплекта одежды на каждый день просто негигиенично. Пусть будет дресс-код, никто не отменял необходимость одеваться соответственно случаю, но что плохого, если дети будут ходить в однотонных черных или синих джинсах, в которых и побегать можно на перемене, и погулять в обед? А если дома ребенка не научить, что купальник только для пляжа, и в школу в не неприлично, то форма не спасет. Как не спасает она и от социального неравенства, в 10 лет дети уже прекрасно разбираются, у кого дорогой телефон, на каких машинах ездят родители, у кого какая квартира, кто где отдыхает- это жизнь, от нее никуда не денешься. И кроме психоэмоциональных проблем для детей форма не несет ничего, разве что нераотрепку родителям- ни постирать, чтоб вида не потеряла, ни погладить нормально, то в ней жарко, то холодно.
  • Я отходила в форме все 10 леьт. И поверте всегда учителя были не довольны. Сначала была мода - мини..НЕЛЬЗЯЯЯЯ!Меряли с линейками перед уроками и отправляли домой разгибать...Потом пошла мода -миди.Опять--НЕЛЬЗЯЯЯЯ!!!Звонили маме что бы отрезала платье покороче..А ребята в старших классах брюки и пиджаки ушивали...Да и девочки старались выделится--к воротничкам ( (которые мне и тогда армию напоминали- пришивали чистинькие каждую неделю)- пуговицы пришивали и булавками звездочки выкладовали. А сама форма? Летом жарко, зимой - холодно. Да и кофты сверху не разрешали носить. Ужас!!!
  • Я пришла работать в школу, когда все ходили в форме, а спустя пару лет форму отменили. И поверьте, это никак не сказывалось ни на дисциплине, не на успеваемости. Если детям интересно на уроках и после ни, если взрослые (родители и учителя) правильно выстаивают учебный процесс и общение с детьми, то внешняя оболочка не так важна. Не форма объединяет, а общие дела, мысли, успехи и достижения. И одежда на это никак не влияет! (Хотя перегибы были и с макияжем и с длинной). Главное правильно объяснить почему так не надо и они понимают! А у нас часто унижают ребенка или формально относятся. Брюки и сарафан не выполнят работу взрослых! Сейчас я мама 10-классницы.
  • Я считаю, что достаточно строгой одежды. Не должно быть коротких юбок, рваных джинсов и пестрых футболок. А остальное вполне подходит. А сейчас школа выбирает один цвет, и ходят все дети, как один, в унылом сером (у моего сына так). Хотя можно было бы добавить и темно-синий и бордовый. А в пиджаках детям неудобно сидеть. Да и самое главное: вся форма - это дикий полиэстр за очень приличные деньги. Так что обычную одежду из хлопка можно купить дешевле.
  • Форма - отвратительно явление, говорящее не о дисциплине и строгости, а о желании всех унифицировать, "постричь" под одну мерку. У меня ассоциация только с одним - с тюремной робой. Понимаю, когда речь идет о спецодежде, которая оказывает влияние на безопасность труда, или форму военнослужащих, отличие вида служащего одного звания от другого. Но ребенок... Его лишают возможности проявить себя, свое "я" даже в одежде. Уважаемые защитники, упирающие на дисциплину и понимание, что школа - место для учебы, а не для игр, мне кажется, у Вас проблемы с воспитанием Вашего ребенка, раз для подчеркивания понимания этих элементарных вещей у него Вам нужно обрядить его, как всех остальных. Не в этом корень этих вопросов. Если важность учебы и дисциплины не привиты дома, форма в школе не спасет. В мое время формы не было, при этом все в нашем классе выросли нормальныи достойными людьми с хорошими профессиями. Да, были выяснения отношений, драки и курение за углом школы. Но всё это было и во времена моих родителей, когда форма была обязательна для всех. Есть они и в, например, японских школах, где форма присутствует до сих пор. За сабж обычно ратуют ретрограды и консерваторы, лишенные воображения и духа свободы. Если Вам нравится уравниловка в одежде, стоит присмотреться к себе, а не к детям. Кстати, многие мои знакомые и друзья плюются от формы, потому что она порой обходится дороже, чем обычная одежда. И да, открою "секрет" для особо наивных, форма не спасает от указания на финансовые различия детей и их родителей. Есть рюкзаки, обувь, спортивная форма, гаджеты, канцтовары, верхняя одежда, которые покажут денежные возможности тех или иных семей.