Манипуляции в офисе
Манипулирование подчиненными распространено практически во всех фирмах

Манипулирование подчиненными

Считается, что главными манипуляторами в компании являются ее руководители, а манипулирование подчиненными распространено практически во всех фирмах.

    Как защититься:
    Скажите начальнику что-то типа: «Спасибо, что Вы высоко оцениваете мой труд, мне это очень лестно, но у меня нет возможности участвовать в этом проекте по уважительным причинам…».

      Как защититься:
      В таком случае не нужно стесняться. Спросите оппонента: «Что Вы имеете в виду? Конкретизируйте, пожалуйста, в чем заключалось мое лентяйничанье».

        Как защититься:
        Не поленитесь, уточните, какую именно награду вы получите. А то ведь речь может идти о походе в кукольный театр или о бокале шампанского с генеральным директором в обмен на сверхурочную работу по 2-3 часа каждый день.

        Манипулирование руководителем

        Однако не только руководители манипулируют подчиненными — бывает и наоборот. В этом случае сотрудник, затеявший манипулирование, стремится получить для себя личную выгоду в ущерб работе, коллегам и самому руководителю.

        Самый, пожалуй, распространенный вариант манипулирования руководителем на жаргоне психологов называется «обезьяна на шее». В роли обезьяны тут выступает подчиненный. Выглядит это следующим образом. Сотрудник компании обращается к начальнику: «Вы поручили мне достать бетономешалку. Они есть (там-то), но не с моим авторитетом к ним обращаться. Вот если бы Вы пару слов сказали! Я могу набрать телефон их начальника». Польщенный шеф соглашается: «Ладно, давай, скажу». Но чаще всего одним звонком дело не решается: то нужного человека нет, то выдвинуты встречные условия. «Ну ладно, иди, я решу этот вопрос», — говорит начальник.

        Сотрудники никогда не упустят возможность поманипулировать руководителем

        На следующий день подчиненный заглядывает в кабинет с видом полной покорности и просящим тоном интересуется: «Ну как, не решили?» Занятый текучкой руководитель машет на него: «Иди работай, решу». Через некоторое время подчиненный снова интересуется, решен ли вопрос, и т. д.

        Получается, что директор и подчиненный поменялись местами: руководитель превратился в исполнителя, а сотрудник стал контролировать его работу.

        Очень похожа на приведенную выше манипуляция «Хочу с вами посоветоваться». Некоторые работники любят заходить к руководству «посоветоваться». А это, безусловно, манипуляция с целью переложить на руководителя ответственность за принятое решение. И даже за его исполнение, поскольку если дело провалено, то остается возможность списать неудачу на качество совета: «Я все сделал, как Вы сказали».

        Как защититься:
        Введите правило для всех сотрудников: не приходить к вам за советом, не имея собственного предложения. Это защитит вас от всех возможных последствий подобного манипулирования.

        Манипуляции между коллегами

        Манипуляции между коллегами происходят как в результате непосредственного общения между ними, так и опосредованно, через воздействие на начальника. Вариантов здесь также много.

          Работник охотно берет на себя много поручений, но когда от него пытаются получить какой-то конкретный результат, ссылается на перегруженность, перечисляя все, что на него навалено. Часто люди прибегают к подобному манипулированию бессознательно, искренне считая, что с головой отдаются работе.

            Сотрудник держится подальше от руководства, чтобы сослаться на то, что им не руководят, никто ему не помогает, никто его и слушать не хочет и т. д.

              Сотрудник прикидывается бестолковым, чтобы другие выполняли его работу. Типичные высказывания таких манипуляторов: «Я не профессор», «Я слабая женщина, что вы хотите?», «Мы академий не кончали».

              Защититься от подобного манипулирования можно. Для этого необходимо установить в компании объективные критерии оценки продуктивности труда и гласную оценку эффективности каждого сотрудника. Плюс четкое распределение обязанностей и регулярное уточнение должностных инструкций. И, конечно, активное разоблачение манипуляторов.

              Впрочем, сознательные манипуляторы не всегда вредны для компании. Их «талант» можно использовать и на благо фирмы. Так, навыки сотрудника, способного к манипулированию, можно использовать в интересах компании, например, при переговорах с деловыми партнерами.

              Текст: Алексей Хрыстенко, в тексте использованы советы психолога Дмитрия Нужного
              По материалам журнала Office Magazine

              Фото: Fotobank.ru