«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

От некоторых людей я слышу, что провести съемку онлайн — это попросить человека сделать селфи. Каких усилий это требует? Да никаких. Возможно, так покажется на первый взгляд, но на самом деле сравнивать такую фотосессию с обычным селфи — в корне неправильно.

Ведь несмотря на расстояние, которое разделяет героя и фотографа, съемкой по-прежнему управляю я и слежу за всем: от композиции до света. Я знаю, о чем говорю, так как провела более ста таких съемок. Меня зовут Мария Ионова-Грибина, я — художник, работающий в области фотографии, и автор проекта #covidrealpeople.

Примерно в середине марта я стала пробовать снимать людей онлайн через видеосвязь. В это неспокойное время количество заболевших в Москве росло с каждым днем. Периодически в моей ленте встречались посты людей, которые не верили в коронавирус и считали это масштабным медиаскандалом, а цифры статистики называли неправильными. Так как у меня довольно много знакомых в Европе и Америке, я рано заметила, что ситуация складывается действительно серьезная.

И тогда я решила, что я буду снимать портреты заболевших, записывать их истории и выкладывать в своем Фейсбуке. Позже мой проект стал расширяться. Я снимала врачей, волонтеров, детей, которые учатся онлайн, людей, которые не могли вернуться домой из-за закрытых границ. Теперь в проекте уже более 60 историй людей, связанных с пандемией.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

Для меня этот проект необычен по двум причинам: во-первых, потому что я чаще всего работаю иначе. Обычно моя работа выставляется или публикуется, и только потом я выкладываю ее в соцсети. А проект #covidrealpeople родился в соцсетях и для соцсетей. А во-вторых, я обычно работаю как художник, специализирующийся в области современной фотографии. Этот проект получился более журналистским, что для меня совсем ново.

В среднем на такую фотосессию уходит около часа, иногда полтора или два. Если на обычной съемке за это время я не устаю, то здесь все обстоит иначе. Нужно постоянно давать человеку инструкции, тщательно выстраивать кадр и композицию. Сам герой в это время становится моим ассистентом, фактически — моими руками.

Бывали такие случаи, когда требовалось снять очень быстро. Например, я снимала врачей во Владивостоке. У них было совсем мало времени. И на каждого уходило лишь 8-10 минут.

Каждый герой и его история особенны по-своему. Многих очень тронул рассказ врача-терапевта Анны, которая работает в COVID-больнице. У нее началась сильная аллергия на средства, которыми обрабатывают маски, и часть лица выглядела обожженной. Сделать с этим ничего не могли, это индивидуальная чувствительность к дезинфицирующему раствору.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

Еще запомнилась история 83-летней Елены, кандидата геолого-минералогических наук. Она живет в Москве, но сейчас находится в США, куда приехала на день рождения дочери. Российское консульство не обещало ей скорое возвращение. Елена говорила, что, пережив в детстве войну и голод, она уже не так боится карантина и пандемии. Человечество и не через такое проходило.

Меня очень поразила история с мальчиком, который занимается плаванием профессионально с 5 лет. До карантина он тренировался 6 раз в неделю после школы, но в конце марта бассейн закрылся.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

Несмотря на это, Леонид не забросил спорт. Его режим обычно состоит из утренней пробежки вокруг дома, физических упражнений и растяжки. Леонид сам придумал новый способ — «плавание на скейтборде».

Он надевает шапочку, очки, ложится на скейтборд, разгоняется и совершает плавательные движения руками и ногами, пока едет.

На вопрос, почему он это делает, Леонид просто ответил: «Я плавать хочу». И это было настолько искренне и честно — так, наверное, только ребенок и может сказать.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

Врач в ковидарии Дарья запомнилась мне тем, что она была с мокрыми волосами и в пальто. Я сфотографировала ее сразу после тяжелой смены. Волосы не успели высохнуть после того, как она покинула красную зону и приняла душ.

А в пальто она была, потому что в помещении у них очень холодно. Эти мокрые волосы и теплое пальто на фоне непростой ситуации в стране тоже врезались в память.

Как я нахожу героев? Иногда я пишу объявления в Фейсбуке (запрещенная в России экстремистская организация), а порой кто-то узнает о моем проекте и предлагает мне свою историю. Однажды мне нужны были беременные девушки для съемки серии в рамках моего проекта, и я написала знакомой доуле. После ее объявления откликнулось много людей.

Так как я не могу сама себя сфотографировать с помощью видеосвязи, то историю обо мне в рамках проекта ждать не стоит. Но я сняла своих старших детей. Несколько дней назад мы наконец-то увиделись с ними после двух месяцев разлуки. Они самоизолировались у своего отца, там они могли спокойно учиться онлайн и младший брат их не отвлекал. Мы просто не ожидали, что карантин продлится так долго.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии
Так выглядит мое рабочее место во время карантина

Мне удается совмещать работу и материнство, но это очень сложно, когда маленький ребенок постоянно дома и может помешать съемке в любой момент. Сейчас я стараюсь работать поздно вечером, а также в те моменты, когда сына можно посадить смотреть мультфильмы или когда он купается.

Мы надуваем бассейн, ставим его в душевую кабину на кухне, и поэтому я оборудовала себе там рабочее место на время карантина. Здесь ребенок сидит под моим присмотром да и я могу одновременно следить за супом на плите. Свободного времени у меня совсем нет. Недавно только немного отвлеклась и порисовала.

«Сначала делала портреты заболевших, потом тех, кто их спасал»: как фотограф видит людей в эпоху пандемии

Конечно, если бы я не делала свой проект, у меня было бы больше свободного времени. Но он очень для меня важен. Вначале я думала, что ограничусь только какой-то серией и все, однако люди начали писать, что ждут новых историй и героев.

Мы видим огромное количество цифр статистики и поглощаем много информации о коронавирусе вокруг нас. Посредством моего проекта я даю этим цифрам человеческое лицо. Люди замечают в чужих историях похожие ситуации, с которыми они и сами могли столкнуться, которые близки им самим.  И поэтому они благодарят и поддерживают меня.

Что же поменялось в эпоху коронавируса в людях? Конечно, нельзя говорить обо всех сразу. Но мне кажется, люди стали больше помогать друг другу. Даже те, кто раньше не занимался какой-то благотворительностью, волонтерством, заинтересовались этим. И это, я думаю, просто замечательно.

Я сделала уже более ста съемок онлайн и по-прежнему продолжаю получать удовольствие от процесса. Фотография  — это моя профессия, это моя работа, это моя жизнь. И неважно, онлайн она или реальная. Наверное, если бы мне так быстро что-то наскучило, я бы уже давно была не фотографом и художником.

Многие герои моего проекта  говорят, что еще пару месяцев назад им было очень тревожно, а сейчас стало спокойнее. Но тут важно сохранять бдительность. Тревожность ушла, люди больше расслабились и могут из-за этого не замечать опасности, которая пока не исчезла.

Фото: личный архив героини