Как Олег Нестеров стал серьезным писателем

Олег Нестеров написал фантазию на тему довоенного Берлина и упоенности строительством нового мира.


«Наступает эра гитар. Они завоюют дух людей!»

Имя Олега Нестерова давно на слуху – как создателя музыкального лейбла «Снегири» и, главное, лидера группы «Мегаполис». Даже если вы не знаток московской инди-сцены, наверняка слышали «Карл-Маркс-Штадт» – песенку «Ландыши», бодро перепетую мягким нестеровским голосом с новым немецким текстом и вполне аутентичным немецким аккордеоном. Любовь ко всему немецкому и вдохновила рок-музыканта Нестерова на столь причудливую фантазию.

В этой книге не кто иная, как Лени Рифеншталь случайно слышит в ночном Берлине 1937 года, как четверо молодых архитекторов из бюро любимого Гитлером Альберта Шпеера наяривают на гитарах. Вдруг она чувствует, что в этой дикой, ни на что не похожей музыке заложена сила воздействия на массы, перед которой побледнеют и многотысячные митинги с участием Гитлера, и ее собственные фильмы.

«Наступает эра гитар. Через них только нужно пропустить ток, и тогда они сделают то, перед чем бессильно любое оружие. Они завоюют дух людей!» – убеждает она фюрера. Тот соглашается, но ценой неимоверных усилий (с привлечением Алистера Кроули!) англичанам удается остановить проект под кодовым названием «Юбка» (Der Rock по-немецки). Много лет спустя, в разгар холодной войны, сохранившиеся записи попадают в руки американцам — и «в итоге не понадобились ни ракеты, ни уран: победили этим».

Утверждение, что рок-н-ролл – это секретное оружие империализма, мягко говоря, не новость мировой конспирологии. Но книга Нестерова напрочь лишена свойственной теориям заговора унылой каменной серьезности. Автор не пытается особо стилизовать – его герои говорят и думают вполне как персонажи знакомой автору музыкальной тусовки, и он не отказывает себе в шутках «задним числом» – друзья Лени прочат ей жизнь до 101 года и смеются, что у нее, сорокалетней, «жених еще в колыбели» (что окажется сущей правдой).

Нестеров не просит ему верить; это просто фантазия на тему довоенного Берлина, населенная самыми известными людьми того времени и пропитанная кабаретными песенками. Видно, что Нестеров тщательно проработал источники и искренне заворожен как зыбкой атмосферой того времени, так и своей темой – роком, во всех смыслах этого хлесткого слова – немецком, английском и, разумеется, русском. Ведь у нас «рок» тоже много что значит.

Пять немемуарных книг, написанных рок-музыкантами

Борис Гребенщиков
«Роман, который никогда не будет окончен»
Повесть-притча, написанная «красивым, двадцатидвухлетним» Гребенщиковым в 1975 году. Андерграундный Ленинград свободно перетекает в мир фэнтези – а вот «совка» никакого вокруг словно и нет.

Ник Кейв
«Иузре ослица Ангела Божия»

Когда появился этот роман, и литературные, и музыкальные критики в один голос казали: «Лучше бы он пел!» Получился такой масштабный клип «He called me the wild rose…». Главный герой – Юкрид Юкроу – немой, над которым все издеваются, а он беседует с ангелами и мнит себя карающей десницей Господней.

Илья Кормильцев
«Никто из ниоткуда»

Кормильцев, как мы помним, музыкантом не был – он был поэтом, переводчиком, издателем. Но книга, вышедшая за год до его смерти, открыла еще одну его грань – прозаика. В одном из интервью Кормильцев рассказывал, что собирается опубликовать новые рассказы, написанные после 2001 года. Но, к сожалению, не успел.

Владимир Рекшан
«Ужас истрах»

Бывший член молодежной сборной СССР по легкой атлетике, создатель одной из первых
в СССР рок-групп «Санкт-Петербург» (1970-1974), уйдя из спорта и из музыки, стал профессиональным писателем. В повести «Незримая империя» описывается ближайшее будущее России. Имперское, разумеется.

Ольга Арефьева
«Смерть и приключения Ефросиньи Прекрасной»

Выдуманная героиня Ефросинья Прекрасная путешествует по фантасмагорическому миру, напоминающему средневековый бестиарий. Кстати, читать книгу предлагается под специальный саундтрек. Диск со странной электронно-шумовой музыкой и сомнамбулическим бредом прилагается.


Текст: Михаил Визель