Партнерский материал

Родительское собрание или как общаться с учителями: советы для детей и взрослых

1-3 КЛАСС

Для учеников младших классов учительница – «вторая мама». Это ближайший взрослый (после, разумеется, семьи), роль которого в жизни ребенка очень значима.

Поэтому первое, что требуется от родителя – не нарушать этого авторитета. Не обсуждайте учителя в присутствии ребенка и не ревнуйте к детской «влюбленности» в педагога – вы для него навсегда любимая мама, а вот чувство доверия к людям в дальнейшем будет зависеть именно от того, насколько нерушимым был авторитет первого учителя.

Пример из жизни:

  • Десятилетний Глеб занимается в группе по плаванию. Готовясь к очередным соревнованиям, мальчик пропускал много уроков, из-за чего уровень успеваемости в школе сильно упал.

Реакция родителей - как не надо:

  1. Идти к учителю и в праведном гневе требовать «индивидуального подхода»: в конце концов, сын же отстаивал честь класса на соревнованиях!
  2. Вечером за ужином вместе с мужем на глазах у ребенка злобно перемывать кости педагогу. Или вообще поругаться с супругом из-за преподавателя.

Чем опасно:

  1. Осуждение преподавателя влечет за собой первое разрушение взрослого авторитета. Не сомневайтесь: следующими будете вы!
  2. Отсутствие у родителей единства мнения лишает ребенка опоры и чувства безопасности. Вы можете сколько угодно быть не согласны с мужем и спорить с ним до хрипоты в отсутствие ребенка. Но при нем твердо и уверенно говорить: «Мы с папой считаем так…». 
  3. Оправдывая неуспеваемость ребенка по предмету успехами в другой области, вы не научите школьника правильно расставлять приоритеты. 

Как надо - советы для родителей:

  1. Не идти к учителю (если, он, конечно, сам вас не вызвал) и доверительно обсудить ситуацию с ребенком. Успокоить и пообещать вместе исправить оценки.
  2. Составить план тренировок и школьных занятий таким образом, чтобы одно не мешало другому. 

Пример из жизни:

  • Второклассница Маша – очень способная девочка. Она прекрасно читает и рисует, лучше одноклассников справляется с задачами по счету, хорошо пишет. Но в ее тетрадях и альбомах всегда очень грязно. Поэтому учителя ставят оценки «хорошо» или даже «удовлетворительно». Результат: Маша теряет интерес к любимым занятиям.

Реакция родителей – как не надо:

  1. Застать учителя на перемене между уроками и произнести эмоциональную речь в духе: «Правописание вам важнее таланта?».
  2. Собрать армию родителей-единомышленников, которые, как и вы, будут искренне осуждать такое пренебрежение к юному дарованию из-за каких-то помарок. 
  3. Собрать самые удачные рисунки дочери, принести их на родительское собрание и устроить голосование: «А какую оценку поставили бы вы?».

Чем опасно:

  1. Пренебрежение к порядку в альбоме и тетради обесценивает в глазах ребенка важность аккуратности и внимания к деталям, что сыграет плохую шутку в будущем.
  2. Пытаясь «разобраться по-быстрому» с учителем между уроками, мы рискуем «нарваться» на резкий ответ и только обострить конфликт.
  3. Создавая конфронтацию между родителями и учителями, мы нарушаем главное правило педагогики: родители и преподаватели – это единый фронт, и преследуют они одну цель – воспитать и обучить ребенка. 
  4. Бурная деятельность вокруг талантов ребенка формирует в нем чувство эгоизма и настраивает против него одноклассников, превращая школьника в «белую ворону». 

Как надо - советы для родителей:

  1. Научить ребенка аккуратности. Лучше всего сделать это в игровой форме: например, подарить полезную в данной ситуации вещицу – ластик. Сейчас набирают все популярность ластики в виде супергероя из коллекции «Стиратели», (с 21 августа по 8 октября одну из 16 забавных фигурок можно получить в «Пятёрочке» за каждые 555 рублей в чеке в подарок). А еще лучше вместе с ребенком начать собирать полную коллекцию и назвать ее «Борцами за чистоту», и в дополнение приобрести специальный пенал или альбом для хранения ластиков. Играя, ребенок не только привыкнет держать свои работы в чистоте, но и научится соблюдать порядок!
  2. Класть вещи на место, стараясь всегда содержать дом в чистоте. К слову, мужа просить делать то же самое. Глупо и несправедливо требовать от ребенка соблюдения правил, если сами взрослые им не следуют.
  3. Если разговор с учителем неизбежен, выбрать правильное время: в конце рабочего дня и в тот день, когда у педагога меньше всего занятий. Разговаривать при этом стоит в спокойном уважительном тоне. 

5-8 КЛАСС

Начиная с пятого класса, у школьника растет уровень нагрузки и критического мышления. Теперь каждое действие учителя подвергается тщательному анализу, разбору и обсуждению.

Кроме того, количество учителей резко возрастает: задачей ребенка не просто научиться вести себя с классным руководителем, но и выстроить отношения с целым коллективом педагогов. Похожая задача ожидает и родителей.

Пример из жизни:

  • У шестиклассницы Оли тяжелая пора. Мама и папа сильно заняты на работе, ребенку не с кем заниматься, и девочка раз за разом получает плохие оценки. При этом вечером рассказывает взрослым, что учителя ее не замечают, что она учила, все знает и т.д.

Реакция родителей – как не надо:

  1. Не разбираясь, принять сторону ребенка: «Моя дочь самая умная и одаренная. Она в три года начала читать и считать! О каких тройках может идти речь?».
  2. Прийти к учителю с деньгами или подарками и попросить исправить оценки на хорошие.
  3. Написать объяснительную учителю с выдуманной причиной неуспеваемости: «семейные обстоятельства, плохое самочувствие и т.д.». 

Чем опасно:

  1. Принимать сторону ребенка – естественная реакция родителя. Но, не учитывая мнения учителя, мы рискуем получить сильно искаженную картину ситуации.
  2. Взятки и подкуп могут «подмочить» ваш авторитет, а иногда даже могут преследоваться по закону. 
  3. Учить школьника обманывать взрослых – очень плохая затея. Он в любом случае научится говорить неправду, но одно дело, когда родители с детства говорили ему, что это плохо, и совсем другое, когда сами вместе с ним обманывали учителя. К тому же, после такого вам врать ребенок начнет в первую очередь! 

Как надо - советы для родителей:

  1. Позаниматься с ребенком, чтобы понять, действительно ли он все знает и учил, как утверждает. Если в знаниях явные пробелы, отложить все остальные дела и несколько вечеров подряд вместе посидеть над учебниками. О том, как подтянуться по сложным предметам читайте здесь.
  2. На родительском собрании спокойно выслушать учителя и честно объяснить, с чем связано падение неуспеваемости. Опытный педагог сам подскажет вам, как выйти из ситуации, а при необходимости поможет найти для ребенка репетитора. 
  3. Поощрять успеваемость школьника. Хвалите его за каждую хорошую оценку, а иногда поощряйте его символическими (но недорогими) подарками. 

Те же ластики «Стиратели» или альбом для их хранения станут прекрасным решением - и приятно, и пригодится в учебе или выполнении домашних заданий. Приобрести все это можно в любой «Пятёрочке». Наверняка, этот магазин есть рядом с домом.

Пример из жизни:

  • У восьмиклассника Данилы переходный возраст. Он провоцирует учителей, задавая «неудобные» вопросы, а иногда даже открыто грубит им. За это он пользуется авторитетом у одноклассников и дурной славой у учителей. Мальчика все время выгоняют с уроков, ставят плохие оценки, а его родители ходят в школу, как на работу.

Реакция родителей – как не надо:

  1. В ответ на жалобы учителей разводить руками: «Это же подросток. Он и нам грубит. Что вы хотите?».
  2. Учить педагога обращаться со своим ребенком: «У Данилы глубокий внутренний мир. Он правдоруб. Найдите к нему подход».
  3. «Троллить» учителя на пару с ребенком. 

Чем опасно:

  1. Подросток не научится вести себя с окружающими.
  2. Сотрется граница между живым общением и интернет-троллингом. 

Как надо - советы для родителей:

  1. Научить подростка уважать чужую точку зрения (политическое убеждение, представление о мире и т.д.).
  2. Научить цивилизованно вести споры (не как в Интернете), используя аргументы, доказательства и примеры. Можно даже поиграть в судебное заседание и предложить ребенку поочередно выступить в роли судьи, адвоката и обвиняемого. 
  3. Познакомить ребенка с различными способами «борьбы за правду и справедливость», в том числе на примере героев любимых фильмов и комиксов.   

В помощь – ластики из акции «Пятёрочки». В линейке 16 культовых героев комиксов, включая Железного человека, Человека-паука, енота Ракеты, Халка и других.

Комментарии

0
под именем