Ната Покровская
Ната Покровская

В пандемию коронавируса мне очень повезло: я режиссер и сценарист студии Lateral Summer, мы занимаемся интерактивным кино, сериалами, VR, и практически все наши проекты существуют в онлайне. В феврале, незадолго до введения самоизоляции, мы успели доснять новый пилот и на протяжении последних месяцев занимались его пост-продакшеном, а также доработкой других проектов. По ощущениям, работы на период карантина как будто даже прибавилось.

В целом же эпидемия особенно никак на нас не отразилась (только сейчас нас догоняет волна сокращения бюджетов у партнеров, но мы относимся к этому как к творческому вызову).

Вместе с тем мы, я и мой соавтор и коллега Антон Уткин, поняли, что у владельцев малого бизнеса дела обстоят гораздо хуже.

У нас всех есть любимые локальные кофейни, маленькие магазины, кафе, парикмахерские и барбершопы, которые в отсутствие клиентов начали медленно погибать.

«Пусть помощь другим будет банальным действием, как мытье рук»: создатель проекта «Кооперация» поддерживает маленькие заведения страны
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

#Кооперация

Мы с Антоном задумались, как можем силами студии помочь таким ребятам. Мы пообщались с Василием Эсмановым (основатель Look At Media, бизнес-консультант по продукту и коммуникациям, — прим. Woman.ru) и уже втроем придумали проект #Кооперация.

Вдохновили нас наши друзья из кооператива «Черный». В тот момент, когда многие кофейни закрывались, им помогло сложившееся сообщество друзей и покупателей, а также ряд правильных решений. Например, ребята стали продавать сертификаты на кофе в будущем, расширили линейку кофейных зерен в онлайн-магазине, а также увеличили подписку на кофе (сервис, при котором вам раз в месяц доставляют на дом выбранный сорт кофе, — прим. Woman.ru).

Ната Покровская и Антон Уткин
Ната Покровская и Антон Уткин

Мы посмотрели на все это и поняли, что нужно организовать ресурс, на котором мы бы собрали малые бизнесы и людей, которые готовы им помочь в это непростое время. Мы знали, что, скооперировавшись, можем сделать большое дело, не то в противном случае после окончания карантина нам просто некуда будет выйти.

Я уверена, что все эти кофейни, любимые магазинчики — это часть нашей идентичности, то, что в какой-то степени формирует нас и нашу привычную комфортную жизнь.

Прямо перед объявлением самоизоляции мы сняли ролик, в котором призвали людей объединиться. Наш друг, актер «Гоголь-центра» Никита Еленев, согласился выступить в главной роли. Потом создали сайт, на котором со всей России собрали агрегаторы (сервисы, собирающие и группирующие те или иные объекты, — прим. Woman.ru) помощи локальным бизнесам — сами бизнесы туда невозможно вместить, потому что их очень много. Так появилась #Кооперация, а вместе с ней — возможность для неравнодушных людей помочь местным предпринимателям.

Я вижу, что идея сработала. Интернет-пользователи репостят видео, рассказывают о малых бизнесах в соцсетях, стараются помочь им выстоять. Я, например, поддерживала и свои любимые места, и различные локальные точки у дома (я живу в Подмосковье), интересовалась, как у них дела. Так, у нас в городе есть отменная пиццерия, и, как только была объявлена самоизоляция, я стала их дергать, чтобы они ввели доставку, и, когда это случилось, заказывала только у них. Также продолжала оплачивать частный детский сад, куда ходит моя дочь: на время карантина родителям предложили перечислять 50% стоимости или же, при отсутствии такой возможности, отчислиться. Мне было важно их поддержать, чтобы сохранить образовательную среду для своего ребенка.

На мой взгляд, за время пандемии мы стали более осознанно относиться к вопросам потребления: не просто покупать что хочется и нравится, а покупать там, где бы это могло принести еще какую-то пользу.

Взять те же «Дашины пирожки»: зная, что ребята поддерживают врачей и доставляют им обеды, люди стали в ответ поддерживать их, заказывая различные блюда. Сегодня многих уже не пугает платная доставка, потому что все понимают: бизнесы пытаются выжить. Такой вот круговорот добра.

«Пусть помощь другим будет банальным действием, как мытье рук»: создатель проекта «Кооперация» поддерживает маленькие заведения страны
Фото
Getty Images

Помогать — это легко

Вопроса предпринимать что-то или нет, не стояло. Я понимала, что после карантина нам нужно будет куда-то выходить, где-то проводить свои вечера. Понимала, что каждый из нас ринется в определенное место за любимым кофе, круассаном или мороженым. А теперь представьте, что этого места нет.

Силами одного человека мир не изменишь.

Конечно, я могла тихо поддерживать любимые малые бизнесы, но глобально все осталось бы на том же месте. #Кооперация — это большой всероссийский проект, а значит, и шансы помочь заметно возрастают. Сегодня люди из Москвы, Санкт-Петербурга, Тюмени, Сургута и прочих городов знают, как оказать поддержку и, главное, что помогать — это легко.

К слову, я вообще считаю, что любые подобные действия — помощь, выражение своего мнения, протест, поддержка — должны стать чем-то абсолютно обыденным. Как в той же Европе: там никого не удивляют пикеты по случаю закрытия магазина или плюс 10 центов к цене кофе, которые потом будут перечислены на благотворительность.

Нам нужно все автоматизировать, превратить помощь другим в такое же банальное действие, как мытье рук перед едой.

Конечно, государство со своей стороны должно оказывать содействие, но если мы будем сидеть и ждать, когда власть всех поддержит, поддерживать уже будет некого.

«Пусть помощь другим будет банальным действием, как мытье рук»: создатель проекта «Кооперация» поддерживает маленькие заведения страны
Фото
Getty Images

Есть еще категория людей, которые боятся рассказывать о том, что они помогают кому-то или чему-то. Мол, а зачем хвастаться. Это все постсоветский менталитет. Делать добрые дела втихомолку, чтобы никто не узнал, — неправильно. Делать добрые дела надо громко, чтобы другие пошли за тобой. Собственно, чем мы и занимаемся. И сегодня, когда ограничения сняты, как здорово осознавать, что всем нам есть, куда пойти.

Фото: Надя Розенштейн, Svetlana Engel, личный архив, Getty Images