Самые предусмотрительные и опытные автоледи уже “переобули” свои машины в зимние “сапожки”. Для менее опытных или еще сомневающихся - покупать - не покупать, если покупать, то какую? - советы от директора транспортной фирмы “Скарлет”, Марины Бушуевой.

Покупать обязательно! Экономя на покрышках, можно обречь себя на более серьезные проблемы с машиной и собственным здоровьем. Безопасность на дороге - прежде всего! Итак...

Автомобильная резина бывает летняя, зимняя и всесезонная. О последней речь пойдет ниже, а зимняя резина подразделяется еще на два вида - простую и шипованную. Простая зимняя резина более рельефная, и протектор у нее спроектирован таким образом, чтобы отводить из-под колес жидкую грязь и снежную кашу, обеспечивая более плотное сцепление колес с дорогой.

Шипованная резина в дополнение укомплектована металлическими шипами, которые “процарапывают” лед, и на обледенелой дороге машина не так скользит. Какой из двух видов выбирать - дело вкуса, но чем легче машина, тем спокойней в ней себя чувствуешь на шипованной резине.

Всесезонная резина как явление, возможно, правомерна в странах с более мягким климатом, чем наш. В России ее покупают из экономии, но и она относительна - летом “всесезонка” быстрее стирается, чем cтандартная летняя резина. Действительно, разве можно совместить “в одном флаконе” принципиально различные свойства летней и зимней резины?! Улучшение “зимних” свойств, неизбежно ведет к ухудшению “летних”, и - наоборот. Поэтому, покупая всесезонную резину, вы получаете посредственное качество на сухой летней дороге, очень посредственное - на мокрой дороге и отвратительное - зимой.

Разориться на новую или купить бывшую в употреблении резину? Это зависит от того, как и сколько вы собираетесь на ней ездить. Рекламируемый износ в 30-40\% на деле может оказаться гораздо большим, поэтому выбирать такую резину должен опытный водитель. Как правило, это импортированная резина, на которой где-нибудь в Чехии уже поездили год или два. Наши "умельцы" ее восстанавливают, наводят “косметику” и продают. Но нередки случаи, когда “лысый” протектор просто маскируют полоской нового, который имеет неприятное свойство быстро отклеиваться. Хватает подержанной резины на один сезон. Но если машина предназначена на продажу, и ездить вы собираетесь немного, то экономически резина б/у выгодна, ведь она стоит максимум 30 долларов, тогда как та же марка новой дороже в 3-5 раз. А вот запаску, которая тоже должна быть зимней, можно приобрести и подержанную.

Теперь поговорим о ценах и марках. В этом сезоне, как и всегда, ценно не только качество, но и имя: модные и “раскрученные” марки “большой шестерки” Michelin, Bridgestone, Good Year, Continental, Sumitomo, Pirelli. Кроме того, прекрасно себя зарекомендовали фирмы Gislaved и Nokian. “Модные” шины доходят в цене до 180-200 долларов за колесо, тогда как не уступающая в качестве (проверено!), но менее известная резина стоит 50-60 долларов. В этой категории можно рекомендовать японскую Yokohama (она сейчас продается “родная”, тогда как резина некоторых, раскрученных марок уже изготавливается по лицензии, а это уже другое качество). Из отечественной резины серьезный тест на качество, который проводили голландцы, прошла только резина Бобруйского завода, но ее трудно найти в продаже. Разброс в цене обусловлен местом покупки - в магазине или на рынке.

Выбрав марку, подобрать “свои” колеса совсем просто: на тех, что стоят сейчас, указаны сбоку три цифровые обозначения, например, 250-65R16 (250 - ширина в миллиметрах, 65 - высота в процентах от ширины, 16 - посадочный диаметр в дюймах) - на новой резине должны быть аналогичные. Это, что касается размера, а каким должен быть протектор? Это зависит от условий эксплуатации. Если вам постоянно приходится преодолевать сугробы, нужна резина с крупными шашками, а если в вашем дворе регулярно убирают снег, подойдет модель с менее агрессивным протектором. Нарезанные на мелкие ламельки шашки хороши в любом случае.

Купив, поезжайте на шиномонтаж. Там вашу машину должны “переобуть”: снять колеса, переставить резину на дисках (как правило, покупается только резина, а не колеса с дисками - это дороже), сбалансировать колеса (при необходимости, выровнять диск) и вернуть их на место. Операция эта достаточно простая, быстрая (час - полтора), но чек лучше сохранить, поскольку плохо закрепленные грузы, с помощью которых балансируется колесо, могут потеряться. Гарантия на эту работу дается на месяц, но если она выполнена некачественно, то неполадки обнаруживаются в течение первой недели.

Осталось добавить, что с наступлением весны зимнюю резину следует вновь сменить на летнюю, особенно если зимой вы остановили свой выбор на шипованной резине - шипы просто-напросто вылетают от постоянного соприкосновения с асфальтом. Два комплекта - зимний и летний - прослужат вам как минимум два года.

- В начале зимнего сезона даже опытным водителям рекомендуется “войти в режим”, поупражнявшись в резких торможениях, поворотах, выходах из заноса где-нибудь на пустынной дороге. Вспомните технику вождения при заносе: на переднеприводном автомобиле на повороте надо прибавлять газ (сбросив скорость предварительно на прямом участке дороги), на заднеприводном, наоборот, притормаживать, но не резко. При заносе на переднеприводном автомобиле нужно перейти на более мощную пониженную передачу, прибавить газ, одновременно выжав ручной тормоз. Ну, и крутить руль в сторону заноса, если вы в этот момент помните, где он находится. На заднеприводном проще: руль в противоположную заносу сторону и плавное нажатие на тормоз.

Всегда помогает “золотое правило”: ездить на 10-15 км/ч медленнее, чем обычно, по крайней мере, в начале сезона.

- Выбрав шипованную резину, помните, что она значительно укорачивает тормозной путь автомобиля, поэтому на заднее стекло полагается повесить соответствующий значок (“Ш” в красном треугольнике). И не стоит резко тормозить, если идущая за вами машина не соблюдает дистанцию. Зимой вообще лучше практиковать прерывистое торможение. И если вы привыкли ездить под горку на нейтральной передаче, зимой про это лучше забыть.

- В слякотный сезон самое опасное время - начало дождя. Вода смешивается с грязью, образуя как будто “масляную” пленку на дороге, по которой колеса скользят не хуже, чем по льду. В это время надо быть особенно внимательной и снижать скорость.

“Тише едешь - дальше будешь”, - говорит народная "автомобильная" мудрость. Это справедливо по отношению к зимней езде при любой погоде.

- При плохой видимости не забывайте включать габариты. Даже если у вас отменное зрение, проявите уважение к коллегам по дороге. Не заметить могут вас. Экспертами доказано, что хуже всего при плохой видимости, как зимой, так и летом, видны темные машины. Зато красный, оранжевый, желтый - самые безопасные цвета.

- Забуксовав в снегу, переходите на пониженную передачу (первую при механической коробке передач) и пытайтесь выбраться “враскачку” - назад-вперед. Причем с небольшим поворотом колес, чтобы не углублять одну и ту же колею. Не газуйте долго: буксующие на одном месте колеса с каждым поворотом уменьшают шансы на самостоятельное вызволение из снежного плена.

- Если выбраться не удалось, попробуйте подложить под ведущие колеса доски, палки, ветки - что окажется под рукой. Класть удобнее поперек. На случай, если и это не поможет, имейте в багажнике буксировочный трос.