Текст: Юлия Пош

На днях в Центре современной культуры «Гараж» состоялось открытие первой в России персональной выставки французского художника Филиппа Паррено. Послушать public-talk мастера с Ингеборгой Дапкунайте и посмотреть на «воскресшую» Мэрилин Монро пришли многие представители столичной арт-тусовки.

...
Public-talk Ингеборги Дапкунайте и Филиппа Паррено
1 из 15

В камерной обстановке – в тишине, при свечах – Паррено предложил гостям оценить фильм-портрет Marylin, где воображаемая кинодива появляется в номере нью-йоркского отеля Waldorf Astoria. Француз превратил актуальное пространство в кинотеатр без кулис, но с сугробами во всех четырех углах комнаты, которые, по словам француза, создают определенный акустический эффект. Все происходящее напоминало то ли спиритический сеанс, то ли фантасмагорическое цирковое представление.

С помощью специальных технологий зрители будто бы погрузились в мир Монро: они видели номер отеля и ее глазами, слышали ее мягкий голос, ее почерком выводили письмо и даже слышали шум дождя за окном.

«Она вроде бы здесь, но на самом деле ее нет», – так охарактеризовал художник эффект присутствия актрисы в собственном фильме.

В ходе public-talk автор рассказал Ингеборге Дапкунайте, что призрак Мэрилин – это воплощение его представлений об искусстве, видимом и ощутимом, однако заметил, что он не считает себя кинематографистом:

«Я всегда хотел исследовать, понять, как объекты меняются во времени, а не в пространстве».

А для этого как нельзя лучше подходит жанр видеоинсталляций. Впрочем, обойти тему Мэрилин Монро и кино в целом художнику в диалоге с актрисой не удалось.

Филипп Паррено – автор 22 персональных выставок по всему миру. Более 20 лет он радикально изменил представления о том, как надо делать композицию, интерпретировав ее как ряд событий, развивающихся по заранее заготовленному сценарию. В своем творчестве художник нередко соединяет изобразительное искусство, музыку и танец.