Татьяна Мискевич: Я делаю одежду для людей!

Отечественная fashion-индустрия переживает настоящий подъем: несколько конкурирующих Недель моды, огромное количество домов мод, дизайн-студий, имен на звездном дизайнерском небосклоне. В условиях жестокой конкуренции может выжить только самый сильный. А еще – талантливый, образованный, целеустремленный и жизнерадостный. Тот, кто знает, чего хочет, и не боится бороться с ветряными мельницами. Сегодняшний наш гость – Татьяна Мискевич - такой человек.

«Одежда должна служить человеку, а не человек – одежде».

- Татьяна, скажите, как и почему Вы выбрали профессию дизайнера?
- Как и все маленькие дети, в детстве я очень любила наряжать кукол. Но, в отличие от многих, одежду для них шила сама. Надо сказать, что в школе я вообще любила только три предмета: труд, рисование и физкультуру (смеется). На труде я всегда шила совершенно конкретные вещи: фартук - подарок маме, халат для себя и т.д. Самое удивительное, что уже в таком юном возрасте я не «портила ткань», как многие дети, а делала хорошие, носимые вещи. Поэтому шила я всегда, однако, идея стать модельером пришла гораздо позже. Дело в том, что в Кемерово, где я родилась и жила, fashion-индустрия не была развита, как в Москве, поэтому я даже не знала о возможностях, которые она открывает дизайнерам в других городах и странах.

С 10 лет я начала заниматься легкой атлетикой и одновременно ходить в художественную школу. Я буквально разрывалась между этими двумя увлечениями: оба были любимыми, к обоим я оказалась способной, - но успевать заниматься и тем, и другим я не могла. Недолго думая, я выбрала художественную школу, окончив которую, сразу поступила в училище по специальности художник-оформитель. Уже на третьем курсе меня пригласили поработать над программной по цветоведению «Энергия цвета в пространстве» при Союзе Художников России. Мы работали над цветовыми таблицами, занимались всевозможными исследованиями, изучали законы цветоведения. Я приобрела огромный опыт работы с цветом, который очень пригодился мне в дальнейшей работе.

Окончив училище, я продолжала разрабатывать программу и три года проработала преподавателем изобразительной деятельности в младшей школе. А потом вышла замуж за своего одногруппника. Я долго сомневалась, нужно ли мне это. Но он был безумно талантливым художником, и, наверное, это меня подкупило (улыбается). Выйдя замуж, я уехала с мужем в Одессу, оставив дома родителей, друзей, воспоминания – все-все-все. Но, как известно, двум талантливым людям очень сложно ужиться вместе. Ему нужна была женщина, которая жила бы ради него. А у меня было слишком много идей, мыслей, амбиций, наконец. В какой-то момент муж запретил мне заниматься творчеством, писать и рисовать, и я поняла, что нужно делать выбор. А потом просто взяла – и уехала: без одежды, без вещей – без всего. Я очень долго терплю, сомневаюсь, но потом резко и неожиданно принимаю решение. И никогда потом не сожалею о нем. Если ты выбираешь правильный путь – обстоятельства складываются в твою пользу.

Прожив два года с мужем в золотой клетке и, наконец, вырвавшись на свободу, я воспарила, почувствовала огромный прилив сил и вдохновения. Ну а обстоятельства сложились в мою пользу. Сразу несколько человек посоветовали мне ехать поступать в Москву. И я поехала. Поехала учиться, а не покорять Москву, как многие думают. У меня была очень хорошая база, которую мне дали художественная школа и училище, - классический рисунок, шрифты, живопись маслом. И, тем не менее, для поступления в институт на бесплатное отделение иногороднему абитуриенту этого было не достаточно. Я поступала два года. После первого неудачного поступления записалась на подготовительные курсы и пошла в магазин продавать одежду, продолжая готовиться. Однако со временем я поняла, что единственный шанс поступить на бесплатное отделение для меня, не москвички, – это устроиться работать в институт. И тут обстоятельства снова мне помогли. В Академии нужен был человек с красивым, каллиграфическим почерком, умеющий писать пером. Я своего шанса не упустила, и… институт, наконец-то, открыл мне свои двери. Мне не помогали – мне просто не помешали, а это оказалось гораздо важнее.

Начиная с третьего курса, мы начали конструировать и шить одежду. Мое представление о профессии модельера в процессе обучения кардинально поменялось. Можно сказать, я наконец-то начинала понимать, что представляет из себя эта профессия. Это не «рисование фасончиков», как я думала раньше (смеется). Дизайнер, прежде всего, должен иметь огромный кругозор и багаж знаний, который позволит ему воплощать в работах свои мысли и идеи. Ведь на костюм и его формирование влияют все сферы человеческой жизни: социальная, экономическая, политическая, нравственная, философская и т.д. Дизайнер просто обязан в них разбираться!

- Как родилась Ваша первая коллекция?
- Она родилась как раз в институте. Это была моя дипломная работа. После долгих раздумий, я сделала темой диплома джинсовое направление. В итоге мой диплом получился одним из самых ярких на факультете, и Московский Государственный Текстильный Университет им. А. Н. Косыгина я закончила с отличием (смеется).

- Насколько мне известно, эта коллекция сыграла огромную роль в Вашем творческом пути?
- Да. С дипломной коллекцией «Вектор стиля» я начала участвовать во всевозможных конкурсах: «Русский силуэт», Международный конкурс молодых дизайнеров Smirnoff, Профессиональный конкурс дизайнеров «inFASHION in WORLD». В последнем я взяла, совершенно неожиданно для себя, гран-при. Эта победа моментально открыла мне дорогу в лучший питерский бутик «Дефиле», на Russian Fashion Week…

- Ваш дебют на Российской Неделе моды высоко оценила не только публика и пресса, но и сам организатор RFW Александр Шумский…
- У меня дома до сих пор хранится написанное Александром от руки письмо с поздравлениями и теплыми словами. Я восприняла его как знак. Я шла правильной дорогой.

- Таким образом, завязалась крепкая дружба между Вами и RFW?
- Да, и следующий осеннее - зимний сезон 2003-2004 я просто не могла пропустить. Было сложно, не хватало средств, но я знала, куда иду и чего хочу. И, поскольку до последнего момента, я не знала, буду ли участвовать в Неделе, коллекция «Воздушная тревога» получилась агрессивной, резкой, надрывной. Этим обусловлено преобладание в ней милитаристской темы. «Воздушная тревога» – результат упорной борьбы с обстоятельствами и окружающим миром. Сражение я выиграла, и сделала это в рекордно короткие сроки.

- Как случилось, что вы стали работать не только для Prêt-a-Porter, но и для массового производства?
- Судьба свела меня с учредителями магазина «Обувь XXI века», которые предложили мне выступить создателем молодежной линии одежды под ботинки Grinders. Но, к сожалению, предлагаемые условия не были достаточными для создания марки. Следующей попыткой создать массовую серию одежды стало сотрудничество с фабрикой ГОТА, которая продает одежду своей марки в 107 фирменных магазинах в 73 городах России и СНГ. И этот «блин» комом уже не вышел (смеется).

- Теперь, имея за плечами такой опыт, Вы можете сказать, в чем заключается секрет успеха в таком сотрудничестве?
- Главное – чтобы заказчик понимал, чего он хочет, и не ограничивал дизайнера в его творческом порыве. В ГОТЕ я встретилась с огромными профессионалами своего дела, работать с которыми доставляет одно удовольствие. Кроме того, ГОТА уже имела опыт работы с российскими дизайнерами – Еленой Поповой, Владимиром Горшковым, Юлией Бунаковой, Евгением Хохловым – и это позволило вывести марку на совершенно иной уровень. Подобное сотрудничество – распространенная практика на Западе. Однако в нашей стране это пока относительно новое направление, за которым многие видят будущее fashion-индустрии.

- В чем заключалось ваше сотрудничество?
- Я должна была ознакомиться с ассортиментом фабрики и выбрать наиболее близкое мне направление, в котором и стала бы работать. Я разрабатывала модели сразу двух линий: офисная одежда и young street, и создала мини-коллекцию. Дальше – больше: ГОТА выступила Генеральным спонсором в показе моей коллекции на Неделе Prêt-a-Porter. Она была представлена на Russian Fashion Week этой весной.

- Расскажите о ней поподробнее, пожалуйста.
- Эта коллекция одежды сезона осень-зима 2005-2006 под названием «Пойманное время» – очередной эксперимент с формой, цветом и фактурой. На него меня подтолкнули размышления о быстротечности и непостоянности, о прошлом, настоящем и будущем, о проходящем, сиюминутном и вечном.

Сюжет коллекции таков: девушка с внутренним миром из 50-60-х годов попадает в мир современный. Ее костюм под влиянием внешних факторов трансформируется и преобразуется, становится более удобным, функциональным. Меняются детали, фурнитура, но форма остается неизменной. Форма – силуэт «песочные часы», заключенный в квадрат. Отсюда возникло и название коллекции – «Пойманное время». Пойманное время - это вечность, место, где нет времени вообще.

Этим продиктованы и основные цвета и материалы, использованные в коллекции: вечные черный и белый, а также всевозможные естественные приглушенные цвета – коричневый, зеленый, темно-синий и песочный; бархат, шелк, кружево, соседствующее с кожей, денимом и трикотажем ручной вязки, плиссе и гофре.

Я хотела отразить трансформацию «ретро» фасонов, тканей, цветов в современной жизни. Ведь раньше девушка переодевалась три раза в день: у нее был утренний, дневной и вечерний туалет. При нынешнем ритме жизни это абсолютно невозможно. Поэтому я попыталась синтезировать все три разновидности одежды. Форма остается та же – изящная и женственная, - но в целом костюм становится более универсальным.

Поскольку в современном мире мы вынуждены жить в очень высоком ритме, обувь обязательно должна быть удобной. Этим и обусловлен выбор не женственной обуви, но кроссовок. Компания Nike любезно предоставила свою обувь для показа коллекции, а потом, впечатлившись необычным сочетанием спортивной обуви и практически вечерних туалетов, подарила ее моей дизайн - студии. Ну а мы, в свою очередь, подарили ее представителям московского бомонда.

В целом же, моя коллекция отражает несколько жизненных этапов, которые каждый из нас, рано или поздно, проходит. Именно поэтому каждый сможет найти в ней такую вещь, которая будет отражать его мироощущение в настоящий момент. Сначала героиня «Пойманного времени», попавшая в незнакомый мир, напугана и растеряна. Затем (черно-белые, спортивные модели) – она понимает, куда попала и постепенно начинает ориентироваться в этом мире. В завершении – это уже «звезда», которая подчинила окружающий мир себе и чувствует себя абсолютно независимой и раскованной.

- Где можно будет приобрести одежду из этой коллекции?
- Некоторая часть (с доработанными моделями) из коллекции поступит в продажу в магазин «ГОТА» только весной 2006 года, так как производство все-таки требует времени. Ну, а оригиналы будут выставлены уже в сентябре года нынешнего в Магазине дизайна «COX».

- Татьяна, дизайнер – профессия творческая. Арт-иректор магазина (Татьяна Мискевич – арт-директор магазина «COX») – более приземленная. Как Вам удается совмещать их?
- Мне предложили создать магазин дизайнерской одежды и продавать в нем свои коллекции. Но, так как у меня уже давно зародилась идея объединить нескольких модельеров под одной маркой, я предложила создать такой магазин, который бы собрал под своей крышей самых модных и интересных русских дизайнеров. Ну, а я стала его арт-директором. Скажу честно, не возможно заниматься двумя серьезными делами без ущерба для одного из них. Я стараюсь балансировать. Все-таки у меня от рождения имеется хорошая коммерческая жилка (улыбается).

- Но получается, что Вы поддерживаете своих конкурентов?
- Возможно, в какой-то момент бизнес-леди во мне просто победила дизайнера. Я с самой юности начала зарабатывать деньги самостоятельно. Даже в Москве, как бы ни было трудно, никогда ни у кого ничего не просила. Зарабатывала живописью, продавая свои работы на Вернисаже и в ЦДХ.

Честно говоря, сейчас я разрываюсь. Дизайнер должен заниматься собственным креативом, а меня вечно тянет на какие-нибудь авантюры, сделки, проекты. Хочется сделать не просто магазин, а некий творческий центр. Но для этого нужно время.

- Какие дизайнеры выставляются в COXe?
- Мы выбрали только самых талантливых. В настоящее время это 150 дизайнеров из России и стран СНГ. В этом – уникальность – COXa. Кроме того, мы старались сделать магазин как можно более демократичным – как в цене, так и в стиле представленной в нем одежды. Мы продаем дизайнерскую одежду, которую можно носить. Это INSHADE, «Арсеникум», Маша Цигаль, Чистова – Эндоурова, Макс Черницов, Ваня Айплатов, Саша Терехов и многие, действительно, многие другие. Главная цель нашего магазина – привить человеку любовь и уважение к одежде от русских дизайнеров, которая сейчас уже ни в чем не уступает мировым маркам.

- Дизайнерские вещи зачастую страдают оторванностью от жизненных реалий еще и вот по какому параметру: размер. Как Вы справились с этой проблемой?
- Поскольку мы собрали много разных дизайнеров, одеться в COXe может женщина и 42, и 48 размера. Вилка размеров одежды для мужчин тоже достаточно большая.

- А вы сами, Татьяна, никогда не задумывались о том, чтобы сделать коллекцию одежды для более крупных людей?
- Для того чтобы сделать одежду, которая хорошо смотрелась бы на человеке маленького роста и 50 размера, нужно быть суперпрофессиональным дизайнером. Кроме того, тот стиль, в котором я работаю, рассчитан на молодых и энергичных людей. Возможно, со временем, меня привлечет создание коллекции нестандартных размеров. Но к этому нужно созреть.

- Так, значит, молодые и энергичные?
- В основном, я работаю, конечно, на молодежь. Хотя моя одежда ориентирована не на возраст, а на склад характера. Человек, предпочитающий одежду от Татьяны Мискевич, творчески относится к своему внешнему виду, не боится экспериментировать и выражает через одежду свою индивидуальность. Он любит жизнь. Он свободен. Ведь одежда – это всего лишь некий информативный повод. Она отражает твое настроение, стиль жизни, но она – всего лишь оболочка. Внешняя форма всегда должна соответствовать внутреннему содержанию. Я как модельер стремлюсь предлагать человеку определенный стиль жизни, в котором он будет чувствовать себя комфортно. Это гораздо сложнее, чем просто создавать какие-то отдельно взятые вещи.

- А как же воплощение собственных фантазий?
- Некоторые дизайнеры делают одежду, чтобы показать свои творческие способности, удивить всех. Я сделала свой выбор: я делаю одежду для людей. Одежда должна быть стильной и модной, но, в то же время, не вызывающей, а функциональной и удобной. Она не может обязывать человека к чему-то. Она призвана помогать ему жить в этом мире.

- В этом кроется причина Вашего предпочтения натуральных тканей?
- Безусловно! Ткань должна быть приятной, позволяющей коже дышать: важно, как человек ощущает себя в одежде. В ней должно хотеться жить (смеется).

- Как приходят те образы, которые в итоге видят зрители на подиуме?
- Всегда по-разному. Неизменно только одно: что-то должно меня «зацепить», вдохновить. Должна быть некая концепция, идея коллекции, которая раскрывает ее назначение. Ведь, прежде всего, каждой своей коллекцией я что-то говорю, передаю людям накопившиеся во мне мысли и эмоции. Но я противник случайностей. Все должно быть обосновано, вытекать одно из другого.

- Какое место в своем творчестве Вы отводите мужской одежде?
- Мне очень нравится мужская одежда, и я всегда с большим удовольствием ей занимаюсь. Но сложность состоит в том, что в мужской одежде очень важно соблюдать меру во всем. Нельзя переборщить: одежда должна подчеркивать мужское начало, а не нивелировать, размывать все границы. Именно поэтому в России очень мало дизайнеров, занимающихся мужской одеждой, - это, действительно, трудно. Я могу выделить, пожалуй, только Логинова и Симачева, но ведь они сами мужчины – им проще…

- Какой ценовой политики Вы придерживаетесь?
- Я рассчитываю на людей со средним достатком и выше. Думаю, это правильно. Вещь не должна быть навязчивой идеей человека, к ней нужно относиться проще: проявлять творчество в составлении гардероба. Одежда должна служить человеку, а не человек – одежде.

- Вы сами свою одежду носите?
- Так повелось еще со школы: я всегда шила для себя и носила только свою одежду. Со временем ничего не меняется: одежду себе вообще не покупаю – только обувь и аксессуары. Я очень мобильный человек, быстро реагирую на все изменения и не люблю топтаться на месте. Все мои четыре коллекции по своей сути и своему стилю были абсолютно разными, но почерк мастера, тем не менее, узнаваем. В своей одежде мне хорошо и комфортно. Плюс, это еще и дополнительный PR (смеется).

- У Вас есть какие-то планы на ближайшее будущее?
- В ближайших планах – начать более плотно работать с компанией ГОТА. Мало кто из дизайнеров может работать с производством – не у всех есть способности адаптироваться к поставленным условиям промышленности. Но мне это дается очень легко: помогают хорошие знания технологии и конструирования – дань моему образованию. Что будет дальше – посмотрим. Одно я могу сказать точно: я довольна нашим сотрудничеством, потому как ГОТА - замечательная компания, (на мой взгляд, самая лучшая на Российском рынке) выпускающая качественные и стильные вещи. Кроме того, я готовлюсь представить свою новую коллекцию на RFW сезона весна-лето 2006. Какая она будет? Не скажу, чтобы не сглазить. Сами все увидите! (улыбается).

Антонина Голубева