Коко Шанель
Коко Шанель

Габриэль Бонер Шанель была настоящей бунтаркой. Ей не нравилось собственное детство, она переписала биографию заново, с чистого листа, придумав себе целых трех любящих тетушек, заботливого папу (на самом деле после смерти матери девочка росла в сиротском приюте при монастыре, она видела своего отца в последний раз, когда ей было 12. — прим. Woman.ru).

Затем настал черед нового имени (в юности Габриэль выступала в кабаре, в ее репертуаре было две любимых песенки — Ko Ko Ri Ko и Qui Qua Vu Coco: так и появилось прозвище. — прим. Woman.ru), и, кажется, Шанель удалось сделать то, о чем мечтают женщины старше двадцати пяти: говорят, она скостила свой реальный возраст на 10 лет.

«Коко Шанель говорила мне: „Человек-легенда обречен растворить себя в мифе — и тем самым укрепить миф“. Сама она так и поступила. Выдумала себе все — семью, биографию, дату рождения и даже имя», — заметил однажды Сальвадор Дали.

Монашки научили ее шить и вышивать — согласитесь, этого явно недостаточно, чтобы перекроить представления о женской моде и о правах женщин, — но Коко все же сделала это.

Ей хватило дерзости использовать для создания своих костюмов, ставших легендой, джерси — материал, который считался исключительно мужским. С появлением элегантных нарядов от Chanel женщины впервые за несколько веков почувствовали себя свободными — она одела женщин в брюки, которые подарили им свободу и скорость передвижения.

«Женщины носят духи, которые им дарят другие. Но должны носить те, что нравятся им самим!» — утверждала Коко и создала Chanel No.5. Кстати, даже дизайн флакона культового аромата стал еще одним посягательством на маскулинность. Лишенный всякой вычурности — гладкий и плоский, как будто мужской, — сегодня он занимает свое место среди экспонатов Музея современного искусства в Нью-Йорке.

Сам же парфюм — это еще один, как сказали бы сегодняшние психологи, стильный выход из зоны психологического комфорта. В то время (шел 1921 год) считалось вызывающим «носить» аромат, в котором было больше одной ноты. Как правило, духи приличных женщин пахли каким-то одним цветком — розой, ландышем и т. д.

У Мадемуазель были свои представления о том, каким должен быть запах женщины. Согласно легенде, парфюмер Эрнест Бо (эмигрант из России, кстати) ошибся с концентрацией альдегидов — в результате получился сложный аромат, состоящий более чем из 80 ингредиентов. Так закончилась эпоха монопарфюмов. Культовый аромат Chanel No.5 и сегодня входит в десятку самых продаваемых парфюмов в мире.

Шанель была первым и единственным кутюрье, которому удалось найти верный ответ на вечный вопрос: «Что же надеть?» Маленькое черное платье — универсальный наряд практически на все случаи жизни.

В 1926 году американский Vogue не преминул сообщить, что популярность LBD (аббревиатура LBD — первые буквы английского little black dress. — прим. Woman.ru) равна по популярности автомобилю Ford, — и это было настоящее признание!

С нее началась эпоха self-made woman: Коко доказала всему миру, что женщина — это не беспомощное существо, не способное даже одеться самостоятельно, не модный мужской аксессуар, а личность, способная зарабатывать деньги своим собственным умом и талантом. Мадемуазель, всю жизнь игравшая на «чужом» — исконно мужском поле, — все-таки делала это очень по-женски, безапелляционно и элегантно одновременно. Она заставила представительниц прекрасного пола если не поверить в себя, то по крайней мере усомниться в том, что женщина должна всю жизнь провести на кухне — беременная и босая.

Как воспитанная монашками Шанель ответила на извечный вопрос «Что надеть?»

Коко Шанель и Серж Лифарь

Знаете ли вы, что…

  • Коко любила повторять, что в поисках новых идей рылась в гардеробах своих любовников. Ее творения — это своеобразный творческий отчет о переменах в личной жизни. Так, в период тесного общения с дягилевским балетом и увлечения князем Дмитрием Романовым, двоюродным братом Николая II, прослеживались русские мотивы. В период романа с герцогом Вестминстерским, самым богатым человеком Великобритании, — английские.

  • Шанель никогда не рисовала эскизы, она работала «вживую» — на манекенщицах, потому что считала, что платье должно двигаться, и вместо карандаша использовала исключительно портновские ножницы да булавки. Ей «достаточно было пары ножниц и нескольких точных движений рук, чтобы из груды бесформенной материи возникла сама роскошь».

  • Она одевала богатых и знаменитых — жен финансовых воротил и популярных актрис, а дружила с людьми творческими — Дягилев (прим. Woman.ru: Дягилев… боялся Мадемуазель: он впервые встретил женщину, которая помогла ему и ничего не требовала взамен. Сергею она как-то одолжила большую сумму денег на постановку и очень просила никому об этом не рассказывать), Стравинский, Пикассо, Дали, Кокто, Макс Жакоб, Кристиан Берар, Жан Ренуар и многие другие.

  • Мадемуазель первой стала смешивать бижутерию и драгоценности. Дело в том, что она не любила «камни ради камней — большие, как пробка от графина, бриллианты, которые служат знаком богатства мужа или любовника женщин, которые их носят».

    «Я не люблю драгоценности ради драгоценностей, бриллиантовые серьги или нити жемчуга, которые вынимают из сейфа, чтобы показаться в них вечером, а потом кладут обратно в сейф, и которые чаще всего принадлежат какому-нибудь акционерному обществу. Все это — драгоценности-которые-можно-продать-в-случае-кризиса». И при этом не считала ношение бижутерии чем-то предосудительным: «Украшений должно быть много. Если они настоящие, это отдает хвастовством и дурным вкусом. Я делаю фальшивые и очень красивые. Они даже красивее настоящих».

  • «Я никогда не стремилась иметь деньги, — утверждала Коко, — но стремилась к независимости». И это было чистой правдой — хотя стартовый капитал Мадемуазель и принадлежал ее покровителю, однако вскоре, благодаря сочетанию таланта, упорства и везения она действительно стала независимой, а потом и весьма состоятельной особой.

  • Коко никогда не была замужем (говорят, что она отказала герцогу Вестминстерскому под тем предлогом, что герцогинь может быть сколько угодно, а мадемуазель Шанель только одна. — прим. Woman.ru) и принципиально не заканчивала демонстрацию коллекции подвенечным платьем.

  • «Не могу же я заставить платить женщин, перед которыми становлюсь на колени, чтобы поправить юбки», — ворчала Коко и не брала денег у знаменитых актрис: например, у Ингрид Бергман или Роми Шнайдер, которые одевались у нее. Шанель также одевала Одри Хепберн, Элизабет Тейлор и Джеки Кеннеди-Онассис.

  • Каждое утро Коко Шанель, которая принципиально ночевала в «Ритце», возвращалась в свои апартаменты, сделав предварительный звонок: она просила помощниц, чтобы к ее приходу салон благоухал духами Chanel No.5. «Клиенты придут на запах», — была уверена она. В шлейфе любимого аромата Мадемуазель начинала рабочий день.

  • В 1954-м Коко заявила, что устала носить в руках ридикюли, которые, вдобавок ко всему прочему, имели свойство постоянно теряться. На следующий год она представила миру моды оригинальное решение вопроса — стеганую сумку Chanel 2.55 (вновь за цифровым кодом скрыты вполне прозаические вещи, а если точнее — дата создания модели: 2 — это февраль, а 55 — год. — прим. Woman.ru) на длинной цепочке, которую удобно носить на плече. Что именно вдохновило Мадемуазель — куртки жокеев, витражи аббатства, в котором она росла, или же диванные подушки в ее квартире на rue Cambon, 31? Нам остается только гадать.

...
Мадемуазель Шанель была сомнамбулой. Во время одного из приступов лунохождения в «Ритце» она не только выкроила из купального халата костюм, но и прикрепила к лацкану цветок, вырезанный из белого полотенца
1 из 56

Фото: Getty Images