Шпионка, соблазнившая гения: как замужняя советская разведчица Маргарита Коненкова свела с ума Альберта Эйнштейна
Маргарита Коненкова и Альберт Эйнштейн

Жизненная история Маргариты Коненковой, супруги известного советского скульптора Сергея Коненкова, могла бы запросто лечь в основу сюжета для шпионской драмы. Еще до Великой Отечественной войны чету интеллигентов завербовали спецслужбы и отправили за океан — собирать секретную информацию о подготовке нового ядерного проекта. Основная миссия легла на хрупкие плечи Маргариты, которая прекрасно владела как английским, так и немецким языками. Пока муж Коненковой творил, его «прекрасная половина» делала все, чтобы попасть в круг доверия ученых, занимавшихся инновационными разработками.

Только в 1998 году выяснилось, что во время сверхсекретного задания Маргариту Иванову угораздило влюбиться — и не в абы кого, а в самого Альберта Эйнштейна. Тайное стало явным, когда один из родственников Коненковой, пожелавший сохранить анонимность, передал аукционному дому Sotheby's ее ежедневник, подаренные великим ученым часы и написанные им письма, датированные 1945-м и 1946-м годами. Сомнений в подлинности посланий ни у кого не возникло, поскольку внизу красовалась фирменная подпись физика.

«Это самое интересное открытие за последнее время. Эти письма Эйнштейна отличаются от других сохранившихся его посланий, ведь они очень открытые, эмоциональные и честные. Такое может написать только по-настоящему влюбленный человек», — говорил тогда газете The New York Times консультант Sotheby's Пол Нидхэм.

Именно он первым и сделал выводы о том, что отношения Коненковой и Эйнштейна выходили далеко за рамки обычных приятельских…

Как же развивался один из самых загадочных романов прошлого столетия и как сложилась судьба женщины, которую боготворили Сергей Рахманинов, Федор Шаляпин и, конечно же, создатель Теории относительности?  

Мастер и Маргарита

Маргарита Коненкова, в девичестве Воронцова, появилась на свет в 1895 году в семье обедневших дворян — присяжного поверенного из небольшого провинциального города Сарапула Ивана Тимофеевича Воронцова и его жены Маргариты Васильевны, занимавшейся благотворительностью. В Сарапуле Маргарита надолго не задержалась: после окончания женской гимназии девушка переехала в Москву и поступила на юридические курсы мадам Полторацкой. Во время учебы она жила в самом центре Первопрестольной, на Поварской улице, в семье доктора Ивана Бунина.

Скучать в Москве завидной невесте было некогда: она быстро влилась в местное общество и обзавелась поклонниками, которые с первого взгляда попадали под ее женское обаяние. Большую часть времени Маргарита проводила в доме Федора Шаляпина, поскольку дружила с его дочерью Ириной, и благосклонно принимала ухаживания Бориса, сына певца. Знакомые Шаляпина-младшего и Воронцовой были уверены, что совсем скоро они поженятся. Но до свадьбы дело так и не дошло.

По слухам, на Маргариту положил глаз знаменитый отец несостоявшегося жениха… Существуют версии, что любовным чарам девушки также в свое время не смогли противостоять поэт Александр Блок и композитор Сергей Рахманинов.

Отношения с Борисом Шаляпиным у Маргариты Воронцовой не сложились, но она и не думала печалиться. На горизонте появился очередной жених, причем с самыми серьезными намерениями. В 1916 году молодой скульптор Петр Бромирский сделал признанной красавице предложение руки и сердца, но и этой свадьбе не суждено было состояться.

Шпионка, соблазнившая гения: как замужняя советская разведчица Маргарита Коненкова свела с ума Альберта Эйнштейна
Маргарита Коненкова

Однажды Бромирский по простоте душевной показал коллеге, скульптору Сергею Коненкову, фотокарточку своей 20-летней невесты. Статная девушка с аристократическими чертами лица так понравилась Сергею Тимофеевичу, что он попросил приятеля познакомить его с ней. Прославленный скульптор, которого прозвали «русским Роденом», долго церемониться не стал и отбил у Бромирского вторую половину.

«Девушка на фотографии была так прекрасна, что показалась мне творением какого-то неведомого художника. Особенно прекрасен был поворот головы. И руки — необыкновенно красивые руки, с тонкими изящными пальцами были у девушки на фотокарточке. Таких рук я не видел никогда!» — позже вспоминал как мальчишка влюбленный Коненков.

Чувства оказались взаимными, и 42-летний Сергей Тимофеевич сделал 22-летней Рите официальное предложение. Для любезно принявших Воронцову Буниных ее желание выйти замуж за буяна и озорного гуляку Коненкова стало настоящим шоком. Чтобы расстроить возможную свадьбу, Маргариту отправили назад в Сарапул, но ее избранник оказался достаточно настойчивым и поехал за ней.

Скульптор был уверен, что родители его пассии будут рады столь знаменитому и талантливому зятю. Тем не менее мать и отец Воронцовой не дали благословение на этот брак из-за мезальянса, что прозвучало как гром среди ясного неба для влюбленных. Разочарованный Коненков вернулся в Москву и начал вести затворнический образ жизни, почти не покидая свою мастерскую. Из депрессивного состояния он вскоре благополучно выбрался, поскольку дама его сердца и по совместительству главная муза против воли родных приехала к нему.

Следующие семь лет Воронцова провела в статусе гражданской жены, музы и натурщицы (известно, что именно Маргарита позировала для скульптуры «Обнаженная фигура в рост». — прим. ред.) — она делала все, чтобы ее возлюбленный мог творить в нормальной обстановке, и старалась сглаживать острые углы, зная о его сложном характере. Поговаривают, что в свое время у Маргариты были серьезные соперницы. Виды на Сергея Коненкова в 1910-х якобы имела и его крестная дочь Наталья Кончаловская (мать прославленных режиссеров Андрея Кончаловского и Никиты Михалкова. — прим. ред.). Мол, Наталья Петровна слишком много времени проводила в мастерской скульптура и всячески старалась быть полезной.

В 1922 году гражданские супруги все-таки официально узаконили свои отношения. Но спокойной и размеренной жизнью в Первопрестольной они недолго смогли наслаждаться.

Из Америки с любовью

В 1923-м новоиспеченные муж и жена отправились в Нью-Йорк — по официальной версии, на выставку русского и советского искусства. Ожидалось, что чета Коненковых пробудет там всего несколько месяцев, после чего благополучно вернется на родину. Однако предполагаемая короткая деловая поездка затянулась на годы — лишь спустя двадцать с лишним лет Маргарита и Сергей смогли вновь оказаться в Москве.

Шпионка, соблазнившая гения: как замужняя советская разведчица Маргарита Коненкова свела с ума Альберта Эйнштейна
Сергей и Маргарита Коненковы

Коненкова хорошо знала английский язык, поэтому быстро освоилась в Штатах. Будучи блестяще образованной и начитанной, да к тому же еще и невероятно привлекательной женщиной, она моментально влилась в американский высший свет. Именно там у нее и открылись удивительные коммуникативные навыки: Маргарита могла заговорить кого угодно. Такая особенность очень помогла карьере ее благоверного: супруги Коненковы только и успевали организовывать выставки работ Сергея. Кроме того, муза скульптора помогала находить ему богатых клиентов и ассистировала во время работы.

Маргарита вообще стала лучшей рекламой своему мужу. Скульптуры, для которых позировала девушка с точеной фигурой, пользовались огромным спросом, и многие мужчины теряли головы при виде советской чаровницы с золотыми кудрями.

Впрочем, в США Коненкова попала по другой причине: эту поездку для нее и ее супруга, которому пообещали золотые горы и всесоюзную славу, организовало НКВД. Агенту «Лукас», именно таким кодовым именем обзавелась Маргарита, предстояло выведать все секреты о ядерных разработках американцев. Для того, чтобы сделать это, ей пришлось всеми правдами и неправдами добиваться близкого знакомства с легендарным физиком и математиком Альбертом Эйнштейном, который тогда трудился в институте передовых исследований в Принстоне.

Роман с гением

Лицом к лицу встретиться с прославленным ученым обворожительной шпионке удалось только в 1935 году. Дирекция Принстонского университета заказала у Сергея Коненкова портрет Альберта Эйнштейна. Естественно, переговорами занялась Маргарита. Когда все организационные моменты были улажены, Коненкова начала добиваться расположения физика-теоретика, чтобы выведать у него ядерные секреты.

Эйнштейн тогда был глубоко женат на своей двоюродной сестре Эльзе Левенталь, но это нисколько не мешало ему флиртовать с другими представительницами слабого пола. Чем любвеобильный немец, являвшийся большим ценителем женской красоты, и занимался. Кстати, по свидетельствам источников, в самом расцвете сил ученый частенько коротал ночи в компании девушек легкого поведения и нисколько этого не стеснялся.

«Он был удивительно скромным человеком, не любил никаких официальных собраний, в шутку говорил, что известен своими пышными волосами. Когда Сергей Тимофеевич работал над портретом Эйнштейна, тот был очень оживлен, увлеченно рассказывал о своей теории относительности. Я очень внимательно слушала, но много понять не могла. Мое внимание поощряло его», — столь скупо описывала Коненкова Эйнштейна в своем дневнике, чтобы не навлечь на себя никаких нежелательных подозрений.

Однако людей из круга общения супругов Коненковых все же смущало, что Маргарита слишком часто наведывается в Принстон, в то время как ее благоверный побывал там лишь один-единственный раз и по памяти смог заняться созданием бюста. Жена известного скульптора использовала это время с пользой: она смогла подружиться не только с самим Альбертом, но и с его супругой, а также падчерицей Марго.

До 1936 года отношения Коненковой и Эйнштейна действительно носили преимущественно дружеский характер. Все резко изменилось после того, как ушла из жизни Эльза. Немецкий ученый, и раньше не скрывавший своих симпатий, признался россиянке, что горячо и искренне полюбил ее. Чувства оказались взаимными, и любовники стали регулярно встречаться. Гнева законного супруга Маргарита не боялась: она знала, что Сергей ей всецело доверяет и к Альберту уж точно ревновать не станет.

Шпионка, соблазнившая гения: как замужняя советская разведчица Маргарита Коненкова свела с ума Альберта Эйнштейна
Маргарита Коненкова и Альберт Эйнштейн держали свой роман в секрете. Тайное стало явным лишь в 1998 году, когда были обнародованы любовные письма ученого

Чтобы спокойно наслаждаться обществом друг друга, Эйнштейн даже написал Коненкову письмо, в котором говорилось о том, что его супруга якобы серьезно больна и ей просто жизненно необходимо регулярно выезжать на курорты. К посланию он даже приложил заключение врача, с которым тесно общался. Так Маргарита стала совершенно «легально» на несколько недель выбираться в Саранак-Лейк, где Альберт снимал коттедж и держал свою яхту.

Отношения немецкого ученого и советской разведчицы совсем не были похожи на банальную интрижку. Эйнштейн любил Коненкову, о чем свидетельствовали его нежные письма и посвященный ей сонет:

Тебе не вырваться из семейного круга
Это наше общее несчастье.
Сквозь небо неотвратимо
И правдиво проглядывает наше будущее.
Голова гудит, как улей,
Обессилили сердце и руки…
Ты говоришь, что любишь меня,
Но это не так.
Я зову на помощь Амура,
Чтобы уговорил тебя быть ко мне милосердной.


Доподлинно неизвестно, был ли Альберт Эйнштен в курсе, что его избранница работала на советские спецслужбы и он сам на протяжении почти десяти лет был их осведомителем. Однако летом 1945 года пазл сложился: именно в то время американцы провели первые испытания ядерного оружия, о которых советские власти благодаря слаженной работе разведки знали заранее. Тогда-то чета Коненковых начала поспешно собираться домой — их срочно вызывали на родину. Для этого сам вождь Иосиф Сталин распорядился прислать им целый пароход, чтобы погрузить туда все работы скульптора.

До отъезда перед Маргаритой стояла еще одна задача: организовать встречу ученого с неким консулом Михайловым, который и должен был заняться вопросами переправы четы Коненковых обратно в СССР. Ради спокойного возвращения любимой женщины домой физик согласился и на эту авантюру.

В августе 1945-го Эйнштейн и Коненкова расстались навсегда. На прощание он подарил ей именные часы, которые она хранила до конца своих дней.

В сентябре того же года Сергей и Маргарита оказались в Москве. Однако общение с физиком шпионка не оборвала — вплоть до смерти Эйнштейна в 1955-м влюбленные вели переписку. В письмах Альберт Эйнштейн клялся Маргарите Коненковой, что больше никогда не полюбит ни одну женщину так сильно, как ее. Из посланий ученого пассии следовало, что он до последнего тешил себя надеждами о воссоединении с ней. Как известно, этого так и не произошло… Уже на закате лет, когда ученый серьезно заболел (у него была диагностирована аневризма аорты. — прим. ред.), он даже отказался от операции, которая могла бы продлить ему жизнь: существования без горячо любимой Маргариты он себе не представлял.

Жизнь после Эйнштейна

По возвращении домой супругам Коненковым пришлось столкнуться с травлей. Их обвиняли в том, что неспокойное военное время они провели, шикуя в США. Тогда, по слухам, Маргарита Ивановна написала письмо Лаврентию Берии с просьбой оградить ее семью от необоснованных нападок, поскольку они с супругом служили отечеству.

В Москве Маргарита по понятным причинам не смогла вести активную светскую жизнь. Она с головой ушла в домашнее хозяйство, поскольку других забот у нее не было. Несмотря на то что шпионка 50 лет прожила в браке со скульптором, детьми она так и не обзавелась: Маргарита боялась испортить свою стройную фигуру, которой так восхищались мужчины. Но с возрастом от аристократической красоты Коненковой не осталось и следа: она переживала из-за того, что сильно располнела. Маргарита Ивановна была постоянно на нервах и даже убедила себя в том, что неизлечимо больна: на склоне лет она перестала вставать с кровати, хотя врачи и не находили видимых для этого причин.

В 1971-м на 98-м году жизни не стало Сергея Тимофеевича, и его супруга окончательно потеряла интерес к происходящему вокруг. Когда женщина стала совсем беспомощной, над ней начала жестоко издеваться ее же домработница. Гувернантка украла драгоценности и дорогие наряды нанимательницы, кормила ее прямо с газеты и насильно заставляла употреблять алкоголь.

Последние годы жизни Коненковой были похож на кошмар, ставший явью. Маргарита Ивановна умерла в 1980 году от истощения. Морила ли ее голодом обозлившаяся домработница, или она сама отказалась от еды, и по сей день остается загадкой. Перед смертью Маргарита Коненкова попросила племянника сжечь свой архив, в котором и хранилась любовная переписка с Альбертом Эйнштейном.
   

...
Советскую шпионку Маргариту Коненкову сегодня называют «последней любовью Альберта Эйнштейна»
1 из 14

Фото: Getty Images