11.10.2017
Едва ли историки, составлявшие биографию последнего российского императора Николая II, могли вообразить, что спустя сто лет после окончания его правления, испытав на себе все ужасы революции, войны и строительства коммунизма, жители России начнут чуть ли не ежедневно поминать имя правителя всуе. И отнюдь не в связи с его реформами, Февральской революцией или отречением от престола. Не эти события, а двухлетний роман Николая II с балериной Матильдой Кшесинской взбудоражит всю страну. В 2017 году история жизни этой талантливой танцовщицы стала одной из самых обсуждаемых в обществе тем из-за нашумевшего фильма Алексея Учителя. Не желая оставаться в стороне, однако не пытаясь что-то кому-то доказывать, Woman.ru решил для начала познакомить вас с женщиной, которая свела с ума сразу трех мужчин из дома Романовых.
  • Матильда Кшесинская
    Матильда Кшесинская уже стала самой обсуждаемой исторической персоной 2017 года

Фильм о балерине Матильде Кшесинской еще не вышел на экраны, а уже вызвал в обществе нешуточный переполох. Экранизация истории любви, которую не стремились скрывать еще при жизни главных героев, якобы может оскорбить память монарха, причисленного к лику святых. Однако отношения Николая и Матильды Кшесинской начались и закончились в то время, когда он не был еще ни императором, ни супругом, ни тем более святым. Какая же судьба была у женщины, личная жизнь которой сегодня занимает всех куда больше, чем ее успехи на сцене?  

Родившаяся в пуантах

Матильда появилась на свет 31 августа 1872 года. Балет с рождения был судьбой младшей дочери Феликса Кшесинского и Юлии Домнинской. Отец — знаменитый танцовщик, непревзойденный исполнитель мазурки, мастерство которого отмечал даже Николай I. Мать закончила Императорское Театральное училище и несколько лет была артисткой балетной труппы, пока не встретила своего первого мужа, танцовщика Леде. В этом браке Юлия родила пятерых детей, а когда супруг скончался, вышла замуж за Феликса и родила еще троих.

Маленькая Малечка, как ее называли близкие, с самого детства была любимицей отца, быстро разглядевшего в ней стремление к искусству. Чтобы развлечь Матильду, Феликс возил ее на оперу и балет в Большой театр.

Однажды Кшесинский устроил свою дочь в ложе, которая предоставлялась артистам, а сам ушел исполнять свою роль на сцену. После выступления танцовщик был настолько взволнован, что уехал из театра, позабыв о девочке, а, обнаружив пропажу, помчался обратно. Малечка нисколько не расстроилась и даже не испугалась отсутствия родителя. Она была так впечатлена представлением, что, недолго думая, решила дождаться вечернего спектакля. Правда, Феликс все же нашел малышку, спрятавшуюся в ложе, и вернул домой.
Матильда развивалась в прекрасных условиях. Во-первых, она росла в полном достатке: Кшесинский хорошо зарабатывал благодаря своим выступлениям и урокам. Во-вторых, занятия Кшесинского всегда проходили в доме, поэтому Маля, не знавшая еще, как правильно двигаться, уже танцевала под звуки вальса и мазурки в соседней комнате, неподалеку от большой залы, где со своими учениками занимался Феликс. Не менее весело у Кшесинских проходили летние сезоны, когда все выезжали на дачу.

Будучи всеобщей любимицей, Матильда быстро привыкла к вниманию и всегда находила способы получить желаемое. Эта черта, как и женская хитрость, начали проявляться в ней уже в 14 лет.

Летом она познакомилась с молодым англичанином Макферсоном. А на ее день рождения юноша явился со своей невестой. Этот поступок глубоко ранил Кшесинскую, но она нашла способ ответить на эту, как ей показалось, грубость. Матильда вынудила невесту молодого человека отпустить его с ней за грибами. После этой прогулки помолвка Макферсона была расстроена, и он несколько месяцев без устали писал Малечке, которой он даже не нравился.
В 8-летнем возрасте Матильда поступила в Императорское театральное училище, где уже учились ее старшая сестра Юлия и брат Йозеф. В порядке исключения троим наследникам Феликса Кшесинского было дозволено жить дома, хотя обычно воспитанники были на полном иждивении училища.

Уже тогда Матильда демонстрировала свое упорство и трудолюбие. Все начальные упражнения, которые остальные дети разучивали с педагогом Львом Ивановым, она знала идеально.

В 11 лет Малечка стала учиться у Екатерины Вазем, которая успела полюбить девочку и всегда ставила ее в пример остальным. В четырнадцать наступил первый в жизни Матильды кризис. Ее пыл к танцам начинал проходить, а вдохновиться молодой девушке было попросту некем. Когда Кшесинская уже подумывала о смене карьеры, в ее жизни появилась знаменитая балерина Вирджиния Цукки. Посмотрев на выступление итальянки, Матильда поняла, что в балете важны не только отточенные движения, но мимика, драматическое искусство. Кшесинская ожила и решила, что будет работать над своим мастерством, чтобы однажды иметь право стоять рядом с такой артисткой, как Цукки. Она начала учиться еще упорнее и во всеоружии подошла к выпускному экзамену, на котором должна была присутствовать вся царская семья во главе с императором Александром III. Тогда молодая девушка еще не знала, какая встреча была ей уготована… 

Судьбоносный экзамен

К выпускным экзаменам в училище готовились основательно, ведь в этот день таланты воспитанников должны были оценивать особы королевской крови. Матильда выбрала для себя па-де-де из «Тщетной предосторожности», которое незадолго до этого исполнила ее главная вдохновительница Вирджиния Цукки. Первыми перед Александром III и его семьей выступали те, кто постоянно находился в училище, а после них «приходящие». Как заметила в своих мемуарах Кшесинская, зрители всем аплодировали одинаково, что немало расстроило юную балерину.

После представления воспитанников по традиции представляли государю, но в самом начале встречи с выпускниками Александр III своим зычным голосом поинтересовался: «А где же Кшесинская?». До сих пор историки спорят о событиях того дня и пытаются понять, что в воспоминаниях Матильды правда, а что было приукрашено ей позднее.

После этого, согласно мемуарам балерины, император сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета». Эти слова так сильно задели воображение Кшесинской, что ее главной жизненной задачей стало оправдать доверие Государя.
За столом Александр якобы усадил Матильду рядом с собой, и тогда-то она в первый раз оказалась так близко к сыну императора Николаю, что даже обмолвилась с ним несколькими словами. «Я сразу влюбилась в Наследника», — будет вспоминать Кшесинская спустя годы. Куда более прозаично об отношениях балерины и наследника престола высказываются историки.

Большинство из них склоняются к тому, что Александр III хотел отвлечь сына от мыслей об Алисе Гессенской, в которую юноша был влюблен, и потому познакомил его с привлекательной, молодой, талантливой балериной. В те времена именно танцовщицы обычно становились фаворитками Романовых.

Вскоре после выпускных экзаменов Матильда поступила на службу в Мариинский театр. Это был 1890 год, Николай принимал участие в учениях гвардии, которые проходили в Красном Селе, и довольно часто бывал на представлениях Кшесинской. Возглавлявший дирекцию императорских театров Всеволожский заметил, что происходит между наследником и юной балериной, и понял, что Александр III ничего не имеет против этой связи. После этого в кратчайшие сроки Кшесинская завоевала положение примадонны императорского балета.
Матильда была абсолютно счастлива — как на сцене, где ей не отказывали ни в одной из ролей, кроме главной партии в балете «Эсмеральда», так и в личной жизни, ведь она была уверена, что Николай, в одночасье ставший для нее Ники, любит ее.

Ради этого первого чувства Кшесинская решает съехать от родителей, чтобы беспрепятственно принимать у себя наследника, а в его душе, судя по всему, в тот момент царила смута. «Весьма странное явление, которое я в себе замечаю: я никогда не думал, что два одинаковых чувства, две любви одновременно совместились в душе», — писал Николай в своем дневнике.

В то время Александр надеялся, что очарование Матильды заставит юного влюбчивого наследника позабыть о принцессе Гессен-Дармштадтской, но Николай, как следует из дневников, хранил верность далекой мечте и втайне надеялся, что однажды обстоятельства вынудят его отца дать согласие на этот брак. И юноша не прогадал.

После бала

Весной 1894 года было объявлено о помолвке цесаревича Николая и Алисы Гессен-Дармштадской. На этот шаг Александру, который ранее противился этому браку, пришлось пойти ввиду резкого ухудшения его здоровья. И если для наследника согласие родителей и невесты было величайшим счастьем, то для Матильды начался период первых страданий.

Конечно, Николай позволил влюбленной девушке по-прежнему обращаться к нему на «ты» и просил без стеснения просить у него любую помощь, но закончилась пора их невинной любовной игры, встреч за кулисами, визитов и писем. Только сильный характер позволил Кшесинской держать себя в руках после прощания.

«Я знала, что найдутся люди, которые будут меня жалеть, но найдутся и такие, которые будут радоваться моему горю. Я не хотела, чтобы меня жалели, а для встречи с теми, кто будет злорадствовать, надо было приготовиться и быть очень сильной».
Свое разбитое сердце Матильда залечивала на даче в Стрельне, которую сняла вместе с сестрой, желая спрятаться от внешнего мира. Правда, в своем горе Кшесинская не осталась одинока. Великий князь Сергей Михайлович (внук императора Николая I и двоюродный дядя Николая II, — прим. Woman.ru) всячески поддерживал девушку.

Поговаривали, что с самой первой встречи с Малечкой он был тайно влюблен в нее, но скрывал это из уважения к наследнику. Кшесинская не испытывала к обожателю даже малой части тех чувств, которые остались у нее к Николаю, но своим вниманием и трепетной заботой Сергей Михайлович сумел завоевать ее сердце.

Он покупал для нее дорогие усадьбы, содействовал ее карьере и баловал как мог. Однако Матильда оставалась безутешна. 

Жизнь в балете

Благодаря покровительству Сергея Михайловича карьера Матильды в балете складывалась блестяще. В 1896 году Матильда получила заветный статус прима-балерины императорских театров. Помешать этому не смог даже главный балетмейстер Мариус Петипа. Впрочем, Кшесинская тоже не сидела, сложа руки: она постоянно оттачивала мастерство и в конце концов стала первой русской танцовщицей, которая смогла исполнить 32 фуэте подряд.

Хотя Матильду и вспоминают в основном из-за романа с Николаем II, она оказала сильнейшее влияние на мировой балет. Кшесинская была против приглашения иностранных танцовщиц на русскую сцену, при ней практика именитых гастролерш практически сошла на нет.

В театре Матильду побаивались. Однажды директор Сергей Волконский посмел настаивать, чтобы Кшесинская вышла на сцену в костюме, который ей не нравился. Балерина не подчинилась и была оштрафована, а через пару дней мужчина подал в отставку. По некоторым данным, неправоту директору разъяснил сам Николай II.
Даже репертуар принадлежал Матильде. Она запросто могла запретить другой балерине танцевать партию, которая нравилась ей самой. «Бывали случаи, что выписывали из-за границы балерину. В контракте у нее были обусловлены для гастролей балеты. Так было с балериной Гримальди, приглашенной в 1900 году. Но когда она вздумала один балет, обозначенный в контракте, репетировать (балет этот был «Тщетная предосторожность»), Кшесинская заявила: «Не дам, это мой балет». Начались — телефоны, разговоры, телеграммы.

Бедный директор метался туда, сюда. Наконец шлет министру шифрованную телеграмму в Данию, где тот в это время находился при государе. Дело было секретное, особой государственной важности. И что же? Получает такой ответ: «Так как балет этот Кшесинской, то за ней его и оставить», — вспоминал новый директор императорских театров Владимир Теляковский.

Между тем, чувства влюбленного Сергея Михайловича подвергались самым серьезным испытаниям. В 1901 году у Великого князя появился соперник — двоюродный брат Николая II Андрей Владимирович. «Это был уже не пустой флирт… Со дня моей первой встречи с великим князем Андреем Владимировичем мы все чаще и чаще стали встречаться, и наши чувства друг к другу скоро перешли в сильное взаимное влечение», — писала Матильда в своих мемуарах. Однако Сергея Михайловича от себя она так и не отпускала.
В 1902 году на свет появился единственный сын Кшесинской Владимир. Сперва ему дали отчество Сергеевич, потому что его признал Сергей Михайлович, а в эмиграции он станет Андреевичем. Сама Матильда в своих воспоминаниях утверждает, что сына она родила от Андрея Владимировича, за которого она выйдет замуж в Каннах в 1921 году. 

Эмиграция и конец жизненного пути

Сказка Кшесинской кончилась в 1917 году. С падением империи под натиском большевиков рухнула и прежняя красивая жизнь Матильды. С самого начала зимы в Санкт-Петербурге нарастало народное недовольство, которое ощущали все. У балерины было немало знакомых, которые настоятельно советовали ей покинуть страну.

В феврале танцовщица вместе с частью вещей отправилась к своей сестре, а лишившись дачи и знаменитого особняка, долго скиталась по друзьям вместе с сыном.

Летом 1917-го Матильда навсегда уехала из Санкт-Петербурга в Кисловодск, где в тот момент находился Андрей Владимирович. Кшесинская призналась, что ее одолевало чувство вины за то, что она оставляет в столице Сергея Михайловича, который был с ней так добр и очень привязался к маленькому Вове. Тяжело уезжать было отчасти из-за страшной опасности, которая грозила ее покровителю как любому члену королевской семьи. В итоге Великого князя расстреляли в 1918 году в Алапаевске.
До 1920 года Матильда и Андрей Владимирович путешествовали по югу России, перебираясь с места на место, пока не приехали в Новороссийск.

Оттуда балерина вместе с сыном и возлюбленным отправилась во Францию, где Кшесинской принадлежала вилла. После пережитых ужасов революции Матильда и Андрей поженились.

В 1929 году в Париже Кшесинская открыла собственную балетную студию. Этот шаг, вероятнее всего, был вынужденным. Ведь богатого покровителя у Матильды больше не было, а на жизнь было необходимо зарабатывать. Во время своих уроков танцовщица была очень тактична и никогда не повышала голос на учеников, чем снискала их любовь. Вся ее жизнь, начиная с этого времени, проходила между балетной студией и домом.
Во время Второй мировой войны, когда немцы оккупировали Францию, сын Кшесинской был арестован и помещен в концлагерь.

Несмотря на то, что Владимир пробыл в заключении 144 дня, он отказался сотрудничать с представителями гестапо. Однако его все же отпустили. Поговаривают, к этому была причастна Кшесинская, которая, согласно некоторым слухам, добилась личной аудиенции у Генриха Мюллера (шеф гестапо, — прим. Woman.ru). Впрочем, сама Матильда никогда не подтверждала этот факт.

В роду Кшесинских было много долгожителей, и балерина не стала исключением. Она ушла из жизни в 1971 году, всего за несколько месяцев до своего 100-летия. Матильда пережила своего мужа Андрея Владимировича на 15 лет, а ее сын Владимир, не оставив наследников, умер через три года после матери.