Многогранная форма игры: от древних настольных игр до профессии гейм-дизайнера

Игры древности и современности

Первая ассоциация, возникающая у ребенка и взрослого при упоминании слова «игра», связана с развлечением и радостью. В современном значении это действительно так, но изначально оно имело другой смысл. Этимология подводит нас к древним корням — старославянскому языку. Существительное «игрь» основанное на индоевропейском корне «колебаться, двигаться», означало «песню» или «пляску». Сейчас термин трактуется так: игра — это условная деятельность, выполняемая с целью развлечения, получения удовольствия и развития.

Многогранная форма игры: от древних настольных игр до профессии гейм-дизайнера

Эволюция настольных игр началась в Индии, Китае и Месопотамии. В этих древних цивилизациях появились первые вариации игр с использованием игральных костей. Известный ассириолог Уильям В. Халло писал: «Самые древние игральные кости датируются второй половиной третьего тысячелетия до н.э.; они были найдены в Индийской долине, на современной территории Пакистана, и в Месопотамии. На Западе, в Палестине и Египте, также экспериментировали с различными формами костей, но общая кубическая форма и расположение точек были хорошо известны».

Постиндустриальная эра принесла с собой революцию в мире игр. В этой новой реальности люди нашли спасение от повседневных забот и возможность погрузиться в удивительные миры. Компьютерные игры перестали быть просто развлечением и превратились в мощный инструмент, способный не только развлекать, но и обучать. В 70-х годах игровая индустрия стала настоящим бизнесом, охватившим все передовые страны мира. Видеоигры ворвались в игровые автоматы, компьютеры и телевизоры, став доступными для каждого, а в следующем веке добрались и до мобильных телефонов. Появилась новая реальность, в которой гейм-дизайнеры создают свои миры и делятся ими с нами. Эта реальность охватывает все, что уже существовало: спорт, настольные игры, головоломки, стратегические сражения, ролевые приключения и коллекционные карточки. Кроме игровых жанров, она впитала в себя элементы киноиндустрии, включая детективы, фэнтези и ужасы. Видеоигры возникли и развиваются благодаря технологическому прогрессу. Как только появляются новые устройства и технологии, они немедленно интегрируются в игровую индустрию. Изменения происходят настолько быстро, что компании собирают огромные команды разнообразных специалистов, работающих над совершенствованием продуктов.

Чему учат игры

Статистика показывает, что сегодня на разработку компьютерных игр и развлечений тратятся огромные ресурсы, а интерес со стороны потребителей растет с каждым годом. Все больше образовательных методик и рекомендаций внедряют игровой элемент в учебный процесс. Познание мира начинается через игру. В самом раннем детстве это способ исследовать окружающую действительность. Игра позволяет ребенку взаимодействовать с миром в безопасной и интересной форме, развивая фантазию и социальные навыки. Вообще, игры для ребенка — это такая же базовая вещь, как сон или еда. Как писал немецкий теоретик дошкольного воспитания Фридрих Фребель, «для детей игра — основная стихия жизни». В ходе игрового процесса ребенок развивает социальные, когнитивные и физические навыки, так что считать игру чем-то необязательным нельзя по умолчанию. К примеру, собирая конструктор-головоломку, дети развивают логику; «Дочки-матери» позволяют примерить на себя различные роли и учат эмпатии. Так же и в компьютерных играх: стратегии заставляют выстраивать сложные процессы с учетом механик, созданных гейм-дизайнером. А ролевые игры — один из самых популярных жанров, где можно пройти путь приключений орка или эльфа, волшебника или варвара. Так же, как дети, мы играем, совершаем ошибки и извлекаем из них уроки — без реальных негативных последствий (если не забывать вовремя сохранить игру!).

Многогранная форма игры: от древних настольных игр до профессии гейм-дизайнера
Многогранная форма игры: от древних настольных игр до профессии гейм-дизайнера

Будущее за гейм-дизайном

Гейм-дизайнер, помимо прочего, еще и настоящий демиург: он волен придумать любой мир и отправить туда всех нас. Геймдев, или разработка компьютерных игр, включает в себя процесс проектирования и воплощения игрового опыта. Здесь тесно переплетаются технические, художественные и творческие аспекты, что делает его уникальным видом искусства. Гейм-дизайнеры стремятся создать игры, которые привлекут и увлекут пользователей, а также оставят след в истории игровой индустрии. Сейчас процесс разработки игр и их влияние на человека активно исследуется, поэтому на гейм-дизайнере лежит еще и некая социальная ответственность. Он должен стремиться создать игру, которая будет не просто увлекательной, но способствующей развитию когнитивной, эмоциональной и мотивационной сфер жизни.

Иначе говоря, игра — это универсальное понятие, которое пронизывает все сферы нашей жизни, начиная с детства и заканчивая профессиональной деятельностью. Она может быть инструментом развлечения, образования, творчества и самовыражения. Геймдев превращает игру в искусство и бизнес, предоставляя нам возможность погрузиться в увлекательные миры и переживать невероятные приключения. И самое важное, игра — это действительно про радость, свободу и развитие, доступные любому желающему. Соответственно, если вам нравится игра как концепция, то сделать выбор в пользу профессии гейм-дизайнера — логичное решение!

Текст: Виктория Кан

Фото: Unsplash