Александра Завьялова родилась 4 февраля 1936-го. В этом году ей должно было исполниться 86 лет. Актриса в интервью смеялась: я проживу долго, крепкая кость, но судьба решила иначе.
Трудно сейчас сказать, откуда с самого раннего детства в девочке из маленького тамбовского села Титовка была такая уверенность в себе, но Саша Завьялова, кажется, родилась с чувством, что будет большой звездой, артисткой — и ничто ее не могло поколебать. Пока другие старались ради хороших оценок, Александра оттачивала свои таланты в драмкружке. Много пела в хоре, училась грациозно танцевать и при любой возможности старалась поехать в райцентр или в Тамбов, чтобы продемонстрировать свои таланты на местной сцене.
Окончив школу, Саша сразу же рванула в Ленинград, где поступила в ЛГИТМиК. Здесь же познакомилась со своим будущем мужем Дмитрием Бучкиным. Он учился в художественно-промышленном училище имени Мухиной, куда студентки-артистки бегали на танцы. Тогда никаких серьезных отношений между молодыми людьми не возникло, но симпатия уже появилась.
После окончания вуза Завьялову распределили на работу в Барнаул, но Алтай показался молодой артистке таким глухим краем, что она написала большое письмо руководству театра, попросив отказаться от нее. Директор барнаульского храма искусств так обиделся, что отправил слезное письмо артистке в «Комсомолку», и газета выпустила разгромную статью о девушке, испугавшейся взрослой жизни в провинции. Пришлось писать объяснительные, оправдываться перед местным комитетом культуры, но в итоге в Барнаул Александра не поехала — заявку на вакансию прислал Брестский драмтеатр.
Творчество
О том, чтобы сделать карьеру в кино, Завьялова никогда не мечтала. Ей нравилась работа в театре. Но где-то фотографии брюнетки с колдовскими глазами увидел режиссер Александр Зархи и пригласил девушку на пробы в фильме «Люди на мосту». Ее сразу же утвердили на главную роль. В Брест она больше не вернулась.
После случилось приглашение в комедию «Алешкина любовь». И вот уже она сделала Завьялову заметной на кинонебосводе.
«Ждите писем», «Хлеб и розы», «Будни и праздники» — участие красавицы с несоветской внешностью гарантировало картине кассу, поэтому от предложений режиссеров не было отбоя. В год полета Гагарина в космос, когда у Запада вырос интерес к таким «загадочным русским», фото Завьяловой опубликовал американский журнал Life, назвав ее одной из самых ярких актрис СССР. Казалось бы, после такого девушка должна была стать второй Любовью Орловой. Тем более, ее как раз пригласил на службу в Малый театр. Но именно в этот момент Саша сильно влюбилась. В того самого художника Дмитрия Бучкина. Она переехала к нему в Ленинград. Юная любовь дозрела до свадьбы.
«Представляете, как удивились в театре, когда я заявила, что увольняюсь! У меня было такое будущее, а я вдруг решила бросить все и уехать в Ленинград. Тогда меня никто не понял!» — много лет спустя рассказывала актриса. Но она была уверена, что поступает правильно. Тем более что как киноактриса она по-прежнему была востребована и хорошо зарабатывала. Но как раз эта востребованность вскоре обернулась проблемами в молодой семье. Будущая звезда картины «Тени исчезают в полдень» часто отсутствовала дома из-за гастролей и съемок. После рождения дочери Тани Александра Завьялова очень быстро вернулась к работе, а дома все больше копились претензии.
Жили супруги вместе с родителями мужа, и Дмитрию Бучкину приходилось все чаще выслушивать обоюдные претензии дорогих ему женщин. Кончилось все банально — разводом. Дочери только исполнилось три года.
Завьялова пережила разрыв легко. Она была молода, хороша собой, ею восхищались Юлиан Семенов и Аркадий Райкин, Эрнст Неизвестный предлагал изваять ее скульптуру. Во время Московского международного кинофестиваля ее, единственную среди советских актрис, пригласили на званый ужин в американское посольство. Да что там посольство! Она принимала у себя дома итальянскую делегацию, среди членов которой была Джульетта Мазина. Завьялова шла по жизни легко и была готова на любые эксперименты.
Сымитировала обморок, чтобы познакомиться с иностранцем
В 1964-м Александра даже согласилась стать блондинкой, чтобы поработать с режиссером Резо Эсадзе в фильме «Фро». Закрутился служебный роман. Но отношения быстро иссякли — Завьялова устала от беспредельной ревности горячего грузина.
Вскоре красавице-актрисе предложили съемки в фильме «Вий», но уже вскоре режиссер передумал, взяв на роль Панночки Наталью Варлей. Это был сильный удар по самолюбию. Но именно в этот момент, будто компенсация от переменчивой судьбы, она знакомится в самолете с американским бизнесменом Отелло Черезолли. Завьялова сымитировала в полете обморок, и иностранец всю дорогу отпаивал ее водой. А потом — вот ведь совпадение! — они вновь столкнулись в гостинице в Одессе. Эти пять дней у Черного моря 30-летняя актриса и 50-летний бизнесмен будут вспоминать всю жизнь.
Владелец пароходной компании влюбился в звезду с первого взгляда. О романе советской актрисы и иностранца быстро прознали в КГБ, поставщика пшеницы Черезолли обвинили в шпионаже и попросили уехать из страны, а Завьялову перестали утверждать на новые роли. На «Ленфильме» ее поставили на вид за недостойное поведение.
Прощала сыну все
С клеймом «неблагонадежная» Завьяловой пришлось прожить несколько лет, пока ей не предложили роль Серафимы-Пистимеи в картине «Тени исчезают в полдень». Злые языки шептались, что киноперсонаж оказал мистическое воздействие на Александру. Как и ее героиня, актриса со временем начала тихо сходить с ума, одержимая одной страстью.
На самом деле причина попадания Завьяловой в психбольницу была другой — тяжелая послеродовая депрессия. Сына Петю она родила в 39 лет от любимого, как она говорила, мужчины, имя которого никогда не озвучивала в прессе. Александра сразу поняла, как морально тяжело будет тянуть его одной. В какой-то момент мгла так сильно поглотила Завьялову, что опекунство над малышом взял на себя бывший муж актрисы, а позже за мальчиком приглядывала старшая дочь звезды «Тени исчезают в полдень». Саму Сашу отправили в психушку…
Она попадет туда еще раз в середине 1990-х, на два года. Мальчика то будет забирать к себе сестра, то отправлять в Дом малютки.
«Что я там вытерпела, страшно вспомнить. Мне не давали спать. Делали укол со снотворным, а потом будили. Детей ко мне не пускали. Я кричала, просила, но они закрывали двери», — делилась актриса позже в интервью.
Но даже находясь в спецучреждении, она все время беспокоилась о своем сыночке. И для этого были основания. Петя рано попробовал алкоголь, пытался получить профессию повара, но пагубная привычка оказалась сильнее. Жил он с матерью на ее пенсию, нигде не работал. Не могла зарабатывать и сама Завьялова.
После выписки из больницы ей оформили инвалидность, справка автоматически закрывала возможность работать по профессии. С «Ленфильма» ее сразу уволили. Завьялову вычеркнули из всех списков, была актриса — и больше нет.
Эта невостребованность отзывалась особой душевной болью. Лишь в 1994 году она сыграет эпизодическую роль в фильме «Белые одежды» и тогда же будет удостоена звания заслуженной артистки России.
Еще одной раной стал для исполнительницы роли Пистимеи алкоголизм сына. Она так обожала Петю, что готова была обвинить в его пристрастии всех вокруг, только не дорогого сыночка. Даже когда Петр присвоил деньги, которые Гильдия кинематографистов выделила на лекарства, она простила его.
А потом случилось непоправимое. 3 февраля 2016 года Петя позвонил сестре и заявил, что убил мать ножом. Он не хотел, был пьян, даже сейчас не понимает, как так получилось…
Александра Завьялова всего один день не дожила до своего 80-летия.
Фото: