Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

В Советском Союзе в разные годы были очень популярны всевозможные аксессуары для волос. Не то чтобы сейчас как-то по-другому, но дело в том, что советские красавицы обращались к косынкам, ободкам и заколкам не просто так — на то были свои причины. И речь, конечно, не только про моду, которую жительницы СССР очень любили.

Косынки

Все началось после революции. Шляпы стали символом праздности и беспечности, поэтому ушли на второй план. И им нашлась альтернатива — косынка. С ее помощью легко можно было убрать волосы, чтобы они не мешали в процессе работы. Ну а про красную косынку — и говорить нечего. Она стала своеобразным символом нового времени и одним из главных внешних атрибутов настоящей коммунистки.

В годы Великой Отечественной войны женщинам, конечно, было не до причесок, а косынка позволяла выглядеть опрятно, не прилагая лишних усилий. Страшные годы остались позади, но функциональный аксессуар еще долгое время пользовался популярностью у советских дам. Ну и не стоит забывать, что многие привычные нам сейчас вещи в СССР были в дефиците, а для косынки — почти ничего не нужно. Шили головной убор из самых простых тканей.

Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

В 1980 году на экраны вышел культовый фильм «Москва слезам не верит», где главная героиня в исполнении Веры Алентовой появляется в косынке, завязанной на затылке. Впрочем, не все женщины носили головной убор именно так — некоторые завязывали косынку под подбородком.

Заколки

Красавицей Брижит Бардо восхищались не только в родной Франции, но и в Советском Союзе. В 1959 году она снялась в фильме «Бабетта идет на войну». Прическа Брижит в картине покорила модниц по всему миру — и ее так и стали называть «бабетта» или просто «прическа как у Бардо».

Брижит Бардо
Брижит Бардо

Высокую укладку нужно было хорошо закрепить, однако достать лак для волос в СССР было непросто. В ход шел сахарный сироп — большое количество сахара растворяли в горячей воде. Однако производить такие манипуляции каждый день было просто опасно — легко остаться без волос. Тогда «укладочным средствам» женщины стали предпочитать различные заколки, с помощью которых сооружали модную прическу. Конечно, с лаком для волос их понадобилось бы меньше, но лучше так, чем рисковать шевелюрой.

Ободки

В 1970-е тенденции поменялись. И на смену сложным укладкам пришли лаконичные прически, а еще в моду вошли длинные волосы. Но вот незадача: многие советские девушки столкнулись с печальными последствиями прошлых бьюти-экспериментов. Отрастали локоны совсем не так быстро, как многим хотелось. Нарастить в салоне, как это делают сейчас, как вы понимаете, было невозможно, зато у изобретательных красавиц были шиньоны — и чтобы сделать переход от своих волос к искусственным незаметным, женщины надевали ободки.

Именно так поступила Светлана Светличная в картине «Бриллиантовая рука», после выхода которой широкие ободки стали пользоваться у модниц огромной популярностью.

Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»
Кадр из фильма «Бриллиантовая рука»

«Видимо, Гайдай видел меня раньше в Доме кино. А я в то время уже красилась. И у меня был шиньон. И ободок, чтобы не догадались, что это не мои волосы» — ответила в одном из интервью Светличная на вопрос, как создавался ее знаменитый бьюти-образ.

Однако в следующее десятилетие девушкам вновь пришлось вернуться не только к заколкам, но к невидимкам и шпилькам. Как и во всем мире, в Советском Союзе в 1980-е на первый план вышли очень пышные прически. Женщины поголовно принялись делать химическую завивку, которая из-за отсутствия качественных шампуней быстро теряла, что называется, товарный вид. Приходилось все закалывать.  

Фото: кадры из видео