Гиперактивный ребенок: укрощение строптивого

В современной медицине для многих явлений уже придуманы соответствующие диагнозы. Формальное определение есть и у тех ребятишек, чья суетливость, неусидчивость, невнимательность и чрезмерная эмоцинальность никому не дают покоя. А именно — подобных непосед называют детьми с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью). А в простой речи — гиперактивными детьми. Каков он — гиперактивный ребенок? И как именно влияет гиперактивность на его жизнь и здоровье?

Гиперактивный ребенок
По статистике около 7% детей во всем мире "страдают" от дефицита внимания и гиперактивности. Хотя, кто при этом страдает сильнее - сами дети или их родители - еще большой вопрос...

Взрослые доказали: СДВГ у детей — это диагноз

Долгое время синдром дефицита внимания и гиперактивность (сокращенно СДВиГ, но чаще всего — СДВГ) не считались медицинскими диагнозами, а рассматривались исключительно как поведенческая особенность некоторых детей, корректировать которую можно исключительно педагогическими методами.

С середины 1970-х годов подход к СДВГ изменился — многочисленные исследования показали, что в природе возникновения синдрома дефицита внимания и гиперактивности у ребятишек лежат генетические и физиологические причины — а значит, и сам синдром имеет прямое отношение не только к педагогике и психологии, но и к медицине в целом.

Среди основных причин возникновения СДВГ у детей особенно выделяют следующие обстоятельства:

  • Нехватка в организме ребенка определенных гормонов;
  • Перенесенные травмы и инфекционные заболевания;
  • Хронические заболевания матери во время беременности;
  • Любые заболевания у младенца, сопровождающиеся высокой температурой и нарушением работы мозга и/или нервной системы.

В среднем около 3-7% всех детей во всем мире живут с синдромом дефицита внимания и диагнозом гиперактивность. Причем мальчиков среди них в 2-4 раза больше, чем девочек.

Несмотря на то, что в наше время существуют уже не только психолого-педагогические методы воздействия на СДВГ, но и медико-фармакологические, до сих пор детская гиперактивность считается неизлечимым синдромом, поддающимся лишь некоторой коррекции в старшем возрасте.

Среди взрослых существует немало людей, вполне соответствующих описанию больных СДВГ, однако в силу относительной «юности» этого недуга, редко кого из этих взрослых называют гиперактивными. Чаще всего их причисляют к «породе» резких, взбалмошных, эксцентричных, импульсивных людей «со странностями»...

Симптомы гиперактивности и дефицита внимания у детей

Поскольку детская гиперактивность и синдром дефицита внимания (СДВГ) является официально признанным заболеванием, стало быть для его определения существуют и некие конкретные симптомы. Среди них:

  • Ребенок не может усидеть на месте и нескольких минут, проявляя постоянную бесцельную двигательную активность;

  • Время от времени ребенок ведет себя неадекватно (например: может встать во время урока и начать расхаживать по классу, может неожиданно закричать или громко засмеяться и т.п.);

  • Ребенок постоянно задает сотни вопросов, но почти никогда не дожидается ответов и никогда не запоминает их;

  • Ребенок почти не способен сосредоточиться на каком-либо деле или занятии;

  • Однако если малыш чем-то увлекся и чем-то занят — его крайне трудно отвлечь от этого занятия;

  • Ребенок очень импульсивен (то есть все свои действия совершает не раздумывая);

  • Ребенок плохо воспринимает обращенную у нему речь;

  • В повседневных делах малыш проявляет крайнюю забывчивость и рассеянность;

  • Ребенок «любит» ломать предметы (и при этом часто делает вид, что не он это сделал);

  • Малыш очень беспокойно ведет себя во время сна — ворочается, сбрасывает одеяло, постоянно меняет позы;

  • Ребенок не слушает собеседника, но сам при этом болтает без умолку;

  • Ребенок не способен ждать (своей очереди в игре, или ответа на свой вопрос, или начала какого-то действия и т.п.).

По большому счету, наиболее важные и главные симптомы СДВГ — их всего три — как раз «зашиты» в само название диагноза:

  1. Дефицит внимания (ребенок не способен сосредоточиться на выполнении даже простых задач);
  2. Гиперактивность (малыш не просто непоседа, а буквально «шило в одном месте»);
  3. Импульсивность (ребенок почти всегда поступает необдуманно и никогда не способен объяснить, почему он совершил тот или иной поступок).

Чаще всего симптомы гиперактивности проявляются у детей в возрасте уже 2-3 лет. И считается, что если до 3-3,5 лет ребенок не проявил никаких признаков синдрома дефицита внимания и гиперактивности, то уже и не проявит в будущем.

Однако наиболее ярко и очевидно симптомы СДВГ проявляются в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Поэтому в большинстве стран синдром дефицита внимания и гиперактивность как официальный медицинский диагноз не ставится детям младше 6 лет.

СДВГ или просто дерзкий норов? Как отличить непоседливость и взрывной характер от реальной болезни

Даже если ребенок обладает несносным, неусидчивым и взрывным характером (он эмоциональный, неуправляемый, непослушный, драчливый и т.п), но это не мешает ему развиваться в рамках нормы и становиться полноценным членом общества (то есть он способен общаться со сверстниками, вступать в дружеские отношения и т.п.), то эта гиперактивность не имеет никакого отношения к медицинскому диагнозу СДВГ.

По-житейски строптивых и неусидчивых детей вокруг немало, но только лишь единицы из них реально являются гиперактивными детьми с медицинской точки зрения.

Гиперактивный ребенок и диагноз СДВГ
Даже если ваш ребенок из категории, про которых говорят "у него шило в одном месте" - это еще не повод приписывать ему диагноз "гиперактивность". Если он общительный и контактный, если даже худо-бедно, но общается с другими ребятами - он однозначно далек от медицинского недуга СДВГ. Он просто шумный, шустрый и "сложный" ребенок - но не более того.

В тех же случаях, когда гиперактивность действительно является болезнью ребенка, то без постоянной помощи со стороны родителей и специалистов (психологов, неврологов и т.п.), малыш попросту не может быть членом коллектива — он неадекватно реагирует на попытки общения с ним, он не понимает просьб и требований, он зачастую не просто конфликтен, но и агрессивен по отношению к сверстникам, он не способен учиться и т.д.

Однако даже при супер-подробном наблюдении за гиперактивным ребенком, не специалист вряд ли сможет точно определить — этот малыш просто с «крутым» характером, или он действительно болен СДВГ.

Более-менее однозначный «вердикт» о наличии гиперактивности в праве выносить только детские психиатры или детские психологи. И только детям старше 6 лет.

Самый простой способ отличить гиперактивность как диагноз и заболевание от «гиперактивности натуры» - проанализировать, как себя ведет ребенок в разных ситуациях. Крайне часто дети ведут себя дома так, словно «гиперактивность — их второе имя»: слишком активны и эмоциональны, непослушны и истеричны. И даже демонстрируют все признаки СДВГ. Но по оценкам, например, воспитателей детского сада или няни — ребенок просто золотой.

Такая разница поведения — это своего рода сигнал для вас: возможно, вам следует немного скорректировать свое собственное поведение в отношении этого ребенка. Дело в том, что гиперактивность - если речь идет именно о заболевании - не может проявляться где-то в одном месте и в одно время, и при этом не проявляться в других.

Если гиперактивность ребенка является не просто отражением его личности и характера, а именно признаком болезни — он будет в любых условиях вести себя одинаково: в любом месте, в любой компании, при любых обстоятельствах малыш будет демонстрировать симптомы СДВГ. 

Но если поведение ребенка кардинально разнится в зависимости от тех или иных обстоятельств — ни о каком диагнозе речи быть не может. Он просто - взбалмошный непоседа, который точно знает, кому именно из взрослых он может «сесть на голову».

Современные способы лечения гиперактивности и синдрома дефицита внимания у детей

К настоящему моменту медицина «перепробовала» и активно практикует довольно широкий спектр методов лечения СДВГ у детей. Пожалуй, самый радикальный и спорный из них — медикаментозный, с применением психостимуляторов (такой метод лечения наиболее распространен в США) или ноотропных препаратов и антидепрессантов (этот способ практикуется в странах СНГ).

Однако, в последнее время стали появляться научные исследования (которые основаны на наблюдении за больными СДВГ на протяжении 10-20 лет), которые утверждают о безрезультативности и неэффективности методов фармокоррекции синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Таким образом, главная роль в наше время отводится нефармакологическим подходам к лечению гиперактивности у детей. К таким подходам относятся:

  • Бихевиоральная (то есть поведенческая) психотерапия;
  • Нейропсихологическая коррекция (при помощи различных упражнений);
  • Нутрициальный метод лечения (в рамках которого в организме ребенка восполняется дефицит тех или иных макронутриентов);
  • Семейная терапия (которая дает родителям конкретные рекомендации о том, как им следует наладить быт и общение с ребенком, чтобы, несмотря на недуг, он смог полноценно развиваться и адаптироваться в социуме).

Некоторые рекомендации в рамках семейной терапии: правила воспитания гиперактивного ребенка

  1. В доме, где живет гиперактивный ребенок, порядок и безопасность должны поддерживаться почти фанатически. И обычные-то детки время от времени что-то ломают в доме, обо что-то постоянно ударяются, умудряются проглотить всевозможные несъедобные вещи, хватаются за опасные и острые предметы и т.п. А дети с СДВГ делают все то же самое, но втрое чаще. Поэтому элементарные правила безопасности должны соблюдаться неукоснительно — не оставляйте в одной комнате включенный утюг и гиперактивного ребенка, убирайте ножи и вилки со столов после обеда, закрывайте окна и балкон, если оставляете малыша в комнате одного на время и т.п.
СДВГ: как лечить гиперактивных детей
Один гиперактивный ребенок создает вокруг себя столько же суеты и шума, сколько десяток более-менее обычных ребят... Поэтому вопрос безопасности стоит перед родителями детей с СДВГ наиболее остро.
  1. При любом обращении к гиперактивному ребенку прежде всего установите с ним контакт. Мало малыша просто окликнуть и поставить перед ним какую-либо задачу, важно удостовериться, что ребенок вас слышит и понимает. Позовите его по имени, дотроньтесь, поверните к себе лицом и посмотрите ему в глаза (но всегда - без агрессии и недовольства!). Уберите из поля его внимания лишние отвлекающие объекты — игрушки, телевизор, других собеседников и т.д. И только после того, как вы убедитесь, что ребенок (пусть на короткое время) переключил свое внимание на вас — говорите ему то, что собирались.
  2. Любые правила поведения должны быть постоянными и не иметь исключений. Например, если в доме заведено убирать за собой посуду в раковину после еды — это нужно делать всегда, независимо от того, торопитесь ли вы или ребенок отказался доедать. Так или иначе — если вы просите его выполнять какие-то простые регулярные задачи, вы должны строго контролировать, чтобы они выполнялись не от случая к случаю, а постоянно. Любые, даже самые пустяковые, правила, установленные в вашей семье, должны выполняться ребенком всегда: и сегодня, и завтра и через год. Осознать эту необходимость гиперактивный ребенок, увы, не может, но своим контролем вы просто можете добиться от него своего рода привычки выполнения этих правил.

Особенно неукоснительно и строго следите за соблюдением запретов: если малышу говорят, что нельзя трогать электрические розетки, он должен понимать — что и сейчас нельзя, и через день нельзя, и вообще всегда — нельзя. 

Ребенок с СДВГ излишне импульсивен, чтобы внять вашим правилам с первого раза, вы должны день изо дня мягко, но настойчиво вырабатывать в нем привычку следовать определенным правилам. И не потому, что это облегчит жизнь вам, а потому, что это упорядочит его собственное существование.

  1. Семья с гиперактивным ребенком должна жить по режиму. Причем исполняться этот режим должен всеми и независимо от того — будни это, выходные или время летних каникул. Если вы приучаете ребенка вставать в школу по утрам строго не позднее 7 часов — делайте это каждый день! Обеды, прогулки, занятия, игры и т.п. - максимально вписывайте жизнь ребенка в график. Возможно, это правило вам покажется чрезмерно строгим, но в будущем именно привычка жить по режиму очень эффективно помогает гиперактивным детям нормально учиться и адаптироваться в обществе.
  2. Каждый раз, когда ваш гиперактивный «сложный» ребенок делает что-то правильно — щедро хвалите его. Дайте ему понять, что вы всегда рады и горды его даже самым пустяковым успехам и т.д. Гиперактивные дети очень чувствительны к эмоциям, направленным в их адрес — ваша задача состоит в том, чтобы поток этих эмоций был в основном положительный. Любой результат, достигнутый вашим ребенком, должен получить с вашей стороны максимальную поддержку и одобрение.
  3. Гиперактивный ребенок — это практически «вечный двигатель» в действии: не сидит ни минутки, демонстрируя постоянный переизбыток энергии. Утихомирить этот ураган невозможно, единственное, что вам по плечу — создать ребенку такие условия, при которых он мог бы активно тратить свою энергию: побольше гуляйте с ним перед сном, занимайтесь с ребенком энергичными играми и спортом и т.п.

Гиперактивный ребенок — это, конечно же, не приговор. И при достаточном терпении, участии и некоторых особенностях воспитания такие детки вполне успешно могут адаптироваться в обществе, получить прекрасное образование и преуспеть в жизни. И насколько блестяще и безупречно у них получится реализовать себя в будущем — зависит, в первую очередь, от того, как поведете себя вы, родители, в тот период, пока ваши гиперактивные детки еще только стартуют во взрослую жизнь...

Опрос

По каким признаком вы заподозрили у своего ребенка синдром дефицита внимания и гиперактивность?

  • Ребенок не может сидеть спокойно ни минуты - все время "скачет".
    %
  • Малыш не способен сосредоточиться даже на простых действиях.
    %
  • Ребенок всюду залезает и все ломает.
    %
  • Учеба дается ему с колоссальным трудом.
    %
  • Мой ребенок испытывает проблемы в общении с другими детьми.
    %
  • Порой кажется, что поведение ребенка не адекватно ситуации.
    %
  • Про СДВГ у моего ребенка мне сказал врач.
    %
  • Гиперактивность и СДВ - это выдумки медиков.
    %

Комментарии

12
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Прочитав статью, могу сказать мой ребенок чересчур общительный, мы идем гулять в парк, он сходу кричать начинает : Привет, меня зовут Витя. И побежал играть. А так во многом совпадает его поведение с заболеванием. Мне сегодня психиатр сказала про гиперактивность. Плакала полдня.
  • Гиперактивность еще может быть последовательностью того, что мама была не готова к встрече с будущим малышом, то бишь вы не уделили время своей беременности, не встретили радостную новость как полагается, мало ли какие жизненные ситуации бывают, вот теперь после рождения малыш забирает все ваше время, которое не получил пока был в утробе матери.
  • Все исправимо в наше время.У меня беременность была тяжелая, потом роды тоже не очень прошли, поэтому гиперактивность как следствие еще можно сказать цветочки. К тому же после курс пантокальцина и правда лучше стало, идем к норме))
  • Читаю и изумляюсь, как логопед в садике может назначить препарат, да еще такой, который только с 12 лет согласно инструкции?????!!!
  • СДВГ не приговор. У нас тоже было так до 4 лет, невролог Лиана Лазарова назначала пантокальцин чтобы избавиться от тревожности. И правда помогло отлично, сейчас об этом времени вспоминаем как о страшном сне.
  • Я бы до 2-2,5 лет точно бы ждала. В год действительно рано об этом говорить. Нам три с половиной было, когда мы начали курс Пантокальцина принимать, который нам врач назначил. Ребенок реально стал посопокойней, в сад пошли, воспитатели не жаловались на поведение.
  • Мой ребёнок ( сейчас ему 10 лет) гиперактивен с рождения. Роды были очень сложные , был тонус в мышцах повышен. Маленький был спал плохо, в кровати и коляске не лежал и не сидел,только на руках и что б постоянно в движении. Стали взрослеть всё стало ещё хуже. Постоянно бегал,прыгал всё крушил, ломал. Тем. Самым причинял себе увечия( прыгал так что выбивал себе то руку то ногу) с детьми играл но в активные игры,спокойные его не интересовали. Пробовали и ванночки успокаивающее, таблетки нам врач тоже проптсывала разные,ни чего не помогало и не помогает. Сейчас нам 10 лет. В школе кошмар, меня каждый день туда вызывают, ( это уже вторая школа) там он просто ураган, на уроке усидеть ему просто не возможно. Мы перепробовал всё ( спортивные секции, бассейн, сделали из его комнаты спорт зал с тренажорами,) все бесполезно... Просто переживает что будет дальше??Во взрослой жизни ему будет очень сложно
  • Наполовину компиляция очевидных данных, о которых каждая мать гипера знает, половина - притянутый за уши текст с целью в очередной раз выработать у матерей спокойных детей стойкую ненависть к таким детишкам. Кому нужна данная статья - вообще непонятно. При этом замалчивается проблема СДВ без гиперактивности. Как будто такой проблемы нет. Спокойные медлительные детки все удобны, вот к их проблеме меньше внимания, а проблема ровным счетом такая же серьезная, но с обратным знаком. Если бы когда я была ребенком ставиили бы диагнозы, то у меня был бы именно СДВ без ГА. Детей с СДВГ не стало больше. Просто раньше это не считалось отклонением. И в мире рождалось много талантливых людей, революционеров, музыкантов, художников. Неудобных, но гениальных. В 50% СДВГ и впрямь диагностируется просто "на всякий случай", чтобы меньше было вопросов к подвижному ребенку. А сейчас торжествует мир посредственностей. Экономическим режимам, обществу потребления невыгодны сильные натуры. Вот эти проблемы и пытаются выдвинуть на первый план и лечить. И это в век, когда однополая ориентация считается нормой? Также как симптом приводится очень сомнительный, противоречащий самому алгоритму заболевания симптом "застревания" в каких-то действиях. Это вообще вопрос расстройств аутического спектра и это немного из другой плоскости.
  • Существует 3 типа диагноза СДВГ: в одном из них преобладает гиперактивность, во втором присутствует лишь дефицит внимания, третий тип объединяет оба показателя. Дети, страдающие синдромом СДВГ, не способны длительное время удерживать внимание на чем-либо, они рассеянны, забывчивы, часто теряют свои вещи, не воспринимают с первого раза указания и просьбы взрослых, им тяжело соблюдать распорядок дня. Так было и у нас, когда нам поставили СДВГ. Врач тут же прописал нам лечение, в которое входил кортексин, когитум, магне В, занятия с психологом и конечно же секция (мы ходим на шахматы), как ни странно эта игра нам нравится и можем часа 1,5 спокойно играть.
  • Добрый день , моему сыну 1 год и 2 месяца. Нам поставили диагноз гипир активный ребенок. Он у нас не говорит по слогам .и не выполняет просьбы, максимум слов может сказать папа мама , ррр какие-то звуки издавать. Раньше на имя не отлекался сейчас слушает уже . Очень плохо спит .раньше хоть какой-то режим сна была время сна в 11 :00 стабильно и 5:00 утра подъем было а сейчас бывает 2 часа ночи уснет через 30 минут проснется и ходит до 7 утра потом спит до обеда почти .когда как все время скачет режим его не могу не как наладит .не знаю сил нету . Прогулка перед сном , купание каждый день, время питание правильное .но сон я не знаю. Возможно то что и зубы лезут , у нас не было проблем с 6 зубами спакоина вск вышли без температур ночных хождение. А сейчас не знаю просто не могу описать словами .а как вы справляетесь