Трейси Хогг преподнесла родителям бесценный дар – умение узнать своего ребенка как личность с первых дней его жизни…
1 из 1

Далее — отрывки из книги-бестселлера Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш», вышедшей недавно в издательстве «Альпина нон-фикшн».

Уважение: волшебный ключик к двери в мир новорожденного

Я отношусь к младенцам точно так же, как к любому человеку, — с уважением. Один из секретов искусства заклинания младенцев — помнить, что ваш ребенок всегда слушает вас и до определенной степени понимает. Почти в каждой современной книге о воспитании детей родители могут прочесть: «С детьми нужно говорить». Но этого недостаточно. Я советую родителям: «Разговаривайте со своим ребенком». Пусть младенец не способен ответить вам словами, но он все таки отвечает — гулением, плачем, движениями (Подробнее о расшифровке знаков младенческого языка читайте в главе 3 книги Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш» – прим. Woman.ru).

Каждый младенец — это личность со своим языком, чувствами и уникальными чертами, — а всякая личность заслуживает уважения.

Подлинное уважение к личности младенца требует принимать его таким, каков он есть, а не сравнивать его с «нормой». (Именно поэтому в моей книге нет перечней того, что ребенок должен уметь в каждый месяц жизни.) Ваш новорожденный имеет право уникальным образом реагировать на окружающий мир. И чем скорее вы наладите диалог с этой уникальной личностью, тем быстрее поймете, что это за человек и чего он ждет от вас.

Нужно также помнить, что выполнение родительских обязанностей длится всю жизнь и что родитель является для ребенка ролевой мо­делью. Слушая младенца и проявляя к нему уважение, вы помогаете ему вырасти человеком, умеющим слушать и уважать других.

Какой он, ваш кроха?

Все новорожденные — как и вообще люди — совершенно по разному едят, спят и реагируют на раздражители, и успокаивать их приходится каждого по своему. Примерно на третий–пятый день жизни у них начинает проявляться нечто — назовем это темпераментом, личностью, предрасположенностью, характером, — позволяющее судить о том, каков этот ребенок и каким будет в дальнейшем.

Поверьте, дорогие мои, темперамент это не приговор, это всего лишь склонность. Никто не говорит, что ваше горе луковое будет плеваться в вас молоком, когда вырастет, или что ваша маленькая тихоня никогда не будет пользоваться успехом у молодых людей.

Не надо сбрасывать природу со счетов — и недооценивать особенности работы мозга и анатомии, — но решающую роль в развитии ребенка играет все таки воспитание. Тем не менее, чтобы полноценно растить свое дитя и поддерживать его, необходимо понять, с каким багажом он явился в этот мир.

По своему опыту скажу, что младенца чаще всего можно отнести к одной из пяти групп по типу темперамента. Я дала им собственные названия: «ангел», «учебник», «мимоза», «вояка» и «ворчун». Далее я опишу каждый тип, а чтобы вам проще было понять своего ребенка, я составила тест из 12 вопросов с различными вариантами ответов, по которому можно оценить здорового младенца в возрасте от пяти дней до восьми месяцев.

Когда вы получите результаты теста, то почти наверняка обнаружите, что одна или две буквы встречаются заметно чаще других. Читая далее описание каждого типа, помните: речь идет о том, как ребенок воспринимает мир, а не о сиюминутном настроении или поведении, проявляющемся в особых обстоятельствах, например при желудочной колике или на определенных этапах взросления — при прорезывании первых зубов и тому подобном. Скорее всего, вы узнаете свою малютку в одном из описаний ниже, или, возможно, в ней присутствует что то от одного типа и что то от другого.

Опросник для определения личности младенца

Выберите самый подходящий ответ на каждый из вопросов — описание, соответствующее вашему ребенку в большинстве случаев.

1. Мой ребенок:

  • а) редко плачет;
  • б) плачет, только если голоден, устал или перевозбудился;
  • в) плачет без очевидной причины;
  • г) плачет очень громко и, если я не подхожу к нему, срывается в исступленный крик;
  • д) плачет часто и помногу.

2. Когда пора спать, мой ребенок:

  • а) спокойно лежит в кроватке и постепенно засыпает;
  • б) обычно без проблем засыпает в течение 20 минут;
  • в) немного возится и вроде бы начинает задремывать, но тут же просыпается;
  • г) ведет себя очень беспокойно, его часто приходится укачивать или держать на руках;
  • д) много плачет и словно сопротивляется моим попыткам уложить его.

3. Просыпаясь утром, мой ребенок:

  • а) редко плачет — обычно играет в кроватке, пока я к нему не подойду;
  • б) гулит и оглядывается;
  • в) сразу же требует внимания, иначе начинает плакать;
  • г) пронзительно вопит;
  • д) хнычет.

4. Мой ребенок улыбается:

  • а) всему и всем;
  • б) в ответ на соответствующий стимул;
  • в) в ответ на соответствующий стимул, но иногда, немного поулыбавшись, начинает плакать;
  • г) часто и охотно, дополняя улыбку громкими бодрыми криками;
  • д) только при определенных обстоятельствах.

 5. Когда я с ребенком выхожу из дома куда бы то ни было:

  • а) он не создает совершенно никаких проблем;
  • б) не создает проблем, если только не оказывается в слишком шумном или незнакомом месте;
  • в) сильно беспокоится и возится;
  • г) требует невероятно много внимания с моей стороны;
  • д) вовсе не рад, что его куда-то тащат.

6. Если дружелюбный незнакомец воркует с моим ребенком, он:

  • а) сразу же улыбается;
  • б) после минутного раздумья обычно охотно улыбается;
  • в) чаще всего расплачется, но успокоится, если незнакомец сумеет ему понравиться;
  • г) приходит в сильное возбуждение;
  • д) вряд ли улыбнется в ответ.

7. При громком звуке (собачий лай, хлопнувшая дверь и т. д.) мой ребенок:

  • а) и ухом не поведет;
  • б) обратит внимание на звук, но не забеспокоится;
  • в) заметно вздрогнет и чаще всего расплачется;
  • г) сам начнет шуметь;
  • д) заплачет.

8. При первом купании мой ребенок:

  • а) обрадовался воде, словно утенок;
  • б) был немного удивлен новыми ощущениями, но они почти сразу при- шлись ему по вкусу;
  • в) отреагировал очень чувствительно — задрожал, выглядел напуганным;
  • г) рассердился, начал с силой молотить ручками и ножками по воде;
  • д) негодующе заплакал.

9. Обычно тело моего ребенка:

  • а) расслаблено, но готово к быстрой реакции на стимулы;
  • б) расслаблено большую часть времени;
  • в) напряжено и очень сильно реагирует на внешние раздражители;
  • г) судорожно двигается и подергивается — он беспрерывно сучит ручками и ножками;
  • д) зажато и малоподвижно — ручки и ножки часто кажутся негнущимися.

10. Мой ребенок издает громкие агрессивные звуки:

  • а) редко;
  • б) только если играет и заметно перевозбужден;
  • в) почти всегда;
  • г) часто;
  • д) когда раздражен.

11. Когда я меняю ребенку подгузник, купаю или переодеваю его, он:

  • а) относится к этому спокойно;
  • б) реагирует нормально, если я все делаю медленно и объясняю ему, что происходит;
  • в) часто капризничает, словно терпеть не может оставаться раздетым;
  • г) весь извивается и пытается все сбросить с пеленального столика;
  • д) страшно злится — любое переодевание превращается в сражение.

12. Если мой ребенок неожиданно оказывается при ярком свете, солнечном или от лампы, он:

  • а) относится к этому спокойно;
  • б) иногда проявляет признаки сильного испуга;
  • в) начинает сильно моргать или пытается отвернуться от источника света;
  • г) приходит в сильное возбуждение;
  • д) проявляет признаки раздражения.

13а. В случае искусственного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:

  • а) всегда хорошо сосет, сосредоточен, обычно кормление отнимает не больше 20 минут;
  • б) в периоды усиленного роста может вести себя не как обычно, но обычно ест хорошо;
  • в) весь извивается, ему нужно много времени, чтобы опустошить бутылочку;
  • г) жадно вцепляется в бутылочку и норовит съесть больше, чем положено;
  • д) часто капризничает, кормление занимает много времени.

13б. В случае грудного вскармливания. Когда я кормлю ребенка, он:

  • а) сразу берет грудь — мы без проблем наладили кормление в первый же день;
  • б) день-два потрудился, чтобы научиться правильно брать грудь, но теперь все идет как по маслу;
  • в) всегда хочет сосать, но без конца берет грудь и тут же бросает, словно забыл, как сосать;
  • г) хорошо сосет, пока я держу его так, как ему нравится;
  • д) ведет себя очень раздраженно и беспокойно, словно у меня не хватает молока.

14. Наше с ребенком общение обычно выглядит так:

  • а) он всегда точно сообщает мне о своих потребностях;
  • б) чаще всего его сигналы легко понять;
  • в) он ставит меня в тупик, иногда даже кричит на меня;
  • г) он очень определенно — и, как правило, громко — сообщает, что ему нравится и что не нравится;
  • д) обычно он привлекает мое внимание громким раздраженным криком.

15. Если мы встречаемся с родственниками, и многие хотят подержать моего ребенка на руках, он:

  • а) охотно позволяет себя понянчить;
  • б) бывает разборчивым — не к каждому пойдет на руки;
  • в) легко срывается в плач, если желающих пообщаться с ним слишком много;
  • г) может заплакать и даже пытается вырваться, если окажется на руках у человека, который ему не понравился;
  • д) не желает быть на руках ни у кого, кроме родителей.

16. По возвращении домой откуда бы то ни было мой ребенок:

  • а) сразу же легко успокаивается;
  • б) привыкает к дому через несколько минут;
  • в) сильно нервничает и капризничает;
  • г) часто проявляет признаки перевозбуждения, его очень трудно успокоить;
  • д) судя по поведению, бывает разозлен и несчастлив.

 17. Мой ребенок:

  • а) может подолгу занимать себя сам, разглядывая что угодно, даже перекладины кроватки;
  • б) может играть самостоятельно около четверти часа;
  • в) вряд ли развеселится в незнакомой обстановке;
  • г) нуждается в активном и продолжительном стимулировании, чтобы развеселиться;
  • д) мало чему радуется.

18. Самая заметная черта моего ребенка:

  • а) он ведет себя просто замечательно, с ним очень легко;
  • б) он развивается точно по учебнику — словно пособия для родителей с него и писали;
  • в) он невероятно чувствителен ко всему на свете;
  • г) он невероятно энергичен и настойчив;
  • д) это поразительно угрюмый младенец.

19. Судя по всему, мой ребенок:

  • а) чувствует себя в полной безопасности в собственной кроватке (колыбели);
  • б) чаще всего любит находиться в своей кроватке;
  • в) чувствует себя незащищенным в своей кроватке;
  • г) настойчиво рвется на волю, будто кроватка — это тюрьма;
  • д) сопротивляется попыткам уложить его в кроватку.

20. Лучше всего моего малыша характеризует следующая фраза:

  • а) золото, а не ребенок — его и не слышно;
  • б) с ним легко управляться, он очень предсказуем;
  • в) это очень ранимое существо;
  • г) боюсь, когда он начнет ползать, с ним вообще никакого сладу не будет!
  • д) он «стар душой» — кажется, что этот ребенок когда-то уже рождался на свет.

Чтобы получить результаты теста, подсчитайте, сколько раз вы выбрали каждый из вариантов. Преобладающий вариант укажет, к какому типу личности относится ваш ребенок.

  • Преобладают ответы (а): «Ангел».
  • Преобладают ответы (б): «Учебник».
  • Преобладают ответы (в): «Мимоза».
  • Преобладают ответы (г): «Вояка».
  • Преобладают ответы (д): «Ворчун».

Типы личности младенцев по версии Трейси Хогг

  1. Ребенок-«ангел». Как нетрудно догадаться, именно о таком младенце мечтает всякая женщина, беременная первенцем. Золото, а не ребенок! Улыбающаяся лапочка, не требующая ни лишнего внимания, ни хлопот. Язык тела этого малыша очевиден. Его не беспокоит незнакомая обстановка, его можно взять куда угодно. Ребенок-«ангел» часто умеет сам себя успокоить, и, если даже ваша крошка немного переутомится, ее достаточно прижать к себе и промурлыкать: «Вижу-вижу, ты устала». А дальше включить колыбельную, устроить в комнате умиротворяющий полумрак, и она сама преспокойно заснет.
  2. Ребенок-«учебник». Это предсказуемый малыш, поэтому с ним довольно легко управляться. Он все делает будто по писаному и редко преподносит сюрпризы. Все этапы взросления он проходит точно в указанное в пособиях время — спит всю ночь с трех месяцев, переворачивается с пяти, сидит с шести. Периоды ускоренного роста — когда у него внезапно усиливается аппетит, поскольку он делает прибавку в весе или совершает рывок в развитии — также происходят, когда положено. Уже в возрасте одной недели он может недолго — около 15 минут — развлекать себя сам, много гулит и с интересом осматривается. Если кто то улыбнется ему, он улыбается в ответ. Время от времени у малыша случаются капризы, но это совершенно нормально. Уложить его спать тоже довольно просто.
  3. Ребенок-«мимоза». Для гиперчувствительных детей мир — это бесконечная череда ударов по нервной системе. Он вздрагивает при звуках мотоциклетного выхлопа за окном, шумного телешоу, лая соседской собаки. При ярком свете он моргает или отворачивается. Иногда рыдает без видимой причины, даже если к нему подошла мама. В такие моменты он кричит на своем младенческом языке: «С меня довольно, мне нужна тишина и покой». Он часто нервничает после того, как несколько человек по очереди подержат его на руках, или после выходов из дома. Он может занять себя в течение нескольких минут, но только если знает, что поблизости есть кто то, хорошо ему знакомый, — мама, папа, няня. Питается он беспорядочно и неустойчиво, порой создавая впечатление, что забыл, как это делается. Чтобы успокоить «мимозу», нужно воссоздать условия, в которых он находился в матке. Крепко прижмите его к себе, прислоните к своему плечу, ритмично шепчите «ш-ш» возле его уха (воспроизводя звуки околоплодных вод) и легонько похлопывайте по спине, имитируя сердцебиение. (Кстати, этот прием поможет успокоить большинство младенцев, но «мимозам» подходит особенно.)
  4. Ребенок-«вояка». Эта малютка, кажется, родилась, твердо зная, чего она хочет, а чего — нет. И она без колебаний даст вам об этом знать! Такие дети много и активно шумят и бывают очень настырными. Проснувшись утром, малыш обычно призывает маму и папу громким криком. Он терпеть не может лежать в грязном подгузнике и недвусмысленно выражает недовольство, словно требуя: «Снимите это немедленно!» Он много и громко лепечет. Если он начинает кричать и его не удается вовремя переключить на что нибудь другое, это замкнутый круг — собственный крик заставляет кроху рыдать еще сильнее, доводя до исступления. С самого раннего возраста ребенок-«вояка» отчаянно вцепляется в бутылочку.
  5. Ребенок-«ворчун». У меня есть теория, что дети-«ворчуны» когда то уже бывали на этом свете и вовсе не рады вернуться сюда. Может быть, я ошибаюсь, но какой бы ни была причина, такой ребенок — самый настоящий бука. Ничто вокруг ему не в радость, и он не намерен это скрывать. (Мой соавтор подсказала мне, что на идиш такого человека называют фарбиссинер — «нелюдим; ожесточенная, озлобленная душа».) Малыш хнычет по утрам, редко улыбается в течение дня, а укладывание его спать превращается в ежевечернее испытание. Чтобы успокоить ребенка-«ворчуна», нужно большое терпение — эти дети часто злятся, кричат и плачут особенно громко и упорно. Мамино или папино «ш-ш» должно быть громче их крика. Они ненавидят, когда их пеленают, и в этом случае уж точно не будут молчать. Если «ворчун» совсем уж пошел вразнос, лучше ритмично приговаривать «ти-хо, ти-хо», одновременно слегка покачиваясь взад-вперед.

***

Какой именно подход требует к себе каждая младенческая личность, а также какие хитрости и приемы позволят вам в любых ситуациях хорошо понимать и уважительно относиться к своему ребенку – все это вы узнаете из книги Трейси Хогг «Чего хочет ваш малыш». Спешите читать!