Наталья Наговицина

Наталья Наговицина

12 августа альпинистка Наталья Наговицина достигла своей цели, к ней она шла долго и упорно готовилась. Это была мечта, ради которой она готова была рисковать жизнью и сделала это не задумываясь — поднялась на пик Победы на горе Тянь-Шань. Этот семитысячник считается один из самых суровые по климатическим условиям и рельефу. Путь на пик, самую высокую точку, идет через гребень, острый и опасный. Он усыпан камнями и остановиться на нем нельзя, только идти вперед. Чтобы пройти этот участок, альпинисты идут в связке, если один падает в одну сторону, второй должен упасть в другую, чтобы удержать равновесие и не дать напарнику рухнуть дальше.

На пик Наталья поднималась с командой альпинистов из разных стран, их было четверо: она, Роман Моксинский, немец Гюнтер Зигмунд, итальянец Лука Синигальи. У подножья гребня группа разбила базовый лагерь, оттуда Наталья и Роман выдвинулись утром на штурм вершины. Из этого похода женщина не вернулась, за ее судьбой следили во всем мире. Спасатели и альпинисты пытались подняться к Наталье, которая осталась с поломанной ногой под скалой Птица. Но раз за разом спасательная операция завершалась провалом. Было только одно подтверждение, что она жива — запись с дрона, который поднимали, чтобы иметь хоть какую-то связь с альпинисткой. Последний полет был сделал 2 сентября и стало окончательно понятно, что спасать теперь некого.

Наталья Наговицина и Лука Синигальи

Наталья Наговицина и Лука Синигальи

В российской федерации альпинизма отмечают, что Наталья, скорее всего, была не готова к такому восхождению.

«На взгляд людей, но это субъективное мнение и подчеркиваю, что никого не хочу обидеть, на взгляд людей, которые знали Наталью, видели ее — ей рано было туда идти. Это сложная и серьезная вершина и уровень подготовки должен быть выше. Даже имея опыт восхождения на другие семитысячники, таких людей очень много, кто прошел все и по несколько раз, но пик Победы опасаются, чувствуют, что не готовы. Это самый северный семитысячник мира. Там погодные условия, как на восмьмитысячниках», — говорит Woman.ru Александр Пятницин, вице-президент Федерации альпинизма России.

Наталья Наговицина

Наталья Наговицина

Наталья состояла в федерации, но этот подъем не был связан с каким-либо спортивным мероприятием, поэтому ответственность лежала только на участниках. После трагедии Роман Мокринский рассказывал, что случилось, восстанавливал весь их путь в деталях, чтобы как-то помочь информацией в спасении альпинистки.

«Я знаю со слов своего коллеги из федерации о том, что случилось 12 августа. Он общался с Романом и так была восстановлена вся картина. Они действительно были наверху, на пике, а когда стали спускаться, она упала. Они сорвались оба, тяжело было идти, там гребень очень сложный. И он устал, и она устала, оба были уже измотаны. Но вниз там не летишь, они в связке, чуть проскользили и остановились, выбирались на тропу, шли дальше, снова падали. И так несколько раз. Когда в очередной раз сорвались, он вылез, а она не встала. Сидела и говорила: ''У меня сломана нога''», — рассказывает Александр Пятницын.

Наталья Наговицина

Наталья Наговицина

Речи о том, чтобы спустить Наталью в базовой лагерь, где дожидались Гюнтер и Лука, не было речи — это означало смертельную опасность для двоих.

«Роман сделал шину, примотал к сломанной ноге палку от лыж. И час или два тащил ее к тому месту, где будет стоять палатка. Идти по гребню — это метров 100-200. В тех условиях очень прилично. Когда снял Наталью с гребня, поставил палатку, чтобы было укрытие. После пошел за помощью», — говорит альпинист.

Когда стало известно о трагедии и Наталья еще была жива, многие винили Романа в том, что он оставил ее, что она упала на камни. Но в федерации подчеркивают — в горах все друг другу помогают и никто Наталью в беде не оставил, если была бы хоть малейшая возможность ее вытащить.

«Винить никого нельзя. Там столько человек погибло. И ее пытались вытащить, несколько раз пытались и ничего не вышло», — заключил Александр Пятницын.

Фото: соцсети, кадры из видео