Woman.ru: Как получилось, что вы стали предметным дизайнером?
Константин Лагутин: В детстве я активно занимался спортом, можно сказать, на профессиональном уровне. И, честно говоря, был уверен, что свяжу свою жизнь с дзюдо: меня это очень вдохновляло. Но мои родители — архитекторы, люди с творческим началом. Они никогда меня не подталкивали к выбору их профессии, но, наверное, мягко направляли. Во всяком случае, они рассказывали невероятные истории о том, чем занимаются, о своем студенчестве, о рабочих моментах и о том, как их заряжает творчество. И когда пришло время выбирать вуз, на вопрос о том, куда же я решил пойти, я ответил, что, конечно же, хочу пройти тот путь, о котором слышал от родителей. Так я поступил в МАрхИ, там познакомился с Аней Сажиновой, и в 2008-м мы, еще не окончив курс, создали наш бренд Archpole.
Но учились-то вы на архитектора! Откуда все-таки появился в вашей жизни предметный дизайн?
Константин Лагутин: Он появился абсолютно случайно и при этом почти сразу. Вообще-то мы с Аней планировали основать архитектурную студию и мечтали создавать идеальные пространства. И в самом первом своем проекте мы столкнулись с тем, что для придуманного нами идеального пространства нет идеальной мебели. Естественно, тут же начали искать производителя, который сумел бы нам помочь. Отказались все! Говорили, что наши идеи слишком радикальны, реализация невозможна… Но мы с Аней решили не идти на компромиссы и все-таки сделать то, что хотелось, — самим! С этого момента я начал переосмыслять свою карьеру, и Archpole все дальше уходил от архитектуры и интерьерного дизайна в сторону производства предметов. Теперь это мебельный бренд.
То есть к проектированию, которому вы учились в МАрхИ, добавилась работа руками? Пригодились школьные уроки труда?
Константин Лагутин: Обычно, конечно, первый свой предмет человек создает на уроке труда: табуретку, скворечник, что-то такое. Но я же учился в спортивной школе, и акцент там был на физре и тому подобном. Так что, как это ни удивительно, впервые я столкнулся с ручным трудом уже в институте, когда реализовывал макет здания. Задача была такая: выбрать какой-то необычный материал и с его помощью создать вдохновляющий архитектурный проект. Это был крутой опыт, тогда я впервые почувствовал потенциал дерева — моего любимого материала. Оказалось, что делать что-то собственными руками, а не только продумывать в голове и переносить на бумагу с помощью чертежей, эскизов и скетчей, — невероятно.
И возвращаясь к началу: у меня труда в школе не было, но сейчас, когда я стал опытным предметным дизайнером, у меня родилась идея создать программу и вести собственные уроки, на которых школьники могли бы научиться не просто делать условный скворечник, а вообще работать с пространством. За 7 лет можно пройти с ними весь путь — от ремонта щеколды в туалете и того, как правильно настроить лампочку, до создания собственно мебели. Даже больше: научить так, чтобы ребенок летом вместе со своими друзьями мог сам построить себе дом или сделать классный ремонт в квартире. Я убежден, что это совершенно реально. На самом деле у меня уже был такой опыт: в одной школе я попробовал вести такие уроки у младшеклассников и заметил просто оооогрооомный интерес и горящие глаза.
Куда пойти учиться, если глаза продолжают гореть и есть желание стать профессиональным предметным дизайнером?
Константин Лагутин: Во многих местах есть такая потрясающая опция, как день открытых дверей. На мой взгляд, он обязателен к посещению: можно понять, что там за программа, и увидеть выпускные работы студентов, чтобы вдохновиться и оценить уровень, который дает учебное заведение. Один из моих фаворитов — Строгановка, там есть моя любимая кафедра мебели, и ее студенты создают невероятные вещи: такие, что мы, бренд Archpole, сотрудничаем с ними на этапе дипломных проектов. Там же есть курс керамики, например. Классная программа в Британке (Британская высшая школа дизайна), в других местах тоже преподают дизайн, в том числе предметный, на хорошем уровне. В общем, мой совет — сходить на день открытых дверей и примерить вуз или курсы на себя.
Какие качества нужны, чтобы стать предметным дизайнером?
Константин Лагутин: Любой дизайн, не только предметный, — это что-то, что идет от сердца. Если человек хочет отдать свое вдохновение миру, то миру будет интересно то, что он делает. Поэтому будьте открыты, и тогда желание сделать лучше то, что тебя окружает, будет вести к успеху в профессии, известности, востребованности и, таким образом, финансовой стабильности. Сейчас очень хороший момент для этого, кстати. Мне кажется, что предметный дизайн в России находится сегодня в начале пути, ему еще предстоит развиваться и набирать обороты. К счастью, с каждым днем все больше заказчиков, производителей и брендов просят дизайнеров мебели создавать новые коллекции и уходить от реплик (проще говоря, подделок). В эти процессы вкладывают деньги, и результат не заставит себя ждать.
За что лично вы любите свою профессию?
Константин Лагутин: В первую очередь — за творческое начало. Каждый день я решаю интересные новые задачи — причем это касается не только придумывания предметов, но и менеджмента, маркетинга, бухгалтерии, производственных процессов. Мне кажется, самое важное в любой профессии — это то, чтобы утром, идя на работу… Нет, вот так: чтобы утром ты не шел на работу, а бежал туда! Профессия должна вдохновлять — и меня вдохновляет предметный дизайн. Я считаю эту работу идеальной!
Иллюстратор: Ксения Савкина