Ксения Бородина
1 сентября в России вступил в силу закон, запрещающий размещать рекламу на ресурсах организаций, которые признаны нежелательными или экстремистскими. Теперь за публикации будут наказывать рублем, причем платить штраф придется как блогерам, так и рекламодателям.
Штраф совсем не малый. Согласно статье 14.3 КоАП, физлицам грозит штраф до 2500 рублей, должностным лицам — до 20 000 рублей, а юрлицам — до 500 000 рублей.
Блогеры обсуждать данный запрет начали еще весной, ведь, как ни крути, это бьет по кошельку. А наши инфлюенсеры привыкли жить на широкую ногу. К концу сентября появились новости, что Канина Нигай продает свой шикарный дом в Московской области.
Блогер начала стройку пару лет назад, не скупилась — особняк почти в 500 квадратов должен был появиться в элитном коттеджном поселке на Николиной Поляне, но запрет на рекламу внес свои коррективы. В итоге участница шоу «Звезды в Африке» решила, что обслуживать стройку стало слишком дорого и выставила дом на продажу за 142 миллиона рублей.
Карина Нигай
Не менее сложное финансовое положение у многодетной мамы Валерии Чекалиной. Но оно связано не только с запретом на рекламу, проблемы с законом довели девушку буквально до кризиса. Ее мама начала распродавать брендовые вещи дочери, чтобы хоть как-то сохранить привычный уровень жизни.
Реклама в соцсетях приносила огромные деньги. По данным сервиса поиска и анализа аккаунтов для размещения рекламы AdinBlog, в 2024 году самым успешным инфлюенсером стала Ксения Собчак. Она заработала на рекламе в популярной запрещенной соцсети 37 млн руб. На втором месте по доходу от рекламы разместилась ее коллега Ксения Бородина. Ее доход составлял 30 миллионов. А третья строчка с большим отрывом у Иды Галич. Ее рекламный доход доходил до 13 млн рублей.
Валерия Чекалина
Помимо топовых блогеров доход с рекламы имеют и многие мелкие, у кого аудитория в несколько тысяч человек. Они не мелькают на федеральных каналах и не становятся героями новостей, но имеют стабильный доход от распаковок и продвижения брендов. Теперь и для них наступила черная полоса.
«У тех, у кого не прокачены другие соцсети, доходы упали чуть ли не на 80-90%. На другие платформы рекламодатели не идут, а чтобы зайти на запрещенную соцсеть, нужно приложить усилия. В итоге аудитория падает. Те, кто смотрели и на другие соцсети, особо не теряют по доходу, к ним обращаются рекламодатели. Запрет в основном нанес удар по отраслевым блогерам, кто был популярен в каком-то направлении, а не сделал из имени бренд», — говорит продюсер Павел Рудченко.
Блогеров условно можно разделить на два типа: те, кто жили на рекламных интеграциях. Для них блог являлся работой, они получали деньги только с активностей, а посты о своей жизни делали для лояльности аудитории. Сейчас смысла работать нет, так как иным образом монетизировать аккаунт в России нельзя, за контент у нас не платят.
Ольга Солнце
«Вторая категория — не жили на рекламе (микроблогеры, инфлюенсеры), но получали многое по бартеру, тем самым экономили. Но проблема шире, нежели потеря заработка для большого пласта людей», — говорит Woman.ru продюсер, основатель медиа агентства SunStar media Ольга Солнце.
Блогеры стараются минимизировать убытки и как-то себя обезопасить от штрафов. Один из шагов — отказ от ИП, потому что не понятно как действовать дальше, как будут расценивать рекламу, за что штрафовать? Слишком много вопросов и мало ответов. Но для физических лиц штрафы меньше, чем для юридических, поэтому блогеры пытаются подстраховаться и предпочитают становиться «физиками».
«По кому это бьет? Правильно, по малому бизнесу. Мы не говорим о крупных компаниях, они могут купить и другие способы продвижения. А вот мелкий и средний бизнес шел к блогерам по бартеру, и так продвигал свое дело. Выходит, теперь клиентов станет меньше. Что касается крупный игроков, то, скорее всего, они будут идти к блогерам, но теперь платить за рекламу не миллион, а полтора, сразу закладывая деньги на штраф», — рассуждает Ольга.
Третья категория, которая оказалась в зоне риска — обычные пользователи, которые не являются блогерами и делают отметку в соцсети по привычке или чтобы показать, где были.
Ольга Солнце приводит пример из личного опыта — ее знакомой «прилетел» штраф в 30 тысяч рублей за то, что отметила мастера маникюра. Это не было рекламой, скорее частной инициативой.
«Просто написала: смотрите какие красивые ноготочки мне сделали! Хотела поблагодарить мастера, отметила, а потом нашли на Госуслугах штраф. Это не крупный блогер, а человек, у которого около 4 тысяч подписчиков. Роскомнадзор расценил, как рекламу. Получается, опасно отмечать какие-то рестораны, магазины. Как с этим быть?» — рассуждает Ольга.
Ида Галич
По ее оценкам, цены на рекламу в соцсетях из-за запрета вовсе не упадут, а скорее вырастут. Во-первых, будут зашиваться бюджеты на штрафы, а во-вторых, число блогеров, которые готовы вопреки всему брать рекламу, осталось мало. А значит, они могут повышать планку.
«Но пока рынок замер и в блогах почти нет рекламы. Думаю, что найдутся новые форматы, но останутся только большие игроки, маленькие получали гонорары меньше, чем суммы штрафов, им пришлось уйти. Так же как и бизнес: крупные компании будут тратить большие бюджеты, а мелкие исчезнут», — рассуждает Ольга.
Теперь о финансах — сколько же потеряют блогеры с запретом рекламы? Все зависит от охватов.
Стоимость рекламы в блоге исчисляется вовсе не количеством подписчиков, а охватами. У блогеров -миллионников в зависимости от этого показателя ценник может быть как десятки тысяч, так и доходить до миллиона рублей. Обычно 1 просмотр — 1 рубль.
«Но те, кто жил за счет рекламы, покупали эту статистику у ботов и показывали ее рекламодателям. Выглядело вкусно. Так же влияет личный бренд — если медийное лицо, то реклама дороже, чем у блогера, который поднялся на гивах. С цифрами эти факты не коррелируют, все зависит от личности самого блогера, у кого более теплая аудитория, тот и получает больше» — отмечает продюсер.
Ксения Собчак
Вот пример, который в профессиональной среде передается из уст в уста: как-то у Ольги Бузовой была куплена реклама за 700 тысяч рублей. Заказчиком выступала психолог, которая ждала, что на ее странице резко вырастет аудитория. Но за эту сумму подписалось всего 189 человек.
«А сейчас средняя цена за подписчика в рынке, того кто пришел с рекламы, это 500 рублей. Но были времена, когда подписчик стоил 50 рублей, теперь они стремительно дорожают, так как завинчивают гайки. Это данные до принятия данного закона», — поделилась продюсер.
Фото: Legion-Media.com, Евгений Николаев/Woman.ru, соцсети