Встреча Земли и космоса

О серебристых облаках

Сейчас сфера моих интересов находится на высоте 75–85 км над поверхностью Земли. Именно там, в верхних слоях атмосферы, образуются серебристые облака. Это красивейшее атмосферное явление, которое долгое время считались редким. Эти облака хорошо видны именно на наших северных широтах. Это еще и самые высокие облака в атмосфере Земли. Когда они подсвечиваются солнцем, то светятся серебристым светом, поэтому особенно хорошо видны в сумерках и в течение всей ночи.

Наблюдать эти облака можно лишь в летние месяцы, в июне и июле, в Северном полушарии и в декабре и январе вблизи Антарктиды. Поэтому каждое лето я превращаюсь из теоретика в наблюдателя, эти два месяца для меня — время активных выездных наблюдений. Почему важно изучать эти облака? Это очень интересное и во многом новое явление. До конца XIX века их никто не видел, а сейчас их становится все больше. Серебристые облака демонстрируют процесс похолодания, который идет на этих высотах в противовес глобальному потеплению. По тем же самым причинам, что идет потепление внизу, на самых больших высотах температура падает — и падает довольно быстро. Самые теплые слои атмосферы становятся теплее, самые холодные — холоднее. Причем скорость похолодания там в 10 раз выше, чем скорость потепления у нас. Если бы наше потепление шло с такой скоростью, мы бы давно говорили о возможной катастрофе на Земле.

Встреча Земли и космоса

О вулканах

Впервые серебристые облака увидели после извержения вулкана Кракатау в Индонезии в 1883 году. То извержение было настолько мощным, что в верхних слоях атмосферы увеличилось количество ядер конденсации, то есть пылинок, а ведь льду нужно на что-то налипать даже при очень низкой температуре. Обычно роль таких ядер конденсации играют метеорные частицы — то, что летит к нам из космоса. Поэтому серебристые облака еще называют встречей Земли и космоса. Космическим частицам тогда мог помочь вулкан — первые яркие облака наблюдались в 1885 году. Правда, эффект от вулкана длился несколько лет, а облака наблюдаются с тех пор постоянно.

Сейчас облака наблюдают и с Земли, и со спутников, и с Международной космической станции, есть даже замечательные фотографии с МКС.

Об изменениях климата

Серебристые облака мы изучаем не просто так — фактически они сигнализируют нам о перестроении всей тепловой структуры атмосферы. Есть связь и с озоновым слоем, и со всей атмосферой. Конечно, это еще мало изученное явление и многие вещи непонятны. Что будет дальше с этими облаками — тоже неизвестно: состояние атмосферы все более и более резко меняется на высоте.

Чтобы образовалось серебристое облако и начал конденсироваться лед, нужна температура в минус 130–140 градусов. Это похолодание происходит в результате циркуляции воздуха в летней атмосфере, однако его масштабы усиливаются, в том числе под воздействием парниковых газов. Основная версия, почему эти облака появляются все чаще, — понижение температуры, в частности, в результате деятельности человека и увеличения количества парниковых газов.

Об открытиях

Я разрабатываю методы, с помощью которых можно было бы измерять размеры частичек этих облаков простым наземным измерением: с помощью цветных и поляризационных камер, то есть цифровым фотоаппаратом, если говорить простым языком. Оказывается, это возможно. Пока что размер частиц измеряется гораздо более дорогостоящими методами. А ведь именно их размер — маркер климатических особенностей в этих слоях атмосферы. В некоторых случаях, особо счастливых, мы уже получали точность, сопоставимую с данными современных методов измерения.

О безоблачном небе

Два месяца летом я каждый день изучаю прогноз погоды и смотрю на небо — как только выдается безоблачная ясная ночь, я уезжаю работать, подальше от городских огней, нахожу место с довольно открытым горизонтом и жду облаков. За ночь можно собрать до 40–50 Гб данных. У нас есть стационарная лаборатория и мобильная аппаратура. В дальнейшем я рассчитываю, что к моим исследованиям подключатся больше людей и таких камер будет больше, мы их разнесем на разные расстояния — и это позволит нам делать более точные измерения и найти ответы на многие открытые вопросы о природе серебристых облаков. Пока же в нашей команде всего пять человек (двое в Москве и трое в Мурманской области).

Об астрономии

Я увлекся астрономией в 12 лет, когда увидел лунное затмение. И с тех пор эта тема меня полностью захватила. Я видел три полных солнечных затмения, что, впрочем, не такая уж редкость, потому что у меня есть коллеги, которые за ними охотятся по всему миру и видели уже около 10 затмений.

О науке

Открывать новое как минимум для себя и, конечно, для других — это очень важная часть жизни. И в этом плане наука — очень интересное поле деятельности для тех, кто старается делать что-то новое, идти вперед, не стоять на месте.

О современной астрономии

С конца ХХ века астрономия переживает фантастический бум. Решаются задачи, которые совсем недавно считались невозможными, фантастическими. Когда я только шел в университет заниматься астрономией, мне казалось, что невозможно узнать, какие планеты находятся около других звезд. Сейчас же количество известных планет перешагнуло за 10 тысяч. Притом что первую открыли только 26 лет назад. Недалек тот час, когда мы будем знать не только о планетах, но и об их атмосферах и их составе. А там уже рукой подать до обнаружения потенциально обитаемых планет. Хотя это, конечно, еще вопрос далекого будущего. Сейчас активно развивается космология — наука о Вселенной как едином целом: что было в прошлом Вселенной, что будет в будущем. В принципе объем знаний о Вселенной возрос многократно. И отправной точкой стал 1998 год, когда выяснилось, что Вселенная не только расширяется, но расширяется с ускорением. Эта революция происходила на наших глазах.

О мечтах

Хочется на своем поле увидеть результат и узнать что-то новое. Ну и, конечно, как у любого астронома, у меня есть мечта стать свидетелем тех великих открытий, которые нас ждут в будущем.