Фото №1 - Как благородный пионер Миша Поляков из «Кортика» превратился в криминального авторитета по кличке «Шеф»
Сергей Шевкуненко

11 февраля 1995 года в лифте, с пулей в животе Сергей Шевкуненко из последних сил пытался добраться до своей квартиры, чтобы погибнуть там от контрольного выстрела киллера. Но перед этим наемный убийца расправился с его старенькой матерью. Трагедия, разыгравшаяся в доме № 3 по улице Пудовкина в одном из столичных районов около полуночи, поставила жирную траурную точку в истории жизни Сергея Шевкуненко — благородного экранного пионера Миши Полякова, а позже — известного криминального авторитета по кличкам «Артист» и «Шеф».

Фото №2 - Как благородный пионер Миша Поляков из «Кортика» превратился в криминального авторитета по кличке «Шеф»
Сергей Шевкуненко

Сергей вырос в семье московских интеллигентов, ни в чем не нуждаясь и не представляя, как можно жить без домашнего, уютного комфорта, когда тебе во все уши поют о твоей конгениальности, особенности, которая совсем не вписывается в рамки того, что происходит за окном, где бродит местная шпана. Однако было удивительно, что Сергея страстно тянуло к этим испорченным, по мнению родных, ребятам с дурными привычками. И Сергею почему-то импонировали местные хулиганы, презрительно сплевывающие через губы при появлении милиционеров или поднимающие на смех активистов-общественников, ратующих за воспитание здоровой советской молодежи.

Но это не мешало юному Шевкуненко на досуге запоем читать Бориса Пастернака, увлекаться греческой мифологией — и прослыть, на радость матери (отец  умер, когда Сергею было четыре года)и ее по подруг, — начитанным и образованным мальчиком. Полина Шевкуненко  работала на «Мосфильме», была  ассистенткой легендарного Эльдара Рязанова  и, наверное, поэтому ее сын постоянно крутился на киностудии. Дух высокого  творчества, видимо, заразил Сергея и ему страстно захотелось стать знаменитым, свысока посматривать на неудачников, коих по его мнению, было всегда почти большинство.

Фото №3 - Как благородный пионер Миша Поляков из «Кортика» превратился в криминального авторитета по кличке «Шеф»

В 12 лет он дебютирует в фильме «Сестра музыканта», затем играет эпизодическую роль в картине «Пятьдесят на пятьдесят». Фортуна открыто благоволит к нему. И вскоре наступит звездный момент в судьбе Сергея Шевкуненко. Талантливый режиссер Николай Калинин даст ему главную роль Миши Полякова, смелого и принципиального пионера в приключенческом телевизионном фильме «Кортик» и его продолжении — в сериале «Бронзовая птица». Оглушительная слава обрушится на юного актера: теперь он — кумир девчонок, которые стайками, прихорашиваясь, ждут его выхода из подъезда. Ребята со двора и даже уличная  шпана почтительно расступаются перед  ним — и жутко завидуют! И никому и в голову не придет, в том числе, и родной матери, что все это временно и скоро превратится в призрак, в пыль приятных воспоминаний.

Последующие события в жизни Сергея Шевкуненко — это начало падения в бездну, из которой ему не суждено было выбраться. Будто какая-то темная, мистическая сила стояла за спиной юного актера, настойчиво подталкивающая его к непредсказуемым, губительным ошибкам. Миша Поляков, пионер — всем ребятам пример, тускнел и, образно говоря, умирал у всех на глазах.  В фильме Вениамина Дормана «Пропавшая экспедиция» Сергей Шевкуненко играл роль Мити —  отважного помощника геологов, способного преодолеть любые трудности ради своих товарищей. Позже режиссер признается, что черт его дернул пригласить в картину уже зазнавшегося актера. Подросток, вкусивший  славы, перед съемками нередко напивался, водил к себе временных подружек и срывал всю работу. Вдобавок Сергей безумно влюбился  в Евгению Симонову, которая была старше его и ее связывали к тому времени отношения с Александром Кайдановским.

Фото №4 - Как благородный пионер Миша Поляков из «Кортика» превратился в криминального авторитета по кличке «Шеф»

В столицу Сергей Шевкуненко вернулся уже не прежним милым мальчиком, тонким ценителем поэзии Гомера, которым восхищались знакомые его мамы. Теперь он полностью предоставлен самому себе и совсем не отличается от уличной шпаны, готовый в сию же минуту сорваться, жестоко подраться с тем, кто ему не нравился или косо посмотрел в сторону Сергея. Избив пожилого человека за безобидное замечание, Шевкуненко получил свой первый тюремный срок. Через год он вернулся домой и, благодаря слезным просьбам матери, его устроили осветителем на «Мосфильм». Никто из близких даже не заикнулся о продолжении актерской карьеры Шевкуненко. Образ пионера Миши Полякова был страшно далек от настоящего, реального облика Сергея, видимо, давно зревшего в глубинах его темной души. Нет смысла описывать дальнейшие «подвиги» бывшего актера, которые привели Шевкуненко в криминальный мир, где он стал своим в доску. Узник знаменитого Владимирского централа повстречался здесь с «товарищем по несчастью» Николаем Годовиковым, сыгравшего Петруху в «Белом солнце пустыни». Им было о чем поговорить и что вспомнить.

Почти пятнадцать лет, проведенные на зоне, конечно же, изменили Сергея Шевкуненко. И надо сказать, что он будто был связан с неведомой страшной силой, идущей из потустороннего мира. Люди, которые когда-то соприкасались с ним по работе в кино, погибали при загадочных обстоятельствах.

Режиссер Николай Калинин, прославленная советская актриса Зоя Федорова, сыгравшая в «Кортике» бабушку Миши Полякова — их смерть до сих пор покрыта завесой тайны. Трагически сложились судьбы бывших мальчишек-актеров из «Кортика» — Андрея Войновского (Борька — Жила) и Игоря Шульженко (Слава Эльдаров): первого зарезали в пьяной драке, а второй закончил жизнь бомжом под лавкой в сквере. Появление Сергея Шевкуненко на «Мосфильме» после очередной отсидки не было данью уважения к творческим пенатам легендарной киностудии, откуда он когда-то выпорхнул юным звездным актером. Здесь, в одном из павильонов, оборудованным под притон, «Артист» виртуозно играл в карты, обычно срывая с кона серьезный куш. И здесь же, под крышей «Мосфильма», уже под кличкой «Шеф», он сколотил банду, наводившей ужас на московских бизнесменов.

Начитанный, образованный, умный Шевкуненко чувствовал свое превосходство над подельниками — и мог жестоко наказать провинившегося, не считаясь с его прежними заслугами. Часто в нем сказывалось актерское прошлое, он разыгрывал из себя современного Робина Гуда. И по этому поводу мы говорим с некоторой долей мрачной иронии: он грабил богатых, чтобы отдавать деньги бедным под высокие проценты. В роли бедных подразумеваем членов его банды, попадающие в долговую кабалу к Сергею Шевкуненко. Это был отличный, безотказный метод воздействия на каждого из них. «Шеф» обожал яркий форс, приезжал на «Мосфильм» на темно-синем кадиллаке, одетый с иголочки, в сопровождении ангела во воплоти — девушки неземной красоты. Это хрупкое небесное создание с огромными бездонными глазами на фоне страшно худого, изможденного Сергея Шевтуннко, вызывало жалость и сочувствие. Последнее время «Шеф» явственно чувствовал за спиной дыхание смерти, буквально следующей по пятам. Шевтуненко понимал, что обречен, но наивно верил как пионер Миша Поляков в светлое будущее, в котором найдет счастливое спасение. Но судьба уже подписала ему смертный приговор: счет шел на часы и минуты…

В феврале 1995 года 35-летний Шевкуненко и его престарелая мать были застрелены наемным убийцей в подъезде собственного дома. Преступление так и осталось нераскрытым, а имена заказчиков неизвестны.

Фото: кадры из фильмов и видео