Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

 — Сынок, говори «до свидания!» Ирине Николаевне, больше в садик мы уже не придем.

 — До свидания! А мы больше к вам не придем, знаете!? — радостно прокричал малыш и побежал к воротам. Ребенок был счастлив, что больше не вернется в этот сад, хотя мы проходили в него целый год.

 — Даже не будешь скучать по воспитательницам? — уточнила я.

 — Нет, они мне не нравятся, они все время на нас ругаются, мам. Кроме Ольги Олеговны, которая посудку носит (речь о нянечке).

В общем, я еще раз убедилась, что документы забрала не зря. До свидания, детский сад! И хотя до школы нам еще далеко, мы как-нибудь обойдемся без этого странного места.

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

Какое все старое!

Попасть мы мечтали в другой сад — рядом с домом, новый, большой и красивый. Но место туда не дали — слишком далеко мы стояли в очереди. Предложили другой сад — в 20 минутах езды на машине от дома. На сайте сада красовалось множество дипломов и грамот, в том числе и за победу в конкурсах на лучше ДОУ (дошкольное образовательное учреждение).

Сад старый — ему почти 40 лет. Старые кирпичные веранды, очень темные площадки родом из моего детства — поржавевшие качели, покрашенные огромным слоем краски, такие же горки. Прорезиненного покрытия на них нет — вместо него земля, смешанная с песком, и если дети гуляют после дождя, то приходят домой очень грязными.

В группах старая мебель, некрасивые занавески.

 — Мам, не хочу туда ходить, там все игрушки сломанные, — грустил сын спустя неделю, — у грузовичка кузова нет, а у серого котика — руки.

На собрании я спросила про поломанные игрушки, но воспитательница, как будто обидевшись, заявила, что сын «сочиняет»:

 — Они, конечно, не новые, мы же не «Детский мир». Но те, что пришли в негодность, мы выбрасываем.

После собрания, кстати, мы сложились на нужды группы по 4000 рублей — и новые машинки, куклы и развивашки тоже купили.

«Поломанные» воспитатели

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

Но игрушки — это, конечно, мелочи. Самое печальное, что «поломанными» оказались воспитатели. Непростой жизнью, наверное, старой системой воспитания и образования или всем вместе сразу — не знаю. Но дети их не любили.

Воспитателями в нашей группе были две женщины с 30-летним стажем — Ольга Сергеевна и Марина Геннадьевна. Солидные дамы, с веселой улыбкой, но уставшими глазами. На первом общем собрании они были милы и приветливы, рассказывали про сад, про порядки, про то, как развлекают и чему учат детей. И постоянно в разных вариантах пытались донести до родителей мысль: мол, все мы люди, и в случае конфликта не стоит сразу бежать к заведующей, а тем более писать в комитет по образованию.

Их манера общения с детьми напрягла сразу. Каждый день с утра, переодевая ребенка в раздевалке, я слышала, как они общаются с малышами, которые уже были в группе:

 — Маша, не трогай игрушки! Потом собирать, скоро завтрак!

 — Максим, чего ты ревешь! Сам виноват, не лезь к Егору!

 — Еще раз увижу, уши оторву!

Самым трудным в периоде адаптации к саду у нас был вопрос дневного сна. С двух с половиной лет сын перестал спать днем, и перестроиться вновь на него было трудно. Вторая неделя, когда уже стали оставаться на целый день, была полна слез. Он категорически отказывался спать, просил воспитателей разрешить ему сидеть на кровати. Но они строго требовали ложиться и закрывать глаза — как делают все. А однажды, вернувшись из сада, сын спросил:

 — Мам, а меня точно не заберет полиция? Я боюсь.

 — Почему это она тебя заберет? — удивилась я.

 — Марина Геннадьевна сказала, если я не буду спать, меня заберет полиция и мама с папой меня не найдут.

Сколько мы не объясняли ребенку, что это не правда, и никто его не заберет, а воспитатель просто пошутила, полицию он боится до сих пор. Конечно, я попросила больше не пугать ребенка стражами порядка. Но ведь способов устрашить маленького ребенка огромное множество. Сын, например, рассказывал, что воспитатели не раз, когда ребята не слушались, накидывались на них с криками «дам тебе по башке». До рукоприкладства, к счастью, не дошло. А вот в новом саду во дворе, в который мы мечтали попасть, одного из педагогов уволили — сразу несколько детей рассказали родителям, как получают в саду подзатыльники.

Еда: почему столько сахара!?

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

На пятый день мне вернули грязную футболку — ребенка вырвало. Я разволновалась, что сын подхватил инфекцию, спросила, нет ли температуры.

 — Не переживайте, он просто доедать не хотел, я его докармливала, и вот его стошнило, — совершенно спокойно объяснила воспитательница. — Это ничего страшного.

В смысле, ничего страшного?! Вы насильно пихаете в ребенка еду, которую он не хочет, до тех пор, пока его не стошнит, и это считается в порядке вещей? Я, конечно, сдержала эмоции, но потребовала, чтобы больше такого не практиковали. Тем более, дома мы никогда не заставляем сына доедать, если не хочет, не требуем обязательно есть до чистой тарелки. Чтобы еда не оставалась, достаточно предлагать ее небольшими порциями и класть добавки, если ребенок попросит. Меня до сих пор передергивает от собственных детских воспоминаний из сада, когда во что бы то ни стало нужно было доесть молочный суп с пенкой.

Само меню — отдельная тема. Мамы, которые следят за рационом детей, исключив совсем или сведя к минимуму сахар, точно оценят. Ну почему в детском меню его такое большое количество!? Сладкий чай, какао, компот, каши, запеканки, булочки и прочее.

Вот примерное меню на день

Завтрак: сливочное масло, хлеб, манная каша (овсяная или дружба), какао с молоком (каша и какао, конечно, сладкие)

Второй завтрак: сок (или кефир), вафли (или зефир)

Обед: соленый огурец, овощной суп на курином бульоне, макароны с отварной курицей, хлеб, компот из сухофруктов.

Полдник: сырники из творога со сгущенкой, чай с сахаром, яблоко (вместо сырников могут быть оладьи с джемом, сладкий пирожок, иногда макароны, рыбная запеканка).

Я не помешана на здоровом питании, если вы вдруг подумали. Сын ест и печеньки, и булочки и — о ужас! — даже конфеты. Но это бывает очень редко, чаще в качестве гостинца от родных. Ни в чай, ни в каши я не добавляю сахар. В последнем случае, например, его легко заменят полезные ягоды. Но в саду вместо них — джем и сгущенка.

Договориться на отдельное меню, конечно, не реально, даже для детей у кого есть серьезные проблемы со здоровьем и аллергии, подтвержденные заключением врача, корректировки питания добиться не просто.

В общем, нам пришлось смириться.

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

Равнодушные родители

Я еще никогда не встречала таких безынициативных, не откликающихся на просьбы людей, людей, которым все равно. Это про участие в детских конкурсах на лучшую поделку — из 27 человек в группе только пятеро детей приносили поделки, которые просили сделать воспитатели — на день осени, к Новому году, к 8 марта и другим датам.

Сдать макулатуру — откликнулись три человека. Принести фото с мамой для панно на 8 Марта — девять. То есть на панно из 27 человек было только 9 детей! А остальные малыши с грустными глазами искали на нем свое фото с мамой, и не находили.

Зимой на просьбу почистить территорию сада после сильного снегопада откликнулись трое — мы с мужем и еще один папа. На весенний субботник мыть окна в группе и убирать территорию пришло только две мамочки. Угадайте, кто одна из них.

Родителям было абсолютно все равно, в каких условиях находятся их дети, что их можно и нужно сделать лучше.

 — Вы знаете, за все наши годы работы у нас первый раз такая группа — родители, которым настолько все равно, — как-то призналась одна из воспитателей. — И самим делать ничего не хочется.

Мне тогда стало очень стыдно за всех родителей, обидно за воспитателей, которые за копейки столько лет воспитывают чужих детей. А они, я-то точно знаю, не подарок. Но ведь это дети, а вы сами выбрали эту профессию, которая предполагает доброту, эмпатию, терпение и принятие ребенка, каким бы трудным он ни был.

Наверное, спорить по поводу детского сада можно бесконечно: про его плюсы и минусы, про воспитателей (они, безусловно, бывают разные), про еду и многое другое. Для меня плюсов в саду не нашлось. Поэтому я забрала документы, уволилась с работы, найдя небольшую подработку. Зато я получила время, которое могу провести с ребенком, с семьей — а это бесценно. Мы записали сына в бассейн, на развивающие занятия в студию недалеко от дома, появилось время ходить по интересным местам — интерактивным  музеям, мастер-классам. У нас много друзей на детской площадке и родных, с которыми мы проводим много времени. Все это, уверена, не плохая альтернатива детскому саду.

Комментарий специалиста

Надежда Солдатова, детский психолог, логопед

«Тема детского сада непростая, потому очень индивидуальна: успех этого мероприятия зависит от многих факторов — от характера и особенностей ребенка, готовности не только его, но и родителей к первому в жизни серьезному отделению друг от друга, от воспитателей, детей в коллективе и много другого. Поэтому для кого-то сад — это хорошо, а кто-то даже спустя год-два не может к нему адаптироваться».

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

И все же несколько важных моментов мне хотелось бы отметить.

Плюсы детского сада

1. Социализация

До трех лет ребенок еще сосредоточен на общении со своим взрослым. «Отдалятся» от родителей и тянуться к сверстникам он начинает ближе к 4 годам, начинает им сопереживать, пытается успокоить другого ребенка, если он плачет. Потребность же в дружбе у большинства детей появляется после 4 лет. В этом плане сад — хорошая возможность удовлетворить эти потребности. Если что-то не складывается, то удовлетворить ее можно и вне сада — на площадке, в кружках, секциях и так далее. Но важно помнить: что все это происходит под строгим присмотром: мамы, кого-то из близких, тренера. В садике же у ребенка больше возможностей выстраивать самостоятельные отношения, например, в конфликте с детьми, ему чаще приходится принимать самому решения, потому что воспитатель, у которого почти три десятка детей, не может контролировать его постоянно. Поэтому я и советую давать всегда ребенку больше свободы, право выбора в принятии решений, особенно после трех лет.  

2. Отдых мамы, возможность работать

Изначально детские сады и были придуманы для того, чтобы мама могла выйти на работу, иметь время для реализации. И это, кстати, тоже про детей — для любого ребенка важна отдохнувшая мама, которая имеет время и возможность для самореализации. И даже если она довольно много работает, переключение на другую деятельность, дает ей силы на воспитание детей. Это очень важно и, кончено, сад в этом смысле — плюс. Ведь не у каждого есть возможность оставлять ребенка с бабушкой, взять няню. Сад — недорогой и хороший вариант.

3. Развитие

Сегодня в садах очень много развивающих занятий. Это и те, которые входят в общую программу: музыка, лепка, рисование и другое, так и дополнительные — можно, например, отдать ребенка на английский, развитие речи и прочее. Это очень удобно, ведь подобрать самим кружки для малыша, подстроить под свое расписание, организовать доставку требует не малых усилий. Кстати, сад — еще и «спасательный круг» для детей, зависимых от гаджетов, мультфильмов. Увы, сегодня таких все больше и они все младше.  В саду ребенок всего этого лишен, и если дома тоже соблюдать ограничения, то можно свести их присутствие в жизни малыша к минимуму.

Орущие воспитатели и грязные игрушки: почему я забрала ребенка из детского сада и никогда туда больше не вернусь

Минусы детского сада

1. Стресс для ребенка

Для большинства детей «оторваться» от мамы очень тяжело, и часто адаптация к саду проходит трудно, порой затягивается. Поэтому очень важно, если вы решили водить ребенка в сад, готовить его к нему заранее: рассказывать о том, что там происходит, читать книги, где «проигрываются» ситуации в саду, начинать водить постепенно, лучше с группы кратковременного пребывания.

Если возникают сложности, разговаривайте с воспитателем, администрацией, просите послабления — например, разрешения первое время находиться в группе с ребенком, скажем, в раздевалке, тихо лежать в кроватке, если не хочет спать.

3. Конфликты с воспитателями

К сожалению, они возникают довольно часто. По-настоящему серьезных, где ребенок реально страдает, все же не так много. Чаще напряжение возникает из-за того, что родители предъявляют завышенные требования к педагогам, считая, что его ребенку уделяют мало внимания, не предотвратили ссору между детьми, неопрятно одели. При этом забывают, что под присмотром воспитателя еще как минимум 25 детей.

Но и профессиональное выгорание и, как следствие, равнодушные или агрессивные воспитатели тоже встречаются, особенно среди тех, кто в профессии давно, или, наоборот, только начинает и на практике все оказывается не так просто, как в теории. Мой совет: отдавая ребенка в сад, соберите отзывы о воспитателях, выберете группу с педагогом, к которому меньше всего нареканий, ведь то, как ребенка встретят в саду взрослые — очень важно. Если вы недовольны воспитателем, он грубит, кричит на детей, ребенок все время жалуется, меняйте группу, сад в конце концов, но не допускайте пребывание ребенка в саду в состоянии постоянного стресса.

3. Частые болезни

Болезни в саду — это естественное явление. Считается, что дети, посещающие сад, могут болеть до 12 раз в год и это норма, то есть не означает, что у ребенка проблемы со здоровьем. Дети сталкиваются с новыми вирусами, иммунитет тренируется. Но, безусловно, это не может не вызывать тревогу и переживания у родителей, тем более, что дети болеют по-разному: кто-то переносит легко, а у кого-то всегда температура 39. Если родителей очень травмируют такие ситуации, малыш болеет довольно тяжело, лучше повременить с садом и пойти на год-два позже.

4. Все «под одну гребенку»

Сад — это «коллективное творчество», поэтому здесь редко будут учитывать индивидуальные особенности ребенка. Например, если малыш немного отстает от сверстников (в развитии речи, коммуникации, не умеет одеваться) никто не будет с ним отдельно заниматься, уделять особе внимание, и ему будет гораздо сложнее в этой системе. В саду не будут учитывать настроение ребенка, его самочувствие, выспался он сегодня или нет. Мама, например, могла бы отменить занятие в кружке, если малыш сильно капризничает, а в саду придется на него идти. 

Фото: Getty Images