21 год назад смертницы взорвали два самолета в небе. Кто допустил халатность, которая унесла жизни 89 человек? | woman.ru

25 августа 2004 года навсегда стал траурным днем для всей России и страшным горем, которое невозможно пережить для родных и близких 89 человек, которые были пассажирами тех роковых рейсов и членов экипажа. Эта катастрофа стала единственной в истории российской авиации, когда в воздухе взорвались сразу два самолета, и это не было связано со столкновением лайнеров. Тот факт, что сразу две смертницы смогли пронести на рейсы взрывчатку и подорвать себя, стал шокирующим для всех. К этой трагедии привела халатность и коррумпированность сотрудников аэропорта, допустивших шахидок на борт.

Пилоты до последнего уводили самолеты от сел

24 августа 2004 года, аэропорт Домодедово. 21:35 самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» вылетает в Сочи — на рейс зарегистрированы 46 человек. Час спустя, в 22:30, из того же аэропорта в Волгоград вылетает Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» с 43 пассажирами на борту.

Спустя 1 час 20 минут после взлета первый рейс шлет сигнал SOS — и тут же пропадает с радаров. Десять секунд спустя с радаров исчезает Ту-134. Еще спустя час становится очевидно, что произошла большая трагедия, и в места, где как полагают произошло крушение лайнеров, выдвигаются спасательные отряды.

Место падения самолета Ту-134 Москва-Волгоград

Место падения самолета Ту-134 Москва-Волгоград

Обломки ТУ-134 находят неподалеку от села Бучалки Тульской области. Большую часть фрагментов Ту-154 обнаруживают в районе поселка Глубокий Ростовской области. И первый, и второй самолет начали буквально рассыпаться в воздухе, поэтому тела людей, черные ящики и части корпуса и фюзеляжа были разбросаны на километры вокруг. Во втором самолете из-за взрыва произошла мгновенная разгерметизация салона, и ряды кресел выбросило на воздух вместе с пассажирами. Так их и нашли спасатели — аккуратно пристегнутых, но с тяжелыми травмами на телах и с вытекшими барабанными перепонками. Из-за резкой смены давления люди зашлись в крике от сильной боли в ушах еще в салоне.

«В 6:15 утра я вышел покормить скотину. Увидел разбросанную кучу навоза, на которой лежала секция из трех пассажирских кресел. В двух были люди — женщина лет 35, светловолосая, рядом с ней девочка лет семи в одном носке и футболке. У нее на шее был золотой крестик. Оля, закричал я жене, звони скорее в милицию — нам людей из самолета выкинули!» — рассказывал житель поселка Крутая Горка Юрий Бодрин.

ТУ-134 и ТУ-154 управляли опытные пилоты Михаил Гурьев и Юрий Баичкин, и, как позже покажет расшифровка самописцев, они до самого конца не поняли, что же именно произошло в салоне, но до последнего пытались увести самолеты от жилых домов.

Опознание тел погибших в авиакатастрофе Ту-134

Опознание тел погибших в авиакатастрофе Ту-134

Расшифровка бортовых самописцев Ту-154 — переговоры пилотов:

22:54:10,6. Прощайте…

22:54:28,4. Давай, давай штурвал от себя.

22:54:31,7. Штурвал от себя.

22:54:56,8. Господи!

22:55:01,6. Нет, нет, не здесь, не здесь.

22:55:07,5. Ну на себя бери!

22:55:08,8. На себя?

22:55:09,8. На себя!

22:55:10,3. Давай!

22:55:12,5. Ты здесь?

22:55:14,8. Уходи.

22:55:16,7. Где мы? Где мы сейчас упадем?

22:55:19. А-а-а!

22:55:20,3. На себя!

22:55:23,7. Прекращение записи.

Юрий Баичкин в полной темноте, при уже неисправных приборах, до последнего был уверен, что сможет вытянуть высоту, но уже перед ударом о землю его разбил инсульт из-за разгерметизации салона.

Родственникам погибших, собравшимся в аэропорту Волгограда той роковой ночью, почти сразу объявили: на 99% это был теракт. Выжить не было шансов ни у кого.

«За штурвалом был гендиректор ''Волга-авиаэкспресс'' Юрий Константинович Баичкин, — говорил гендиректор международного аэропорта ''Волгоград'' Юрий Дмитриев, когда вышел к журналистам в 7 часов утра. — Уже слышал версию о том, что, мол, большие начальники зачастую вносят смуту в процесс управления самолетом. Так вот, заявляю: Юрий Константинович — опытнейший действующий пилот, ему было всего лишь 44 года. Он специалист первого класса, за штурвал садился не сто лет назад, а буквально за несколько дней. В этом рейсе с командой был инспектор из Ростова, который делал плановую проверку знаний и умений экипажа — у пилотов постоянно проверяют уровень квалификации. Так что полет, можно сказать, велся с особенной предосторожностью, по всем правилам…»

Юрий Баичкин

Юрий Баичкин

Спустя еще два часа следователи объявили имена предполагаемых виновниц трагедии — Аминат Нагаева и Сацита Джебирханова. Их тела единственные разорвало на куски, а на месте их кресел остались выжженные дыры.

Смертницы мстили за брата и мужа

Аминат Нагаевой за месяц до случившегося исполнилось 30 лет, родилась в чеченском поселке Киров-Юр в многодетной семье. Школу не окончила, даже расписывалась с трудом. Занималась воспитанием братьев, торговала на рынке. За два года до того, как Аминат зайдет на борт со взрывчаткой, российские спецслужбы арестовали ее брата, которого подозревали в связи с террористами. Сестра таким образом решит отомстить за близкого родственника.

Второй смертницей, взорвавшей СВУ на борту Ту-154, стала 37-летняя уроженка Шалинского района Чечни Сацита Джебирханова. Даже жители родного села ничего не могли сказать плохого или хорошего о Саците, она почти ни с кем не общалась, ездила на работу в Грозный, возвращалась и тут же запиралась дома. А когда пропал без вести ее муж, чеченский боевик, и вовсе оборвала все социальные связи. Все да не все. Как удалось выяснить следствию, и Аминат, и Сацита почти одновременно вступили в отряд смертниц «Черные вдовы», созданный Шамилем Басаевым.

К слову, спустя месяц после теракта именно полевой командир возьмет на себя ответственность за гибель пассажиров. Басаев заявит, что изначально шахидки не должны были взрывать самолеты, их цель была захватить лайнеры, чтобы потребовать обменять чеченских боевиков на заложников и вывести федеральные войска из Грозного.

Место падения самолета Ту-154 Москва-Сочи

Место падения самолета Ту-154 Москва-Сочи

Так что же пошло не так?

23 августа Джебирханова и Нагаева, которые торговали одеждой на рынке Грозного, заявили родным, что поедут в Баку за школьной формой к 1 сентября, но доехали только до Хасавюрта. Там они взяли такси до Махачкалы, а оттуда улетели в Москву. В Домодедово две женщины в черных одеждах сразу привлекли к себя внимание сотрудников патруля, и те перенаправили подозрительных путешественниц оперуполномоченному по борьбе с терроризмом Михаилу Артамонову. Но мужчина лишь проверил документы, а досматривать чеченок не стал.

Армен Арутюнян и Николай Коренков в суде

Армен Арутюнян и Николай Коренков в суде

После Нагаева и Джебирханова обратились к сотруднику аэропорта Армену Арутюняну, который приторговывал авиабилетами. Билет до Волгограда обошелся Нагаевой в 170 долларов взятки. А Джебирханова купила билет до Сочи за две тысячи рублей. Более того, к этому времени посадка на рейс уже закончилась, но Арутюнян так хотел заработать, что оформил смертнице билет на завтрашний рейс, а потом при помощи представителя авиакомпании Николая Коренкова за тысячу рублей перебил его на 24 августа.

Шесть человек опоздали на рейс

Все это время у чеченок с собой были составляющие для сборного взрывного устройства. Часть была прикреплена к телу с помощью скотча, другая — спрятана в ручной клади, но ни у кого из надзора не возникло подозрения и желания проверить их багаж. Они заняли свои места, самолеты набрали высоту.

Список пассажиров, летевших на борту самолета Ту-134 рейсом Москва-Волгоград авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс»

Список пассажиров, летевших на борту самолета Ту-134 рейсом Москва-Волгоград авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс»

Незадолго до 11 часов вечера смертницы отправились в туалеты лайнеров, где собрали бомбы. Вернулись на место и активировали их. Как выяснилось в ходе следствия, на роковой рейс Ту-154 попали не все, кто купил на него билеты: шесть пассажиров опоздали из-за пробок, это спасло их жизни.

К ответственности по делу о взрывах в самолетах привлекли трех человек. Армен Арутюнян и Николай Коренков, которые помогли террористкам купить авиабилеты, получили по 1,5 года лишения свободы. Михаил Артамонов, который не стал досматривать виновниц гибели 89 человек, — семь лет тюрьмы, но позже этот срок сократили на один год.

Родственники погибших в авиакатастрофе Ту-134

Родственники погибших в авиакатастрофе Ту-134

Год спустя на месте катастрофы Ту-134 в Тульской области установили мемориал в форме расколотого куба. Он держится на черном постаменте с выгравированными на нем данными погибших. В Волгограде в память об экипаже и пассажирах рейса Москва — Волгоград высадили березовую аллею. А сам экипаж упокоился в братской могиле на центральном кладбище города.

Три года спустя монумент появился и в Ростовской области, на месте гибели ТУ-154, на массивном камне мемориала крупным шрифтом выгравирована цитата писательницы Евы Хоффман:

«Исчезнувшие не исчезают совсем — они продолжают жить в нашей совести. Нераскрытые преступления не растворяются в вечности — они остаются там, где совершились, и довлеют над обществом, которое их совершило».

Фото: Дмитрий Рогулин, Федор Савинцев/ТАСС, ИТАР-ТАСС-ВГТРК «Россия», Илья Московец/URA.RU/ТАСС, Getty Images