Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Джефф Безос

«Капсула идет на снижение. Носитель ближе к Земле на 40 километров. Двигатель включился. Обратный отсчет, наблюдаем за снижением. И — да! Корабль вернулся на поверхность Земли», — такие сообщения одновременно появились почти на всех новостных сайтах мира. Богатейший человек на планете летел в космос, а земляне наблюдали за ним.

«Говорит астронавт Безос. Это самый лучший день!» — заявил основатель Amazon, Джефф Безос, ступив на землю. 20 июля он не просто покорил космическое пространство, но и утер нос своему ближайшему сопернику: если рынок с Ричардом Брэнсоном они поделили, то Вселенную — пока нет.

Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Ричард Брэнсон с командой Unity 22

В чем суть спора?

Вот уже почти 20 лет два миллиардера участвуют в космической гонке, иногда попутно соревнуясь с Илоном Маском. Основатель PayPal и SpaceX сам пока что в космос не летал, поэтому в основном противостоянии участвуют Джефф Безос и Ричард Брэнсон. Первый — самый богатый человек в мире, основатель Amazon, владелец издательского дома The Washington Post и аэрокосмической компании Blue Origin. Второй — британский предприниматель и астронавт, основатель корпорации Virgin Group.

Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Оливер Дэмен, Уолли Фанс, Марк и Джефф Безос

Оба миллиардера занимаются разработкой космических кораблей, интеллигентно «подкалывая» друг друга. Безос тонко «намекнул», что ракетоплан Брэнсона, мягко говоря, не тянет на полноценный космический транспорт, а тот предложил заклятому другу посмотреть на запуск и убедиться самому. Как определить, кто прав? Просто: посмотреть, как высоко поднимутся ракеты миллиардеров.

Линия Кармана, проходящая на расстоянии 100 километров над уровнем моря, считается началом космоса, однако NASA и ВВС США полагают, что правильнее вести отсчет с 80 километров.

Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Ричард Брэнсон

Так что в идеальной ситуации обоим бизнесменам хотелось преодолеть отметку в 100 километров, чтобы ни у кого не возникло сомнений в их первенстве. Брэнсон полетел в космос первым, стартовав 11 июля.

Ричард Брэнсон

Запуск ракеты Ричарда произошел на космодроме Spaceport America, который миллиардер построил для себя в пустыне штата Нью-Мексико за 250 миллионов долларов (18 с половиной миллиардов рублей). Старт отложили на полтора часа из-за погодных условий, но космоплан VSS Unity с Брэнсоном на борту все же взлетел. Миллиардер радуется, как ребенок — а ведь ему, кстати, 71 год!

Вместе с бизнесменом в космос полетели астронавты Сириша Бандла, Килин Бэннет и Бетт Мозес и пилоты Дэйв Маккай и Майкл Масуччи. Корабль поднялся на высоту 86 километров над уровнем моря — как мы уже знаем, по меркам NASA этого достаточно, чтобы считаться выходом в космическое пространство, однако международные стандарты не принимают космоплан Брэнсона как первый частный корабль в космосе.

Почему он не пересек границу мезосферы? Более ранние модели ракет бизнесмена типа SpaceShipOne спокойно пересекали Линию Кармана, но они были гораздо компактнее того космоплана, на котором полетел Ричард. Все-таки свои капсулы он рассчитывает на двоих пилотов и шестерых пассажиров, так как готовит корабли к космическому туризму. Так что подняться VSS Unity выше мешает лишний вес, зато полет длился целых полтора часа.

Безос тоже планирует запуск космопланов для туристов — конечно, путешествие обойдется в копеечку. Однако он решил сначала собрать все пальмы первенства, а уже затем организовывать космические путешествия и продавать туры. Брэнсон пошел иным путем: к нему уже выстроилась очередь из желающих посмотреть на Землю из окна иллюминатора.

Джефф Безос

Модель корабля Безоса гораздо более легкая: он отправился в космос с командой из трех человек — вместе с братом бизнесмена Марком, 18-летним студентом-физиком Оливером Дэменом и 82-летней летчицей Уолли Фанк. Интересная и разношерстная компания получилась, не правда ли?

Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Оливер Дэмен, Уолли Фанс, Джефф и Марк Безос

Путевку для Оливера приобрел его отец, глава нидерландской инвестиционной компании Somerset Capital Partners. Юношу увлекается космосом, поэтому для него этот полет можно считать чем-то вроде стажировки. Вообще вместо Дэмена в космос должен был отправиться другой анонимный пассажир, который выкупил билет за 28 миллионов долларов. Но не смог приехать — много дел.

Зато теперь Оливер побил рекорд и стал самым молодым человеком, побывавшим в космосе.

На борту оказался еще один рекордсмен — конечно, это Уолли Фанк. Летчица должна была полететь к звездам еще в 1960-х годах, но тогда программа для женщин не осуществилась. Своего времени она ждала почти 60 лет, все-таки добралась до космоса и отлично провела время, кувыркаясь в невесомости несколько минут. Корабль Безоса вышел на высоту 107 километров, весь полет занял 10 минут 10 секунд.

Земное примирение

Так что ситуация получилась почти патовой: согласно американскому подходу, оба миллиардера вышли в космос, только Брэнсон пробыл там на 50 минут больше. По международным правилам, первым частным кораблем, покинувшим мезосферу, стал аппарат Безоса, которые еще и установил два рекорда (не сам, а с помощью разновозрастной команды).

Когда космоплан Джеффа приземлился, Ричард написал ему в Твиттере: «Отличная работа Вlue Origin, Джефф Безос, Марк, Уолли и Оливер. Впечатляюще! Всего наилучшего всей команде от меня и команды Virgin Galactic».

В каком-то плане они оба победители. Мало кто из землян может мечтать о полете в космос, а они преспокойно садятся в ракеты и отправляются навстречу неизведанному. Кроме того, Безос и Брэнсон выполняют общечеловеческую миссию, превращая полеты в космос в реальность для каждого землянина. Хотя многие критикуют бизнесменов, мол, лучше бы разобрались с голодом или глобальным потеплением — и на планете хватает проблем.

Брэнсон ответчает: критики, «возможно, не совсем образованы в вопросах того, какую пользу для Земли приносят полеты в космос. Нам нужно больше кораблей, летающих в космос, а не меньше».

Безос добавляет, что обязан работать над космическими программами, даже если сейчас его идеи воспринимаются как сумасшествие: «Я просто строю инфраструктуру. А готова она будет ровно в тот момент, когда человечество осознает ее необходимость. Когда конкретно это случится — через одно поколение или через десять, — неизвестно. Но мы сразу же это поймем».

Автостопом по Галактике: как Безос и Брэнсон делят Вселенную и космический туризм
Оливер Дэмен, Джефф Безос, Уолли Фанс и Марк Безос

Еще больше новостей в нашем Телеграм-канале.

Использованы материалы: BBC Russia, РБК

Фото: Getty Images, @jeffbezos, @richardbranson