Выжившие в трагедии Титаника рассказывают, как все это было

Люди, которые пережили крупнейшую морскую катастрофу в истории, вспоминали, как играли в снежки из айсберга, как наивно полагали, что корабль не тонет, и как затем уплывали в спасательных шлюпках, оставляя на борту лайнера своих родных и близких. Трагедия «Титаника», рассказанная выжившими пассажирами и членами экипажа, — в нашем новом материале.

Трагедия «Титаника» — крупнейшая морская катастрофа в истории

Ранним утром 15 апреля 1912 года британский лайнер «Титаник» потерпел крушение, погубив более полутора тысяч человек и оставив в живых лишь 712 пассажиров. С тех пор история судна продолжает преследовать и завораживать людей во всем мире. О великой водной катастрофе снято множество документальных фильмов, но ни один из них не сможет рассказать о ней достовернее, чем очевидцы трагедии. Некоторые оставшиеся в живых так и не решились поделиться страшными подробностями своего опыта. Другие отважились поведать о спасении посредством интервью, мемуаров или публичных выступлений.

Эти истории из первых уст повествуют о хаосе и панике, воцарившихся на палубах роскошного океанского лайнера. В результате крушения «Титаника» многие семьи были разлучены, судьбы — сломаны, жизни — утрачены. Со дня катастрофы прошло уже 106 лет, а воспоминания очевидцев продолжают возвращать нас к той леденящей душу ночи.

В этом материале мы собрали рассказы пассажиров, которым удалось выжить в одном из крупнейших морских бедствий.

Фредерик Дент Рей, работавший на «Титанике» стюардом, сначала решил, что новость о столкновении — розыгрыш коллег

Фредерик Дент Рей (слева) управлял спасательной шлюпкой №13

Стюард Фредерик Дент Рей рассказывал, что отправился спать примерно в 10:30 вечера и уже засыпал, когда почувствовал толчок. «Через 10 минут ко мне пришел главный стюард и сказал, что произошло столкновение. Я подумал, что он шутит», — вспоминал Фредерик.

Когда стюард услышал крики людей, он поднялся на палубу: «Было холодно, и я решил вернуться за верхней одеждой. В каюте я взял пальто, несколько платков, приготовленных женой, и бритвенный станок на случай, если не смогу вернуться сюда на следующее утро».

Поднимаясь обратно, он услышал звук скрипки: «Мне показалось странным, что кто-то может музицировать сейчас. Это был корабельный оркестр. Я подошел к тринадцатой шлюпке, которая уже была практически полностью заполнена, и стал помогать пассажирам занимать места. Некоторые не хотели садиться и оставались в каютах. Мне было поручено грести». Когда шлюпка сошла на воду, все, о чем думал Фредерик, это поскорее отплыть от корабля, чтобы не утонуть вместе с ним. Шлюпка стюарда Дента Рейя спаслась, в ней находилось 62 человека. 

Эдит Рассел вспоминает, как делала снежки, когда корабль столкнулся с айсбергом

Эдит Рассел была одной из первых, кто заметил айсберг

На момент трагедии 33-летняя Эдит Рассел была стилистом и консультантом моды. Она путешествовала первым классом и была одной из тех немногих выживших, которые говорили о том, что увидели айсберг задолго до того, как на корабле заговорили об аварии.

«Это был очень легкий удар. Словно маленький пинок, больше ничего. Какой-то человек сказал: ''Это айсберг, и он громадный!'' Ведь всем известно, что над водой виднеется лишь верхушка айсберга, то есть где-то одна восьмая его часть. Кусок глыбы упал на палубу. Мы не предполагали, что это серьезно. Просто стали поднимать кусочки льда, большинство из нас играли в снежки!» — рассказывала Эдит Рассел. 

Вашингтон Додж не мог забыть о героизме оркестра «Титаника»

Доктор Вашингтон Додж с ужасом вспоминал, как пассажиров третьего класса не пускали в спасательные шлюпки

На момент трагедии еще одному выжившему пассажиру первого класса, доктору Вашингтону Джорджу, было 52 года. Воспоминаниями о событиях ночи с 14 на 15 апреля 1912 года он поделился в интервью газете San Francisco Bulletin. Доктор рассказывал, как сначала усадил жену и сына в шлюпку №5, а затем чудом оказался в тринадцатой (той самой, которой управлял Фредерик Дент Рей).

«Когда началась паника, я увидел, как один из членов экипажа ''Титаника'' застрелил двух пассажиров третьего класса, которые пытались попасть в спасательную шлюпку. Потом я узнал: двенадцать человек было застрелено», — поведал Додж газете.

Доктор так же вспомнил, что, пока спасательные шлюпки отплывали от корабля, а ракеты стреляли в небо, он слышал, как музыканты исполняли гимн Lead, Kindly Light: «После столкновения оркестр, который до этого давал привычный воскресный концерт, начал играть. Они играли рэгтайм и другую бодрящую музыку. В оркестре было 5 человек, все они погибли».

«Я никогда не забуду ужасную сцену гибели великого парохода, когда мы отдалялись от него, — делилась жена доктора Доджа. — Мужья и отцы, которые пытались быть стойкими, махали и посылали воздушные поцелуи своим женам, сидевшим в спасательных шлюпках».

Доктор Вашингтон Додж умер в Сан-Франциско в 1919 году в возрасте 60 лет. 

Лаура Франкателли записала свои воспоминания о крушении «непотопляемого корабля»

Записи Лауры Франкателли, повествующие о трагедии, были проданы на аукционе

Лаура Франкателли путешествовала на «Титанике» с сэром Космо Дафф-Гордоном и его супругой в качестве их секретаря. Она вспоминала, как поздним вечером 15 апреля один из членов команды надел на нее спасательный жилет, заверив, что это всего лишь предосторожность. Лаура Франкателли предположила, что корабль тонет. Секретарь вспоминала, как сэр Космо Дафф-Гордон тогда нервно возразил ей: «Какой вздор!». Вскоре опасения женщины подтвердились. Когда дело дошло до посадки в шлюпки (напомним, они были предназначены лишь для женщин и детей), Лаура отказалась садиться без сэра Космо и его жены. Позже им троим удалось занять места в маленькой гребной шлюпке, куда в последний момент забрались еще два американца.

Спустя некоторое время пассажиры увидели, как «Титаник» поднимается вертикально, а затем погружается под воду. Все это сопровождалось диким шумом, страшными криками и жутким плачем людей. Лаура Франкателли не помнит, сколько это длилось. Выжившие не могли разговаривать. Они прижались ко дну шлюпки, чтобы максимально долго сохранять тепло. Кто-то молился. Спустя несколько часов их спас корабль «Карпатия». Его прибытие Лаура описала так: «На рассвете мы заметили огни корабля и начали грести к нему, как сумасшедшие. Около 6:30 ''Карпатия'' приблизилась. Когда спасатели спустили веревки, на которых нужно было подняться, я резко ослабла, но меня вытащили».

Женщина умерла в 1967 году, а в 2010 году ее записи были проданы на аукционе в Великобритании. 

Ева Харт оставила после себя мемуары, повествующие о трагедии

Еве Харт было всего 7 лет, когда она пережила крушение корабля «Титаник»

Согласно воспоминаниям Евы Харт, она оказалась на борту «Титаника» с родителями, когда ей было всего семь. «Мы должны были отправиться в Нью-Йорк на корабле ''Филадельфия'', но рейс был отменен. Мой отец был очень счастлив, когда взамен ему предложили билет второго класса на ''Титаник''», — писала она в своей позже изданной книге.

По словам Евы, ее мама не могла уснуть из-за дурного предчувствия на протяжении всего времени, пока семья была в пути: «Когда произошло столкновение, мама была одета и бодрствовала, а вот мы с отцом спали. Мама почувствовала толчок и сразу поняла, что случилось то, чего она боялась. Она разбудила папу, и он немедленно отправился на палубу узнать, что произошло». Когда «Титаник» начал тонуть, отец Евы вернулся в каюту, обернул дочь в одеяло и посадил ее с матерью в шлюпку №14. Последними словами главы семейства Харт были: «Держи маму за руку, будь хорошей девочкой». С тех пор дочь не видела отца. После трагедии тело мистера Харта так и не было найдено.

Несмотря на боль и ужас, которые пришлось испытать семилетней девочке, взрослая Ева старалась жить полной и энергичной жизнью. Она часто говорила: «Люди, с которыми я встречаюсь, всегда удивляются тому, что я без колебаний путешествую поездом, автомобилем, самолетом или кораблем. Они ожидают, что я должна испытывать страх. Если бы я всегда боялась, я бы умерла от испуга много лет назад. Нужно жить полной жизнью, независимо от опасностей, которые поджидают за углом».

Ева умерла спустя 2 недели после своего 91-го дня рождения, оставив после себя книгу «Девочка на борту ''Титаника''», в которой подробно рассказала о трагических событиях. 

Эдвина Макензи забрала с корабля незнакомого ребенка

Эдвина Макензи выжила в трагедии «Титаника» и дожила до ста лет

Некоторые из самых душераздирающих историй о гибели «Титаника» связаны с разлученными родственниками. Миссис Эдвина Макензи, путешествовавшая на «Титанике» в возрасте 27 лет, стала невольной участницей одного из таких грустных сюжетов.

Эдвина вспоминает, что легла спать примерно в половине одиннадцатого вечера: «Я уже дремала, когда вдруг почувствовала вибрацию корабля. Я встала с кровати и вышла в холл, где курили мужчины. Они спросили: ''Что с вами?'' Я ответила: ''А что с кораблем?'' Мужчины сообщили, что корабль всего лишь задел айсберг. Все думали, что будет безопаснее остаться на ''Титанике'', чем перебираться в лодки».

Когда Эдвина Макензи садилась в спасательную шлюпку №13, убитый горем незнакомый мужчина отдал ей крошечного малыша. Чудом в Нью-Йорке молодой девушке удалось разыскать маму ребенка: оказалось, что она плыла в другой шлюпке. Незнакомец, которому удалось спасти свое чадо, сам покинуть тонущий «Титаник» не сумел.

Отметим, что Эдвина Макензи пережила кораблекрушение на 72 года, дожив до ста лет. 

Харви и Шарлотта Коллайер

Шарлотта Коллайер долго не решалась сесть в спасательную шлюпку без своего мужа

Супруги Коллайер и их восьмилетняя дочь Марджори оказались на «Титанике» среди пассажиров второго класса. Они планировали обосноваться на ферме в Айдахо, чтобы поправить здоровье Шарлотты. Но семье не суждено было осуществить задуманный план.

Когда «Титаник» нашел на айсберг, Шарлотта отказывалась садиться в спасательную шлюпку без своего супруга Харви. Выжившая женщина вспоминала, что моряк силой оттащил ее от мужа. «Иди, Лотти, ради Бога, будь храброй. Иди! – сказал ей супруг. – Я сяду в другую лодку». Но Харви, как и большинство мужчин, места в другой шлюпке не получил.

Шарлотта вспоминает, какой панический страх она испытала, когда она вместе с другими спасенными пассажирами прибыла в Нью-Йорк: «Едва ли здесь был кто-то, кто не потерял мужа, ребенка или друга. Но спасся ли мой любимый? Я искала его, своего мужа, которого, как я верила, обнаружу в одной из лодок. Но его нигде не было».

Спустя неделю Шарлотта отправила свекрови следующее послание: «Дорогая мама, я не знаю, что вам написать. Мне кажется, что я сойду с ума. Как же сильно у меня болит сердце, и как же сильно болит ваше, ведь он был вашим сыном, лучшим человеком из всех, кто когда-либо жил на Земле… О, мама, я не могу жить без него… он был так спокоен… Я никогда не смогу передать агонию той ночи… У меня не осталось от него ничего, кроме колец. Все, что было у нас, затонуло вместе с ''Титаником''».
Вдова недолго прожила без своего мужа и в 1916 году скончалась от туберкулеза. 

Непотопляемая Молли Браун

Молли Браун наравне с мужчинами самоотверженно помогала пассажирам погрузиться в шлюпки

Говоря о выживших в трагедии «Титаника», нельзя не упомянуть о непотопляемой Молли Браун. Несмотря на то, что ее комментарии о событиях той ночи до нас не дошли, очевидцы утверждают, что эта леди вела себя невероятно храбро. В легендарном фильме Джеймса Кэмерона эту женщину сыграла актриса Кэти Бэйтс. Да, героиня была не плодом воображения голливудских сценаристов, а реальной пассажиркой.

Маргарет Браун обрела известность еще до «Титаника». Она являлась первой женщиной в США, которая баллотировалась на политическую должность за восемь лет до того, как женщины получили право голоса.

Молли Браун находилась в Европе, когда узнала о болезни своего внука. Женщина решила незамедлительно отправиться в Нью-Йорк и приобрела билет на лайнер. Когда «Титаник» налетел на айсберг, Молли Браун не растерялась и героически помогала другим пассажирам погрузиться в шлюпки, пока ее не уговорили сесть в одну из них. Фактически, она самоотверженно захватила одну из лодок и угрожала выбросить за борт рулевого, если он не вернется, чтобы найти выживших.

После того, как шлюпку Молли подобрало британское судно «Карпатия», женщина вместе с другими спасшимися пассажирами первого класса организовала комитет по финансовой и психологической помощи для переживших трагедию. По прибытии в Нью-Йорк она не покидала спасательное судно до тех пор, пока не убедилась, что все уцелевшие получили помощь.

Непотопляемая светская дама умерла спустя 20 лет после страшных событий. На момент кончины ей было 65 лет.

Недавно стало известно, что компания Blue Star строит точную копию легендарного судна — «Титаник-II». Корабль планируют спустить на воду к 2022 году. Сообщается, что реплика «Титаника» повторит маршрут оригинала через Атлантический океан. Представители Blue Star заверяют, что в этот раз на корабле будет достаточно шлюпок и спасательных жилетов для всех пассажиров. Интересно, многие ли рискнут отправиться в такое путешествие?

Комментарии

36
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • если бы я была там и кто то спас бы меня ценой своей жизни я бы точно сошла с ума пережив это осознавая что изза меня нету другого человека
  • ужасный случай
  • а вы заметили что все выжившие пассажиры 1-2 класса
  • Спасибо за инфо)
  • Я бы с радостью отправилась бы в плаванье на втором титанике. но подозреваю ,что цена будет заоблачная. плюс долететь до места отправления тоже надо
  • Никогда ни корабли, ни суда, погибшие или затонувшую в результате халатных действий экипажа, несчастных случаев или действия стихии, не увековечивались в названиях следующих поколений кораблей и судов, каким бы славным это имя не было. Это, как раз, и есть плохая примета.
  • Вот оно равенство во всей красе- пассажиров третьего класса заперли. Все люди равны, но некоторые ровнее
  • Я тоже смотрела док/фильм, что Титаник потонул по тайному сговору конкурентов другой судостроительной компании крупной. ..Был начинен взрывчаткой..а вовсе не из-за айсберга.Не знаю, кому и чему верить.
  • Я готова пересечь Атлантику и повторить путь Титаника, но вот вопрос не будет ли это факт не уважения к погибшим?
  • Виноваты те, кто выпустил корабль без достаточного количества шлюпок и спасательных жилетов! Это же было элементарно! Но увы,владельцы были слишком уверенны в непотопляемости корабля,а поплатились за это жизнями обычные пассажиры.