«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины»: история художника Эдварда Мунка, который так и не встретил свою единственную

Картины художников — это не просто произведения искусства. За каждой из них стоят истории, зная которые, можно совершенно иначе взглянуть на то или иное полотно. В случае с Эдвардом Мунком, чья выставка открыта в Третьяковской галерее до 14 июля, многие из этих историй связаны с женщинами. Рассказываем, кого любил этот гениальный человек, а кого ненавидел.

Уже больше месяца около Третьяковской галереи ежедневно выстраивается очередь — в одном из главных российских музеев открылась выставка Эдварда Мунка. Даже те, кто не знаком с творчеством этого художника, знают его самую известную картину «Крик».

Глядя на искаженное в ужасе лицо героя, нельзя не почувствовать всю ту силу ужаса и эмоциональный накал, которые художник вложил в свое произведение. Этим Мунк особенно выделялся на фоне других творцов. Он и сам не скрывал, что вдохновлялся людскими тревогами и переживаниями и без зазрения совести выставлял на всеобщее обозрение подробности частной жизни близких ему людей — родственников, друзей, учителей и, конечно же, женщин, коих в его жизни было немало.

«Женщина в ее тотальной изменчивости — это загадка для мужчины. Она одновременно святая и потаскуха, наркотик, страдание, человек… Человек, сводящий с ума…» — писал Эдвард Мунк в своем дневнике. По этим строчкам можно сделать вывод, что ни один роман художника не имел хэппи-энда.

Милли Таулов

Первая любовь никогда не забывается! Вот и Эдвард Мунк на всю жизнь сохранил воспоминания о Милле Таулов. На момент их встречи ей было 25 лет, ему — 21 год. Она была замужем, он же еще ничего не знал о любви.

Выросший в глубоко религиозной семье Эдвард и подумать не мог о том, чтобы иметь связь с несвободной женщиной. С другой стороны, его так сильно тянуло к ней, что он готов был переступить черту. К счастью, этого не потребовалось. Милли не отвечала Эдварду взаимностью, а порой даже насмехалась над его чувствами.

Вот вам и причина того, почему в дальнейшем его отношения с женщинами будут столь сложными.

Не имея возможности в реальной жизни заключить в свои объятия любимую женщину, Мунк сделал это на холсте.

Картина «Танец жизни» является одной из центральных на выставке в «Третьяковской галерее» и, по словам экспертов, наиболее эмоциональной в творчестве художника.

Тулла Ларсен

Именно этой женщине принадлежит звание главной музы художника. Мунк ее обожал и в то же время ненавидел, страстно желал и не раз хотел убить — Тулла была настоящей femme fatale, красивой и порочной.

Их знакомство состоялось в 1898-м, а отношения продлились четыре года. Ларсен была наследницей состоятельного виноторговца и подарила Мунку, что называется, красивую жизнь — они много путешествовали, останавливались в самых роскошных отелях, обедали и ужинали в дорогих ресторанах. Все, конечно же, за ее счет. Мунк, как и любой другой художник, часто был без гроша в кармане.

Тулла Ларсен была готова положить к ногам Мунка весь мир, а взамен просила лишь одного — стать его законной женой. Сам же художник был категорически против брака и не считал нужным скрывать это от своей богатой любовницы. Известен случай, когда они ехали на поезде в Берлин, и Ларсен в очередной раз заговорила о семейной жизни. Без лишних слов Мунк встал и спрыгнул с поезда…

Чувствуя, что их роман неминуемо движется к своему завершению, Тулла решила проучить непокорного и свободолюбивого Эдварда.

Дело было в конце 1902 года, когда женщина передала через посыльного записку, в которой сообщила, что вот-вот умрет от передозировки морфия. Встревоженный Мунк незамедлительно приехал к ней и увидел страшную картину: Матильда, завернутая в саван, лежала в гробу, окруженном горящими свечами. Стоило художнику только приблизиться, как его любовница, живая и здоровая, поднялась и, размахивая револьвером, начала угрожать самоубийством.

Во время громкой перепалки раздался выстрел — Мунк был ранен в руку. Подобное происшествие не могло не иметь печальных последствий — на несколько недель Эдвард Мунк лег в психиатрическую больницу.

С Туллой Ларсен он больше никогда не общался, а если и вспоминал, то называл ее «та женщина». Несмотря на столь печальную историю, «та женщина» оказала сильное влияние на творчество художника. Именно она изображена на его картинах «Вампир», «Метаболизм» и «Танец жизни». В последней она смотрит на главных героев произведения — Эдварда Мунка и Милли Таулов, слившихся в объятиях.

Ева Мудоччи

Скрипачка Ева Мудоччи заметно выделяется на фоне других женщин Мунка. Ведь с ней художник… ни разу не виделся! Их роман существовал исключительно на бумаге. В этой переписке, длившейся несколько лет, Ева не настаивала на встречах, не признавалась Эдварду в любви, не говорила о замужестве. Она лишь изливала ему свою душу, в деталях рассказывая о непростой судьбе. А мы уже говорили ранее, что лишь такие личности вдохновляли художника.

Мудоччи Мунк запечатлел в картине «Брошь». Сюжет литографии 1903 года тесно связан с одной из культовых картин Мунка под названием «Мадонна» (1893-й). Также девушке были посвящены еще две работы, созданные в том же году — «Концерт для скрипки» и «Саломея».

По словам Мунка, у Евы были «тысячелетние глаза», и он был готов рисовать их снова и снова. Но постепенно это желание, как и отношения пары, сошли на нет.

Дагни Юль

«В нее были влюблены все мужчины — ее смех сводил их с ума», — так писали о Дагни Юль, с которой Эдвард Мунк познакомился во время одной из встреч со своим биографом Станиславом Пшибышевским. Станислав был супругом Дагни.

Неизвестно, как именно развивались отношения Мунка и Юль, но именно с этой женщиной художник впервые узнал, что такое ревность. Ее он ревновал ко всем: к законному супругу, к другим мужчинам (а их всегда было очень много вокруг красавицы Дагни), даже к ее родным детям!

Ревность толкает на многое. Мунка она толкнула на создание картины под названием… «Ревность».

Как отмечал автор, в портрете Дагни он пытался изобразить самого дьявола. Вот это была женщина!

Пару слов хочется сказать о том, как закончилась ее жизнь. Умерла она, как и полагается роковой даме, молодой (в 33 года) от рук своего очередного любовника. В номере грузинского Гранд Отеля она была убита на глазах у 6-летнего сына. 

Эдвард Мунк пережил свою возлюбленную на 43 года. Он скончался в 1944-м в возрасте 80 лет. В полном одиночестве.

Комментарии

15
под именем
  • Топ
  • Все комментарии
Показать сначала
  • Новые
  • Старые
  • Мунк - это норвежский Франсиско Гойя. Один из моих любимых художников.
  • Картина "Брошь" очень понравилась. Из всех - она наименее странная и наиболее красивая.
  • Анна Петровская, Вы гениальны! на сайте Вуман, где так много сплетен - Вы реально углубились в тему и рассказали нам то, чего многие не знали, хотя и видели картину много раз.... Спасибо Вам! Вы расширили мои познания))) Как бы, скорей всего, сказали бы психологи - это похоже "невроз/невротичное состояние". А иначе как объяснить, что художник одновременно и бежал от серьёзных отношений и хотел всецело ими обладать... Да и женщины его, мягко говоря, странными по поступкам были... Интересно (и жаль, что не затронуто) - какими были его отношения с матерью? ведь всё идёт из детства.... может, его то лупили, то зацеловывали в объятиях и у него сложился такой странный диссонанс любви-сумасшествия-боли-страха-и одновременно желания... И ещё, пришла на ум мысль: если Мунк со своей психикой (не в обиду, как говорят, все творческие люди немного сумасшедшие) притягивал и привлекался такими же странными женщинами - может вовсе и не противоположные люди создают отношения по сей день... Может, всё это чушь, что противоположности притягиваются и на самом деле каждый человек со своими "неврозами" - находит другого, наиболее подходящего себе.
  • Мне нравятся его работы. Тут дело не в красоте, а в том,как он передает чувства
  • Какие замечательные работы! спасибо за информацию
  • Статья поверхностная, не раскрыта тема творчества художника.
  • просто мурашки по коже! очень понравились его рисунки карандашом, а вот живопись Мунка мне не особо близка
  • Тоже не понимаю творчество Мунка, но это,видимо, от моего плохого знания искусства,а статья действительно интересная,спасибо автору и побольше таких,пожалуйста!
  • Нездоров он был как и многие другие талантливые люди, отсюда такой странный выбор женщин
  • Читаю: "Тулла Ларсен - famme fatale". Всегда считала, что роковая женщина никогда не будет содержать мужчину и проситься замуж. Далее, скрипачка Ева, которую, со слов журналиста, Мунк никогда не видел, но при этом утверждал, что у нее тысячелетние глаза и постоянно изображал их. Это как? Мунк - мой любимый художник.