Успешный успех: какие бывают коучи и откуда они взялись

Среди огромного количества клиентов персональных и корпоративных тренеров есть недовольные и критически настроенные. К опасным аспектам коучинга относятся отсутствие профессиональной квалификации и часто какого-либо образования, несмотря на смежную с психологией сферу деятельности. В неумелых или нечестных руках наставничество может стать не только выманиванием денег за сомнительную или общедоступную информацию неопределенного свойства, но и способно нанести вред даже психике человека.

Эксклюзивный сериал стримингового онлайн-кинотеатра KION «Успешный», который вышел 1 января, показывает обе стороны коучинга: есть сказочно богатый клиент, который имеет все на свете, кроме счастья, а есть вечно голодный неудачливый коуч, работающий консультантом в магазине электроники, но пребывающий в состоянии легкой эйфории радости.

Бизнес-коучинг

Этот вид коучинга выделился в особую группу под влиянием деятельности Тимоти Голви. За годы работы инструктором по теннису он разработал уникальный метод «Внутренней игры», а после выхода его книги «Внутренняя игра в теннис» он проснулся всемирно известным. Его услугами пользовались крупнейшие компании вроде IBM, Coca-Cola или Apple, а в настоящий момент Голви работает в институте Performance Consulting. Суть «внутренней игры» заключается в избавлении от внутреннего сопротивления, потому что «противник в голове — опаснее соперника по ту сторону». По мнению Голви таким образом человек сможет добиться больших результатов, раскроет свой потенциал, научится осваивать новые навыки. В применении к рабочим коллективам цели «внутренней игры» можно изложить в трех основных позициях:

1) Развить в сотрудниках самостоятельность;

2) Сделать из менеджеров бизнес-тренеров;

3) Показать управляющему компанией, как он может превратить предприятие в «обучающую организацию». 

Отталкиваясь от идей Голви, многочисленные коучи создали персональные системы достижения эффективности и грамотного менеджмента, которыми пользуются и по сей день. Например, ученик Голви, бывший мотогонщик и бизнес-тренер №1 по версии журнала The Independent Джон Уитмор написал одну из самых популярных на сей день книг в этой сфере «Внутренняя сила лидера. Коучинг как метод управления персоналом». В ней излагается уникальная техника Уитмора GROW (англ. — «рост»), состоящая из 4 позиций — цели, реальность, выбор и воля.

Спортивный коуч

Успешный успех: какие бывают коучи и откуда они взялись

В высоко соревновательной индустрии главным соперником человека считаются сомнения и препятствия в голове спортсмена (недаром известный фильм называется именно «Бой с тенью»). По телевидению периодически показывают, как атлеты психологически и физически срываются во время ответственных соревнований. Можно вспомнить хотя бы трагический уход фигуристки Евгении Медведевой из группы Этери Тутберидзе или истерику Александры Трусовой после проката победительницы Анны Щербаковой. Всего этого, по мнению коучей, можно избежать. 

После публикации книги «Внутренняя игра в теннис» и оглушительных достижений спортсменов вроде Мохаммеда Али каждый любитель и просто желающий усовершенствовать себя потянулся за ключом к успеху, который будто бы можно купить и всего-навсего прочитать. Верхушка этого айсберга — мотивирующие цитаты вроде «Порхай, как бабочка…» и самый раскрученный в мире личный блог Криштиану Роналду. На карьере знаменитостей зарабатывают их родственники и друзья. Так автор книги «Воспитать Тигра» Эрл Вудс имел в своих руках «золотой» пример своей практики — он отец звездного гольфиста Тайгера Вудса и по мотивам своей тренерской работы издал книгу. Однако не стоит забывать, что родители оказываются порой далеко не лучшими коучами для своих детей — тому пример фигуристка Тоня Хардинг, которую мать мучила тяжелыми тренировками.

Лайф-коучинг

Успешный успех: какие бывают коучи и откуда они взялись

Иногда людям нужен совет не по какому-либо конкретному делу, а по развитию жизни. Тогда они обращаются к лайф-коучам, чья экспертная сфера наиболее широка. Они предоставляют поддержку по самым разным направлениям и помогают найти ключ к любой проблеме, будь то сложности в отношениях с партнером, переживание трагедий или негативные привычки, мешающие эволюции личности. Именно работа этих наставников сильнее всего перекликается с трудом психологов и психотерапевтов, но есть одно важное отличие. Психологи работают с каждым клиентом индивидуально, они не дают ответов, а лишь задают правильные вопросы. Лайф-коучи же пытаются охватить широкий спектр запросов, а потому их курсы и видео разбирают популярные проблемы.

Другая часть лайф-коучей предлагает различные подходы к изменению жизни, среди которых трансформация сознания. Один из старейших коучей Боб Проктор, еще в 1984-м году выпустивший книгу «Вы родились богатыми», придумал закон притяжения. В его теории человек в хорошие моменты должен представлять лучшую версию себя, тогда он подсознательно будет стремиться, притягиваться к ней, даже того не замечая. 

Астрокоучинг

Те, кому астрология кажется ложью и пустым вымогательством денег, просто не слышали про астрокоучинг — метод, сочетающий в себе прелести классического лайф- или финансового коучинга и астрологии. После составления «натальной карты» (она показывает, какие планеты или дома доминируют в жизни клиента исходя из их положения во время  рождения человека) астрологи обычно излагают ту информацию, которая «предначертана звездами». Астрокоучи исходя из «натальной карты» дают советы о разрешении трудностей в личной жизни или карьере, саморазвитии, раскрытии истинной индивидуальности и повышении самооценки. Большая проблема астрокоучинга, как соединения двух далеко не самых точных областей знания, — возрастающая релевантность логики неопределенных текстов. Чтобы дать ожидаемый ответ опытному человеку, иногда достаточно лишь сказать пару самых общих фраз, не имеющих никакой привязки к реальности, но из-за максимальной расплывчатости формулировок практически любой может принять их на свой счет. «Дальняя дорога», «казенный дом», «распутье в жизни» и прочие крылатые выражения гадалок и провидиц — яркий пример подобных речей. При обращении к астрокоучам, как и в случае с тарологами и астрологами, важно понимать за что будут уплачены деньги, потому что в абсолютном большинстве случаев никто из специалистов по общению с небесными телами или картами с картинками не сможет сказать той информации, которую клиент не знает про себя сам.

Фото: пресс-служба